научный журнал «Актуальные исследования» #21 (24), ноябрь '20

Жанровые зарисовки современных композиторов в классе баяна

В статье освещается творчество современных композиторов, которым отдают предпочтение преподаватели народного отделения ДШИ г. Шебекино. Уделяется внимание разбору некоторых произведений, которые особо зарекомендовали себя в работе с учащимися ДШИ.

Аннотация статьи
музыка
баян
композиторы
репертуар
инструменты
сборник
Ключевые слова

«Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребёнка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека», – писал Александр Блок.

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и созидающих сегодня? Почти ничего. Между тем в нашей стране появилось много новых и интересных композиторов, которые являются лицом современной музыкальной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ и школ искусств российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живём с новыми композиторами в одно время и призываю преподавателей не ждать, пока их имена станут достаточно известными. Наши юные воспитанники хотят исполнять не только музыку признанных европейских и отечественных мастеров, но и познавать современную музыку и знакомиться с её авторами.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание педагогов отделения народных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств к творчеству современных композиторов, сочиняющих для детей, авторов инструментальных миниатюр, жанровых зарисовок, этюдов, ансамблей, альбомов, обработок народных песен.

В детской школе искусств г.Шебекино творчеству современных композиторов-баянистов уделяется большое внимание. Проводятся открытые уроки, методические семинары, фестивали-конкурсы, где данная тема находит успешное практическое воплощение. Преподаватели и учащиеся проявляют интерес к произведениям полюбившихся авторов, знакомятся с фактами их творческой биографии и образным содержанием музыки. Это композиторы: А.Кокорин, А.Коробейников, В.Сурцков, В.Баканов, Б.Самойленко и другие.

На очередном методическом семинаре педагоги народного отделения с удовольствием познакомились с творчеством молодого омского композитора Андрея Николаевич Кокорина, выпускника Российской Академии музыки, занимавшегося по специальности баян в классе Заслуженного артиста России, профессора Ю.А.Вострелова, а по инструментовке и композиции - у Заслуженного деятеля искусств, профессора Ю.Н.Шишакова. Будучи студентом музыкального училища А.Кокорин начал пробовать себя в композиции. К защите дипломной работы в РАМ был представлен первый авторский сборник, который получил высокую оценку на кафедре народных инструментов. Музыкальный язык произведений отличается яркой индивидуальностью, свежестью гармонических и мелодических решений. Кокориным написано большое количество произведений для баяна, аккордеона, домры. В его творческом багаже есть струнный квартет, произведения для оркестра, сонаты и сюиты для баяна и множество обработок народных мелодий. Состоявшаяся презентация «Детского альбома ансамблей» этого талантливого композитора, ввела слушательскую аудиторию в мир современной музыки. «Альбом» представляет собой сюиту из восьми пьес различного характера («Песенка», «Хоровод», «Вальс», «Блюз», «Марш Карабаса-Барабаса», «Воспоминание», «На деревне», «Небылица»). В каждой пьесе проявился самобытный почерк композитора – в остром ритме, сложном метре, в непривычной, гармонии, в сочетании различных видов ладов и тональностей. Музыка А.Кокорина учит юных баянистов наслаждаться красотой звучания мелодии, гармонии, яркостью и свежестью сочетаний звуков. Знакомясь с «Альбомом», дети обязательно обратят внимание на необычность ритма «Небылицы», лад и гармонию пьесы «Блюз», на то, какие нарочитые несообразности создают комическое впечатление в «Марше Карабаса-Барабаса»; выявят с помощью педагога жанровые и ритмические особенности, характер и настроение «Песенки», «Хоровода», «Вальса» и пьесы «Воспоминание»; расскажут о своих зрительных впечатлениях от картин природы в пьесе «На деревне».

Список произведений, созданных А.Кокориным довольно внушительный. Он включает в себя также: два выпуска пьес для баяна и аккордеона «Музыкальный глобус», концертные вальсы «Три четверти», «Альбом детских песен», концертные пьесы, сборник ансамблей, «Детский альбом», концертино для домры и фортепиано и т. д.

Яркую и интересную детскую музыку создаёт Александр Петрович Коробейников – московский педагог, автор многих произведений для баяна и аккордеона. Его музыка проникнута светлым, жизнерадостным мироощущением детства и отличается яркой живописностью. Жанр миниатюры позволяет А.Коробейникову тщательно отделать все детали фактуры, в которой проявляется тонкий, изысканный вкус композитора. А.Коробейников старается подчинить выразительные средства максимально яркому выявлению образного содержания и жанровых особенностей пьес.

В репертуаре баянистов нашей школы – сюиты, сонатины, этюды, ансамбли, много программных пьес этого автора, среди них: «Весёлый колобок», «Весенняя капель», «Канцонетта», «Ну-ка, терции-шалуньи!», «Романс», которые пользуются у ребят особой популярностью. На школьном фестивале-конкурсе, состоявшемся в марте 2015 года, музыкальная картинка «Весёлый колобок», рисующая героев известной русской сказки, была признана лучшей. Хотелось бы сказать несколько слов об этом сочинении. В первой части, где колобок весело «катится» по лесной тропинке, средства музыкальной выразительности - восходящие и нисходящие гаммообразные движения и движения по трезвучиям предают радостные эмоции сказочного героя. Всё очень удобно как для баяна, так и для аккордеона.

Вторая часть изображает «колобка» в опасности и показывается это более громкой динамикой. В первой половине второй части – скрытое двухголосие, заставляющее обратить внимание исполнителя на пальце-кистевые опоры в правой руке. Третья часть - статическая реприза, «колобок» со всеми подружился и радостно покатился дальше.

Заслуживают внимания пьесы, вошедшие в «Детский альбом» А.Коробейникова: «Ласковый вальс», «Романс», «Элегия», «Марионетки», «Сентиментальный романс», «Альпийские каникулы», «Хвастливые подружки», «Верхом на лошадке», представленные на очередном методическом семинаре для преподавателей отделения народных инструментов. Сочинение стихотворного текста для лучшей интерпретации каждой пьесы, а также подбор красочных репродукций помогут работу над ними сделать полезной и увлекательной.

В 2003 году были выпущены два «Альбома для детей и юношества». В первый Альбом вошли 25 пьес и 4 сюиты. Во второй – 10 обработок народных мелодий, 12 эстрадно-джазовых произведений и 11 ансамблей. В 2004 году был издан «Детский альбом». В сборник вошли 44 произведения, в том числе этюды и ансамбли. В 2013 году опубликовано учебно-методическое пособие «Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна» под редакцией Ю.Шишкина. В данный сборник вошли самые яркие и популярные пьесы российских, советских и зарубежных композиторов для младших и средних классов ДМШ и ДШИ. Произведения А.Коробейникова представляют огромный интерес для юных исполнителей разного уровня.

Мне хочется поделиться скромным опытом по изучению некоторых произведений эстрадного плана. «Юный ковбой» - произведение современного композитора - баяниста Владимира Сурцукова. Сведений об авторе очень мало. Известно только, что в 2010 году он стал одним из победителей Всероссийского конкурса по созданию сочинений для юных музыкантов, организованного издательством «Феникс» г. Ростова - на -Дону. Несколько произведений В.Сурцукова вошли в популярные сборники его современника Владимира Ушенина. Пьеса «Юный ковбой» может исполнятся учениками как сольно, так и в ансамбле различного состава.

Продолжить разговор мне бы хотелось представлением Бориса Григорьевича Самойленко - композитора, преподавателя ДМШ №9 города Саратова по классу баяна-аккордеона. Ценность творчества Б.Самойленко состоит в том, что технический и художественный материал интересен в репертуарном плане, достаточно прост в изложении и доступен ученикам музыкальных школ и школ искусств.

Внимание наших преподавателей привлекли и пополнили педагогический репертуар сюиты для баяна (аккордеона) Б.Самойленко: «Музыкальные картинки», «Конёк-Горбунок», «Однажды в мае», «Колобок».

Музыкально-аналитический разбор номеров сюиты «Музыкальные картинки», выполненный преподавателем высшей квалификационной категории Крючковым К.В., а также их исполнение получили положительный отзыв коллег. Вошедшие в сюиту разнохарактерные и разножанровые миниатюры, детям интересны, понятны и удобны для исполнения. Среди них есть танцевальные пьесы (полька, вальс), марш, пьесы-пейзажи, игровые сценки, портретные зарисовки. Примером певучей кантилены могут служить пьесы «Качели» и «Мамин вальс». В пьесах «Ноктюрн» и «Солнечное утро» композитор создал трогательные образы ночной и утренней природы, скомбинировав изобразительные и выразительные средства. В миниатюрах «Игра с мячом», «Прогулка на велосипеде», «Прыг-скок», «Скакалка», «Электричка», «Маленький велосипедист» основными изобразительными средствами стали ритм и темп. Характер движений, конечно же, различный и точно соответствует сюжетному замыслу. В забавном портрете «Ёжик» на первый план выступает «колючая», угловатая мелодия, яркие акценты, острый штрих staccato, а также современные изобразительные приёмы (применение воздушного клапана).

Характерной особенностью сочинений Б. Самойленко являются: яркая образность и колоритность каждой пьесы, привлекательная мелодичность и гармонизация, удобная фактура изложения материала и продуманность штрихов, динамики, агогических обозначений.

В заключении хочется отметить, что рамки данной статьи не позволяют охватить всех авторов, создающих современный репертуар для учащихся ДМШ и ДШИ. За её пределами осталось много замечательной сольной и ансамблевой музыки, созданной для юных баянистов и аккордеонистов, а также различные пособия, альбомы и сборники, появившиеся за последние 15 лет.

Текст статьи
  1. Сборник нотных переложений и статей о творческой и педагогической деятельности П.Д. Данильца «Музыка – его мир и счастье …» Выпуск I. Белгород, 2013.
  2. Ушенин В. Учебно-методическое пособие «Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам». Ростов-на- Дону, «Феникс», 2010.
  3. Шишкин Ю., Лёвин Е. Учебно-методическое пособие «Концертные пьесы для аккордеона и баяна». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября