Применение ИКТ-технологий в преподавании истории и обществознания

Применение ИКТ-технологий в преподавании истории и обществознания

В статье автор представляет собственный опыт по применению информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания. В работе учителя истории и обществознания использование информационно-коммуникационные технологии на уроках дает широкий простор для творчества. Данные технологии применяются на разных этапах урока: для актуализации знаний, на этапе объяснения нового материала, для контроля и оценки знаний, умений и навыков. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.

Аннотация статьи
информационно-коммуникационные технологии
научно-исследовательская деятельность
программы Web 2.0
история и обществознание
творческие способности
Ключевые слова

Перед современной школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Сегодняшние школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.

В работе учителя истории и обществознания использование информационно-коммуникационные технологии на уроках дает широкий простор для творчества. Применение данных технологий возможно на разных этапах урока. В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания.

Что же такое Информационные технологии?

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Можно выделить следующие сферы применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания истории и обществознания. Данные сферы отражены в рисунке.

Рис. Сферы применения информационных технологий в преподавании истории и обществознании

Схема отражает место и взаимосвязь сфер применения информационных (компьютерных) технологий в учебном процессе. Цифрой 1 на схеме обозначен учебный процесс в целом. Цифры 2, 3, 4 показывают три основные сферы применения информационных технологий.

Во-первых, это использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В этой области накоплен достаточно большой опыт. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки.

Во-вторых, дистанционное обучение. Развитию этой сферы применения информационных образовательных технологий сегодня уделяют особое внимание. Современные способы общения, существующие в компьютерных сетях, снимают целый ряд ограничений в дистанционном обучении.

В-третьих, проектные образовательные программы. Это наиболее интересная сфера. Создается пространство для самовыражения ученика в полном объеме. При этом плоды творчества учащихся оказываются востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу [3, с.28-31].

Все вышеупомянутые технологии взаимодействуют в учебном процессе: при выполнении проектов активно используются возможности сети Интернет, а при дистанционном обучении без готовых программных продуктов вообще невозможно создать полноценный проект.

Необходимо помнить, что применение в учебном процессе информационных технологий не может заменить учителя. В учебном процессе нужно придерживаться разумного сочетания форм и методов работы с ИКТ и других методов обучения.

К основным условиям реализации ИКТ относятся – материально-техническое, учебно-методическое и информационное оснащение. В настоящее время для меня созданы все технические условия для успешной работы и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

С помощью ЦОР на уроках истории и обществознания я решаю целый ряд задач:

  • предъявляю новый учебный материал;
  • организую повторение и закрепление пройденного;
  • провожу промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
  • помогаю учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

ЦОР применяю на следующих этапах урока:

  • для актуализации знаний (электронные тесты);
  • на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофильмы);
  • для контроля и оценки знаний, умений и навыков (программы-тренажёры, тесты).

Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. В своей работе собираю нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Широко применяю презентации и видеоуроки, которые использую на различных этапах урока, так как зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. На моих уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде», а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор. По ходу просмотра видео уроков и презентаций учащимся можно давать различные виды заданий: прослушай фрагмент видео и ответь на вопросы..., по рисунку на слайде опиши «…..», в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни, как это описано в учебнике и т.д.

Современное интернет-пространство дает широкие возможности для использования готовых ЦОР. В совей работе я активно использую видеоуроки размещенные на сайтах: https://videouroki.net/, https://infourok.ru.

А также Единую коллекцию Цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/.

Использование электронных пособий позволяет повысить интерес к изучению предмета, учит ориентироваться в информационном пространстве, облегчает запоминание темы, так как работает плодотворно зрительный анализатор.

В процессе обучения истории и обществознанию, я широко практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего реферата, доклада, сообщения. Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

Но использование ИКТ в моей работе не ограничивается видео уроками и презентациями. Я активно использовать различные интернет-сервисы, которые позволяют ещё больше разнообразить урок и сделать его интересным для современного поколения учеников. Это ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0

Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.

Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.

Примеры сервисов Web 2.0, которые я использую на уроках можно условно разделить на несколько групп:

  • виртуальные доски (Popplet, RealtimeBoard, Scrumlr, Twiddla, Padlet, Plikers);
  • презентации, публикации, инфографики (PowToon, Google presentations, Zentation, Canva, Prezi, Calameo, Easel.ly, Infogr);
  • Карты ума или ментальные карты (XMind, Bubbl, Popplet)
  • Рабочие листы (Formativе, Wizer, Live Worksheets
  • Сервисы и программы для создания опросов и тестов (Simpoll, ClassMarker, Online Test Pad, Мастер-Тест)
  • Сервисы для создания виртуальных классов для своих реальных учеников (LearningApps.org, Edmodo)
  • Сервисы для создания дидактических игр (Jigsawplanet (пазлы), LearningApps, ClassTools, Фабрика кроссвордов)
  • Сервисов для создания ленты времени (таймлайнов) (Timeline, StoryMapJs, Tiki-Toki, Sutor, Timetoast.com)

В образовательном процессе применяю сетевые образовательные технологии. Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию использую сайт «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ» через которые учащиеся получают индивидуальные задания для подготовки к экзаменам. Это позволяет отслеживать процесс подготовки и увидеть пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам и заданиям.

В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у учащихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.

Применение в преподавании истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Текст статьи
  1. Анатова Н.Я. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.
  3. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / Под ред. Е.В.Афонина. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2007. - 136 с.
  4. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе – М.: Владос, 2007. - 80 с.
  5. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46.
  6. http://marinakurvits.com/37_veb_servisov_dla_uchitel%D0%B0/#Infografika 37 веб-сервисов, от которых учитель будет в восторге
  7. https://www.eduneo.ru/5-servisov-kotorye-neobxodimy-prepodavatelyu-inostrannyx-yazykov/ – 5 интернет-сервисов, которые необходимы онлайн-преподавателю
  8. https://sdelano.media/freetimelines/ – 5 бесплатных сервисов для создания ленты времени (таймлайнов)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая