В современном прогрессирующемся Узбекистане научные достижения – одна их самых приоритетных задач в развитии страны. Остро стал вопрос о воспитании ученых молодого поколения, о пропаганде научной деятельности в среде молодежи. Узбекистан стал на путь резкого инновационного развития во всех сферах общественной среды, что требует обновления нормативной поддержи научной деятельности, выявления поддержки молодежной среды в научных достижениях и организации взаимодействия с потенциальными потребителями.
С целью создания необходимых условия для реализации творческого, интеллектуального и предпринимательского потенциала молодежи, внедрения в производство ее инновационных идей, проектов и технологий, стимулирования инновационной деятельности одаренных студентов, молодых ученых и предпринимателей, усиления интеграции науки, образования и производства в Узбекистане принято Постановление президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы привлечения молодежи к науке и поддержке ее инициатив», приоритетными задачами которой являются создание единой системы для взаимодействия одаренной молодежи с деловыми людьми и ведущими учеными и обеспечение на этой основе преемственности системы подготовки молодых кадров в сфере науки; создание платформ для внедрения высоких технологий в производство и привлечения молодежи к научным исследованиям, а также реализации научно-технических и инновационных проектов [1, эл.р.].
Интеллектуальный потенциал как мера эффективности инновационной экономики занимает важное место среди ключевых факторов инновационного развития страны и выражается в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития. Интеллектуальная способность государства требует нахождения уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере.
Интеллект – это познавательная способность человека на уровне его мышления и способности решать сложные задачи, развитие которого определяется глубиной знаний и способностью человека хранить их в памяти с целью продуктивного и эффективного использования. А понятие «потенциал» – это возможность, сила, проявляющаяся при определенных условиях. Основу интеллектуального продукта составляет результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека, включающая различные инновации в виде изобретения, открытия, патентов, научных отчетов и докладов, проектов, описаний технологий.
Инновационный потенциал молодежи предполагает установление намерения к инновации, степень целевой определенности и масштабы молодежной экспансии в сфере инновации. Следует отметить, что у молодежи при начальном формировании жизненных целей только идет процесс осознания значимости инновации для своего интеллектуального развития и для продвижения общества вперед, еще чувствуется нехватка столь мощных факторов повышения своей инновационной активности. Поэтому сложно установить инновационный потенциал молодежи как некое недифференцированное целое. Лишь в конкретных сферах деятельности его можно измерить (например, в имитационных формах (деловых играх и т.д.)). Это результат того, что инновационный потенциал реализуется в достаточно жестких рамках инновационных возможностей, которыми располагает молодежь. Инновационные возможности – это создание условий в обществе для проявления инновационной активности, общественное поощрение, можно сказать, общественное терпение (толерантность) по отношению к ним, когда внедрение нового может встретить общественное сопротивление в виде запрета, применения практики социального исключения, дискредитации и т.д. Инновационные возможности молодежи могут сочетать в себе общественные ожидания от ее инновационного потенциала и опасения последствий его реализации. Здесь целью общества должно стать закрепление в сознании молодежи положительного отношения к самореализации. Именно эта самореализация предполагает инновационную деятельность молодежи, мера допущения которой и есть мера инновационных возможностей молодежи. В теоретическом плане это означает наличие у молодежи социокультурных условий (политических и социально-экономических). Способом ее самореализации выступает широкое ее привлечение к социальному и культурному проектированию, что является основным условием реализации инновационного потенциала молодежи и освоения обществом инновационности молодежи. Другим способом является развитие инновационной активности молодежи в тех или иных сетевых сообществах, где молодежь притягиваются друг к другу и этим существенно облегчают самореализацию.
Определенная часть инновационных возможностей молодежи может регулироваться системами управления обществом и в этом своем аспекте становиться частью государственной и общественной молодежной политики. Готовность к инновационной активности молодежи необходимо формировать, создавая условия для самореализации новых поколений не от случая к случаю, а в соответствии с сознательной стратегией развития общества.
С учетом инновационных свойств молодежи можно дать следующее определение инновационному потенциалу молодежи – это направленность ее готовности и цели внести проектные изменения в сфере мышления или инновационной деятельности с целью внесения перемен в жизни людей и общества. Под инновационным потенциалом молодежи подразумевается наличие мотивации к инновации, установки точной цели и определения масштабов участия молодежи в инновационной сфере.
Обязательным условием реализации инновационных свойств молодежи является расширение инновационных возможностей молодежи, под которыми подразумеваются поощрение инноваций обществом и поддержка государством молодежи, создание необходимых условий для активизации их инновационной активности.
В Узбекистане имеется глубокий интеллектуальный потенциал молодежи, инновационная деятельность которой подкреплена твердой нормативной базой. Молодым ученым оказывается активная поддержка в формирования информационной базы научных достижений. Интеллект молодежи Узбекистана является залогом экономической стабильности страны.
Эффективной мерой, предпринимаемой государством в отношении молодежи – является инвестиция в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития с учетом того, что 60 % 34-миллионного населения Узбекистана составляет молодежь. В стране реализуется широкомасштабная Государственная молодежная политика, предусматривающая облегчение вхождения молодежи в институционализацию жизни общества, поднятие статуса молодежи в обществе, которые проявляются в государственной социальной заботе и поддержке той части молодых людей, оказавшихся в затруднительной жизненной ситуации и не обладающих возможностями самостоятельно разрешить свои экономические, иногда бытовые и личные проблемы [2, эл.р.].
Важное значение имеет поддержка молодого поколения во всех инновационных начинаниях и инициативах, так как оценка и использование творческого и инновационного потенциала и талантов каждого человека гарантирует прогрессивное развитие всего государства.
Узбекистан прилагает все свои усилия и использует все потенциальные возможности для получения молодёжью качественного образования и создания современных, передовых инновационных условий для становления их полноценными людьми. Молодежь в Узбекистане признаётся перспективным активным слоем общества, способная обеспечить процветание страны, как стратегический ресурс государства.