Анализируя труды отечественных музыкантов, в которых так или иначе затрагиваются вопросы воспитания аппликатурных навыков, необходимо отметить, что наиболее значительные исследования в данной области принадлежат нескольким авторам. Среди них необходимо назвать диссертационные исследования Д.С. Сапельникова «Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий (на материале учебной работы в фортепианных классах)» и А.Н. Шадрина «Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки XX века».
Труд Д.С. Сапельникова представляет особый интерес для настоящего исследования, поскольку наиболее близок к проблемам, встающим перед педагогами и учащимися Детских музыкальных школ и фортепианных отделений Детских школ искусств. На его рассмотрении мы остановимся более подробно.
Д.С. Сапельников предлагает несколько подходов к формированию аппликатурной компетенции учащихся. Аппликатура, как он утверждает, бифункциональна: «с одной стороны, её предназначение в том, чтобы обеспечивать удобные психофизические условия для игры, с другой стороны, выявить художественно-выразительные потенции…произведения» [3, с. 59]. Он утверждает, что основной аппликатурный принцип заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть художественную выразительность произведения.
Работа над осознанным выбором аппликатуры должна происходить на начальной стадии обучения пианиста, когда закладываются фундаментальные основы технических умений и навыков. Типовые аппликатурные схемы и формулы основаны на образцах гамм, арпеджио и аккордов. Поэтому изучение и работа над гаммами во всех проявлениях является необходимым и обязательным условием технического развития и аппликатурной грамотности музыканта-инструменталиста. Данное утверждение Д.С. Сапельникова является фундаментальным для пианистов всех возрастов. О необходимости изучения гамм говорили все видные методисты-теоретики. В настоящее время изучение гамм начинается в младших классах Детской музыкальной школы и продолжается на протяжении всего периода обучения, вплоть до старших курсов консерваторий.
Д.С. Сапельников утверждает, что для того, чтобы выбрать наиболее подходящую аппликатуру, необходимо сразу же пробовать её в «соответствующем скоростном режиме» [3, с. 86]. Большинству учащихся на начальном этапе работы над произведением достаточно трудно представить, каким будет истинный темп разучиваемой ими пьесы. Педагог, занимаясь в классе с учащимися должен направлять их внимание на то, чтобы используемые пальцы были удобными, и в быстром темпе не возникало «аварий».
Следует избегать записи вариантов аппликатуры в нотах, считает Сапельников, так как отсутствие каких-либо пометок побуждает ум искать и вспоминать найденный ранее вариант решения. Впоследствии пианист привыкает мыслить определенными аппликатурными формулами, приучается видеть «позицию» руки и моментально находить приемлемый вариант расстановки пальцев даже при чтении с листа незнакомого нотного текста.
Большинство педагогов, в том числе Г.Г. Нейгауз, И. Гофман, С.И. Савшинский предостерегают от слепого следования редакторской аппликатуре, потому как она не всегда является самой удобной и верной. Существуют редакции, утвердившиеся как наиболее приемлемые в педагогической практике. К ним надо отнести редакцию «Инвенций» И.С. Баха, выполненную Ф. Бузони, редакцию А. Шнабеля «Сонат» Бетховена и некоторые другие, аналогичные по своему значению в педагогической практике. Также есть редакции, снискавшие славу исполнительских, к числу которых смело можно отнести редакцию С.В. Рахманинова «Апассионаты» Л. Бетховена. Безусловно, такая редакция не подходит для использования юными музыкантами.
Рассматривая вопрос о необходимости иметь несколько аппликатурных вариантов одного и того же произведения, Сапельников однозначно утверждает, что это нецелесообразно, поскольку приводит к сбоям во время публичных выступлений.
Наряду с изучением гамм чрезвычайно полезны упражнения направленные на подвижность 1-го пальца. Упражнения, по мысли Сапельникова, являются необходимым условием воспитания аппликатурных умений и навыков, поскольку открывают путь к новым техническим умениям. В результате освоения упражнений учащимся становится доступным большее количество аппликатурных решений. В качестве примера он приводит упражнения из «Новой формулы» Сафонова, где особое внимание уделяется подкладыванию 1-го пальца, развитию его подвижности. «Так как большой палец должен быть рассматриваем как рычаг, на котором вращается вся техника (гаммы, арпеджио и проч.), то главная забота состоит в том, чтобы выработать полнейшую свободу сочетания его с другими пальцами» [3, с. 89].
Сапельников Д.С. предостерегает учащихся от замены слабого 4-го пальца на более сильные – 2-ой и 3-ий пальцы, считая, что неразвитость слабых пальцев должна стать отдельной заботой пианиста.
Интерес представляет исследование А.Н. Шадрина, посвященное вопросам аппликатуры в произведениях композиторов XX века. Автор подробно рассматривает аппликатурные принципы С. Прокофьева, Б. Бартока и И. Стравинского. Творчество каждого из названных композиторов имеет свои неповторимые черты. В творчестве С. Прокофьева есть и атональная музыка, и кластерная техника, требующая в каждом конкретном случае индивидуального аппликатурного решения.
Музыкальный язык Белы Бартока, по справедливому замечанию Шадрина, неповторим и своеобразен. Он широко использует подкладывание 5-го пальца под 3-ий, а также 4-го под 3-ий, возрождая тем самым традиции XVI – XVIII веков. Также в музыке Б. Бартока можно часто встретить технику быстрой смены позиционных «блоков», столь характерную для творчества Ф. Листа.
Исследование А.Н. Шадрина полезно изучить педагогам, чей репертуар требует обновления музыкой XX века. В нём читатель может найти необходимые советы по выбору аппликатуры в произведениях большинства известных нам композиторов XX века, писавших музыку для детей.
Актуальными и востребованными в настоящее время по-прежнему остаются труды пианистов-педагогов советской школы – Г.Г. Нейгауза, Е.Я. Либермана, В.И. Сафонова.
Необходимо дифференцированно подходить к определению аппликатурного приема, основной задачей должна считаться передача стилевых особенностей и художественного замысла композитора. В этой связи стоит вспомнить слова Г.Г. Нейгауза: «наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом» [4, с. 179]. Поэтому поиск наиболее подходящего выбора аппликатуры невозможен без учета смыслового содержания музыкального произведения.
Вторым определяющим фактором, опираясь на опыт Нейгауза, следует считать соответствие аппликатуры стилистике композитора и эпохи, в которую было написано произведение. Так, нельзя играть гаммообразные пассажи в сонатах композиторов классиков той же аппликатурой, что и аналогичные построения в пьесах Ф. Листа. Если в классической сонате мы используем аппликатуру, традиционную при исполнении гамм, т.е. 1,2,3,1,2,3,4, то у Листа есть пассажи, в которых он лично пометил следующую последовательность пальцев при игре гамм – 1,2,3,4,5,1,2,3,4,5 и т.д. Непреложность утверждения о соответствии аппликатуры стилистике автора и эпохи, на наш взгляд, не требует доказательств, она вполне очевидна.
Другим фактором, который нельзя не учесть, является соответствие аппликатуры индивидуальным особенностям руки учащегося. В младших классах педагог имеет право опустить один из звуков аккорда, если учащийся не имеет необходимой растяжки руки. Иногда в педагогической практике встречаются случаи, когда педагог вынужден отступить от авторской или традиционной для данного конкретного случая аппликатуры в силу невозможности её использования по ряду индивидуальных причин, среди которых могут оказаться как малые размеры руки, так и профессиональные заболевания рук, в том числе невриты.
Опытные педагоги отмечают, что без прочно усвоенных технических формул – различных видов гамм и арпеджио – невозможно воспитать техническое совершенство, а значит, невозможно полноценно воплотить ни один художественный образ. Мастера советской школы неоднократно говорили о необходимости изучения гамм, рекомендуя играть их в различных темпах, на разных силовых и динамических уровнях. Изучение гамм начинается с первых классов Детских музыкальных школ и продолжается вплоть до старших курсов музыкальных колледжей. Поэтому игра гамм является неотъемлемой частью музыкального и технического музыкального образования инструменталистов (заметим, что гаммы в обязательном порядке изучают также струнники и духовики).
Воспитание аппликатурной грамотности, как отмечают исследователи, необходимо начинать с первого класса Детской музыкальной школы, когда учащийся только начинает входить в мир музыки и осваивать игру на музыкальном инструменте.
С первых шагов ученик незаметно для самого себя приобщается к аппликатурным правилам. Обучение игре на фортепиано принято начинать с освоения приема игры non legato. Существует замечательно упражнение, подробно описанное в пособии А.Д. Артоболевской под названием «Радуга-дуга». Начинать его необходимо 3-им пальцем, потому что он являет собой центр руки, и на него проще и удобнее всего опереться юному музыканту. Далее постепенно в работу вовлекаются 2-ой, 4-ый пальцы и только когда ребенок усвоит позицию руки упражнение можно играть 1-ым и 5-ым пальцами. Так постепенно учащиеся учатся извлекать из инструмента звуки разными пальцами. Это и есть не что иное, как начатки воспитания аппликатурной грамотности, которая продолжается в течение всего периода обучения пианиста.