Арт-педагогика как средство всестороннего развития личности младшего школьника с ОВЗ

В статье исследуется эффективность использования арт-педагогики как средства всестороннего развития личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В последнее десятилетие особо актуальной становится проблема поиска новых направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей. Результатами исследования доказано, что использование арт-педагогики даёт большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект, коррекцию эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта, повышение стрессоустойчивости, раскрытие творческого потенциала.

Аннотация статьи
обучающиеся
проблема социализации
ограниченная возможность здоровья
школьное обучение
арт-педагогика
арт-технология
арт-терапия
Ключевые слова

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Бесспорно, что каждый ребенок – индивидуален. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный». И это не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей. По статистике в России на 2020 год проживает около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации.

Из самого названия следует, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Для коррекции нарушений, педагог может использовать при обучении специальные методы в своей работе.

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать [5].

Надо признать, что в последние десятилетия в большей мере складывается тенденция утраты духовности у молодого поколения. 

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики.

Основными функциями арт- педагогики являются:

  1. культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека, становления ее творцом);
  2. образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства)
  3. воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности);
  4. коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии) [3].

В арт-педагогике с детьми необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-технология.

Арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности. Арт-технология рассматривает искусство в качестве основного психотерапевтического фактора и базируется на использовании приемов арт-терапии.

Арт-терапия (терапия искусством) возникла в контексте идей Фрейда и Юнга и рассматривалась в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества, помогающим выразить травмирующие переживания и освободится от них [1, с. 115]

Главная цель арт-терапии - гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 98].

  • В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:
  • Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  • Игровая терапия– метод коррекции посредством игры.
  • Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
  • Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок).
  • Песочная терапия– сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении обучающегося (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).
  • Работа с семьей–восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции [3, с. 56].

Педагог, чтобы провести занятия по арт-педагогике с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подбирает последовательные действия с использованием различны видов искусств, то есть арт-технологии. А после этого уже приступает к арт-терапии, точнее подбирает виды терапии, которые будет использовать в работе с обучающимися.

Практически каждый обучающийся с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей обучающегося, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что обучающиеся с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий [2, с. 18].

Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и обучающегося с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности, повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие обучающегося. Деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект [2, с. 84].

Использование арт-педагогики при работе с такими детьми даёт: большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект, коррекцию эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта, повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения, оптимизацию психических процессов и функций, раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей обучающихся, развитие эстетического кругозора. В итоге дети осознают, что «мы разные, но не чужие».

Текст статьи
  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2015.
  2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: ИЦ «Академия», 2015. – 248с.
  3. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2015.
  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – «Энас», 2016.
Список литературы