Перед современной школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.
Сегодняшние школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.
В работе учителя истории и обществознания использование информационно-коммуникационные технологии на уроках дает широкий простор для творчества. Применение данных технологий возможно на разных этапах урока. В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания.
Что же такое Информационные технологии?
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Можно выделить следующие сферы применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания истории и обществознания. Данные сферы отражены в рисунке.
Рис. Сферы применения информационных технологий в преподавании истории и обществознании
Схема отражает место и взаимосвязь сфер применения информационных (компьютерных) технологий в учебном процессе. Цифрой 1 на схеме обозначен учебный процесс в целом. Цифры 2, 3, 4 показывают три основные сферы применения информационных технологий.
Во-первых, это использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В этой области накоплен достаточно большой опыт. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки.
Во-вторых, дистанционное обучение. Развитию этой сферы применения информационных образовательных технологий сегодня уделяют особое внимание. Современные способы общения, существующие в компьютерных сетях, снимают целый ряд ограничений в дистанционном обучении.
В-третьих, проектные образовательные программы. Это наиболее интересная сфера. Создается пространство для самовыражения ученика в полном объеме. При этом плоды творчества учащихся оказываются востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу [3, с.28-31].
Все вышеупомянутые технологии взаимодействуют в учебном процессе: при выполнении проектов активно используются возможности сети Интернет, а при дистанционном обучении без готовых программных продуктов вообще невозможно создать полноценный проект.
Необходимо помнить, что применение в учебном процессе информационных технологий не может заменить учителя. В учебном процессе нужно придерживаться разумного сочетания форм и методов работы с ИКТ и других методов обучения.
К основным условиям реализации ИКТ относятся – материально-техническое, учебно-методическое и информационное оснащение. В настоящее время для меня созданы все технические условия для успешной работы и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
С помощью ЦОР на уроках истории и обществознания я решаю целый ряд задач:
- предъявляю новый учебный материал;
- организую повторение и закрепление пройденного;
- провожу промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
- помогаю учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
ЦОР применяю на следующих этапах урока:
- для актуализации знаний (электронные тесты);
- на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофильмы);
- для контроля и оценки знаний, умений и навыков (программы-тренажёры, тесты).
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. В своей работе собираю нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Широко применяю презентации и видеоуроки, которые использую на различных этапах урока, так как зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. На моих уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде», а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор. По ходу просмотра видео уроков и презентаций учащимся можно давать различные виды заданий: прослушай фрагмент видео и ответь на вопросы..., по рисунку на слайде опиши «…..», в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни, как это описано в учебнике и т.д.
Современное интернет-пространство дает широкие возможности для использования готовых ЦОР. В совей работе я активно использую видеоуроки размещенные на сайтах: https://videouroki.net/, https://infourok.ru.
А также Единую коллекцию Цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/.
Использование электронных пособий позволяет повысить интерес к изучению предмета, учит ориентироваться в информационном пространстве, облегчает запоминание темы, так как работает плодотворно зрительный анализатор.
В процессе обучения истории и обществознанию, я широко практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего реферата, доклада, сообщения. Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.
Но использование ИКТ в моей работе не ограничивается видео уроками и презентациями. Я активно использовать различные интернет-сервисы, которые позволяют ещё больше разнообразить урок и сделать его интересным для современного поколения учеников. Это ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0
Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.
Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.
Примеры сервисов Web 2.0, которые я использую на уроках можно условно разделить на несколько групп:
- виртуальные доски (Popplet, RealtimeBoard, Scrumlr, Twiddla, Padlet, Plikers);
- презентации, публикации, инфографики (PowToon, Google presentations, Zentation, Canva, Prezi, Calameo, Easel.ly, Infogr);
- Карты ума или ментальные карты (XMind, Bubbl, Popplet)
- Рабочие листы (Formativе, Wizer, Live Worksheets
- Сервисы и программы для создания опросов и тестов (Simpoll, ClassMarker, Online Test Pad, Мастер-Тест)
- Сервисы для создания виртуальных классов для своих реальных учеников (LearningApps.org, Edmodo)
- Сервисы для создания дидактических игр (Jigsawplanet (пазлы), LearningApps, ClassTools, Фабрика кроссвордов)
- Сервисов для создания ленты времени (таймлайнов) (Timeline, StoryMapJs, Tiki-Toki, Sutor, Timetoast.com)
В образовательном процессе применяю сетевые образовательные технологии. Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию использую сайт «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ» через которые учащиеся получают индивидуальные задания для подготовки к экзаменам. Это позволяет отслеживать процесс подготовки и увидеть пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам и заданиям.
В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у учащихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.
Применение в преподавании истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.