Главная
Конференции
Роль естествознания и технологий в инновационном развитии России
Роль риторических приемов в активизации работы аудитории в медицинском колледже

Роль риторических приемов в активизации работы аудитории в медицинском колледже

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

риторические приемы
активизация работы
студенческая аудитория
контакт со слушателями

Аннотация статьи

В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований о риторических приемах, и их роли в активизации работы студенческой аудитории, а также что для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание: отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Текст статьи

Мечта каждого преподавателя – это контакт со слушателями. Совместную мыслительную деятельность преподавателя и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание: отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует поведение преподавателя. Если преподаватель говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Преподаватель, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Основными характеристиками аудитории являются: степень ее однородности (неоднородности); количественный состав слушателей; чувство общности и определенный эмоциональный настрой слушателей; мотив действия слушателей. Чтобы общение было успешным, недостаточно знать специфику научной и деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Говорить красиво учит особая наука – риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произнесения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию [1]. Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушаются с большим вниманием. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому преподавателю необходимо знать приемы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи. Одним из ораторских приемов является так называемая тайна занимательности, включающая интригу слушателей, когда предмет речи сразу не обозначается. К специальным ораторским приемам привлечения внимания относят вопросно-ответный ход. Преподаватель вслух раздумывает над поставленной проблемой, ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Взаимопонимание со слушателями достигается также за счет использования следующих приемов: прием сопереживания, когда преподаватель выражает свое сочувствие слушателями по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние; прием соучастия, когда преподаватель ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах; апелляция к речи предыдущего преподавателя, когда выступающий соглашается или не соглашаются с мнением предыдущего преподавателя по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения; апелляция к событиям, когда преподаватель обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы; апелляция к погодным условиям, когда преподаватель говорит о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или тихую погоду, усиливает эффект своей речи; ссылка на авторитеты или известные источники, когда преподаватель, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярную периодику, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства; апелляция к интересам аудитории, когда преподаватель, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений; апелляция к личности преподавателя, когда он при обсуждении каких-либо вопросов обращается к своему собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех событий или иных событий. Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, то есть повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи. Например, неизменная высота звука на всем протяжении речи делает последнюю монотонной и «усыпляет» студентов. Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, перестать слушать выступающего. Замедленная речь тоже расхолаживает слушателей, ослабляет их внимание [2]. Действенным средством управления аудиторией может быть пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Условно выделяют следующие стили общения: «менторский» – поучительно-назидательный; «одухотворяющий» –возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; «конфронтационный» – вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; «информационный» – ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо фактов. В риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти [3]. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний. Принцип экспрессивности выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности. Принцип интенсивности характеризуется темпом подачи информации. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации. Существует целый набор ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникационные эффекты [4]. Рассмотрим их более подробно. Эффект визуального имиджа. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, по жестикуляции и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание. Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации. Эффект порционного выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации. Эффект художественной выразительности – это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать [5]. Важнейшими лексическими средствами выразительности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот). К лексическим средствам выразительности относятся также и фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, которые отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Другая группа средств выразительности речи – это синтаксические средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор – многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания [6]. Разновидности повтора – анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).

Список литературы

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1988.
  2. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Е. Розенталь. - М.: Международные отношения, 1993.
  3. Ермакова Н.В. Русский язык и культура речи / Н.В. Ермакова. – Томск, 2001.
  4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово / А.К. Михальская. - М.: Просвещение, 1996.
  5. Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. - М.: Просвещение, 2003.
  6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995.

Поделиться

1403

Филимонов О. А., Портнова М. О. Роль риторических приемов в активизации работы аудитории в медицинском колледже // Роль естествознания и технологий в инновационном развитии России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1429-rol-ritoricheskikh-priemov-v-aktivizatsii-rab

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января