Развитие познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников средствами дидактической игры

Развитие познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников средствами дидактической игры

В статье развитие познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников средствами дидактической игры показано, что построение занятий с применением дидактических игр с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательного интереса. Занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко выполнять разнообразные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Важно раскрыть ребёнку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, о его назначении.

Аннотация статьи
познавательный интерес
старшие дошкольники
дидактическая игра
предметный мир
Ключевые слова

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сензитивным периодом для формирования представлений о предметах рукотворного мира. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало, изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру.

Отправной точкой ознакомления с вещами детей шестого года жизни являются ближайшие вещи и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших детей – это не только конкретные вещи, но и «умные изобретения» людей.

Детей старшего дошкольного возраста интересует история появления и изобретения вещей. Если ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, то старший дошкольник стремиться узнать, как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает много вопросов о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям.

Познавательные интересы имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием дидактических игр. С дошкольниками подготовительной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов через использование дидактических игр на занятиях развития речи.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по развитию речи, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

В старшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Для проведения эксперимента мы провели комплекс занятий с использованием следующих дидактических игр:

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»,

«Бережливые растения»,

«Почему меньше?»,

«Мир тканей»,

«Кем работают эти люди?»,

«Фильтрование воды»,

«Времена года»,

«Путешествие в прошлое швейной машинки»,

«Опыт с водой и яйцом»,

«Овощи и фрукты»,

«Опыт: соль и перец»,

«Опыт: невидимые чернила»,

«Опыт: выращивание овощей»,

«Опыт: лед и соль»,

«Опыт: много ли в легких воздуха?»,

«Опыт: для чего человеку кожа»,

«Опыт: картофельный человечек»,

«Опыт: как работает желудок».

Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» – когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает кубики и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе манипулирования с кубиками, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.

Построение занятий с применением дидактических игр с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательного интереса.

Наиболее адекватными для развития познавательного интереса являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и умственные способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Соревновательный характер коллективных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко выполнять разнообразные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Текст статьи
  1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2012. – С. 5-12.
  2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М: Сфера. 2004. – 128с.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1989. – С. 154-156.
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2001.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля