Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

В статье представлен краткий анализ исследований, посвященных вопросам изучения изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, рассмотрены особенности цветовосприятия указанной категории школьников, выделены методические аспекты развития цветовосприятия на уроках изобразительного искусства.

Аннотация статьи
восприятие
цветовосприятие
изобразительная деятельность
дети с интеллектуальными нарушениями
Ключевые слова

Изобразительная деятельность – это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего его мира, выражает на бумаге, в глине, пластилине и других материалах свое отношение ко всему, что его окружает.

Изучением различных сторон изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями занимались И.А. Грошенков, Т.Н. Головина, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская и др. Исследователи отмечают, что в процессе художественного отражения окружающей действительности у ребенка с интеллектуальными нарушениями развиваются познавательная, речевая, эмоционально-волевая сферы, совершенствуются специальные моторные навыки, улучшается зрительно-двигательная координация, происходит развитие работоспособности, внимания, наблюдательности [1, 2, 3, 4].

Способность обучающегося воспринимать цвет является неотъемлемой составляющей изобразительной деятельности. В специальной литературе есть прямые указания на то, что ввиду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с умственной отсталостью испытывают большие затруднения в распознавании цветов, пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины [1, с. 38].

Т.Н. Головина отмечает, что, с трудом изучив основные цвета, обучающиеся еще долгое время не умеют пользоваться цветом в своем рисунке: они раскрашивают предметы в цвета, не соответствующие их реальной окраске (например, собаку – в зеленый цвет, а деревья – в голубой), обучающиеся с умственной отсталостью не понимают, что цвет может быть постоянным признаком какого-либо предмета [2, с. 85].

Исходя из того, что развитие цветовой чувствительности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на протяжении всего периода школьного обучения происходит очень медленно, мы пришли к выводу, что необходима специальная организация коррекционно-педагогической работы по развитию цветовосприятия у умственно отсталых обучающихся, начиная с первых лет пребывания детей в школе.

С целью изучения специфики формирования цветовосприятия у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста в течение 2018-2019 учебного года на базе областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее ОКОУ «Курская школа») нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, позволяющая выявить знания обучающихся о 4-х основных цветах спектра и их оттенках. В исследовании принимали участие 7 обучающихся 1 А класса и 5 обучающихся 1 В класса ОКОУ «Курская школа».

Для проведения диагностического исследования все задания были поделены на 2 блока. Задания I блока были рассчитаны на выявление умения обучающихся распознавать 4 основных цвета спектра. Задания II блока были ориентированы на умения обучающихся распознавать оттенки 4 основных цветов спектра. В свою очередь, задания каждого из блоков были поделены на 2 серии. Упражнения первой серии были рассчитаны прежде всего на зрительное восприятие цвета и предполагали зрительную опору: диагностировались умения узнавать, правильно называть цвет, зрительно соотносить по-разному окрашенные предметы с эталоном цвета, классифицировать предметы по цвету. Упражнения второй серии были связаны не только со зрительным, но и со слуховым восприятием: они позволили диагностировать умения обучающихся ориентироваться на вербальный материал, отбирать нужный цвет в соответствии с требованием учителя и использовать его в своих рисунках.

За основу нашей методики были взяты игровые задания, разработанные И.А. Грошенковым, Т.Н. Головиной.

Для оценки результатов экспериментального исследования мы использовали балльную систему от 0 до 2 баллов. Баллы присваивались за каждое задание в отдельности и выставлялись в зависимости от правильности выполнения обучающимися задания и от степени оказываемой экспериментатором помощи.

Критерии выставления баллов представлены в таблице.

Таблица

Критерии оценки развития уровня цветовосприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста

Кол-во баллов

Критерии оценивания

2 балла

Обучающийся самостоятельно распознает цвет (либо оттенок цвета), называет его, соотносит предметы по цвету, отбирает предметы нужного цвета, в соответствии с устной инструкцией использует цвет в своей работе.

1 балл

Обучающийся узнает цвет, зрительно соотносит схожие по цвету предметы, но ошибается в назывании цветов и использовании, распознает цвет в устной инструкции педагога только при зрительном его соотнесении (для зрительной идентификации. использовалась помощь педагога в виде тренировочных карточек с цветами/оттенками).

0 баллов

Обучающийся ошибается в назывании цвета, не узнает его, не соотносит предметы, схожие по окрасе, не может правильно использовать цвет в своем рисунке. Не принимает помощь педагога или при использовании вспомогательных карточек не может правильно определить цвет/оттенок.

По итогам выполнения двух серий заданий I блока мы суммировали баллы, полученные каждым испытуемым за выполнение всех заданий, определили уровень развития восприятия основных цветов у первоклассников с интеллектуальными нарушениями (рис.1).

Рис. 1. Уровни сформированности навыков цветоразличения основных цветов у обучающихся с умственной отсталостью

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у обучающихся первых классов на удовлетворительном уровне сформирована способность воспринимать, различать основные цвета спектра. Они знают названия этих цветов, как правило, узнают их, дифференцируют конкретный цвет в ряду других и используют их на практике. Некоторые обучающиеся допускали ошибки в смешении цветов, но в большинстве случаев все же дети смогли найти их и правильно назвать.

Количественные результаты, полученные в ходе выполнения заданий II блока экспериментального исследования на различение оттенков 4-х основных цветов, представлены на рисунке (рис. 2).

Рис. 2. Уровни сформированности различения оттенков цветов у обучающихся с умственной отсталостью

Результаты эксперимента наглядно свидетельствуют о том, что большинство первоклассников, 76%, затрудняются в распознавании оттенков основных цветов, они не знают их названий, не узнают в предметах окружающей действительности, не соотносят одинаковые по оттенку предметы и не могут произвести отбор соответствующего цвета по устной инструкции учителя.

С целью развития цветовосприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нами были разработаны тренировочные упражнения и задания, которые можно применять как на уроках изобразительного искусства, ручного труда, так и во внеурочной деятельности. Они включали в себя такие задания, где, например, необходимо было определить цвет предмета и раскрасить пустую деталь соответствующим цветом (рис. 3).

Рис. 3. Чашечки

Нами были составлены задания, ориентированные на подбор того или иного оттенка цвета к предмету, в котором цвет является константным признаком (например, предлагалось раскрасить изображения овощей и фруктов, животных и птиц и т.п.). К этой же группе заданий мы отнесли игровые упражнения, в которых детям загадывалась загадка и предоставлялась возможность нарисовать загаданный предмет, назвав его цвет. В том случае, если ребенок не мог самостоятельно изобразить указанный предмет, ему предлагалась раскраска соответствующего изображения с рисунком-образцом.

Для развития навыков зрительного соотнесения предметов, схожих по цвету или оттенку, мы разработали серию упражнений, таких как, например, подбери машинке гараж, «посади» бабочку на цветок соответствующего цвета и т.п. (рис.4).

Рис. 4. Машинки

Можно также предложить обучающимся задания на закрепление оттенков одного и того же цвета (рис. 5).

Рис. 5. Радуга

Значительную помощь в усвоении цветов оказывают упражнения по смешиванию красок основных цветов. Подобные упражнения вызывают у обучающихся с интеллектуальными нарушениями положительные эмоции и помогают закрепить данный навык на практике.

Нами были изготовлены карточки, помогающие обучающимся в обучении приемам работы с цветом: в смешении цветов для получения другого цвета, получении более светлых оттенков исходного цвета (рис. 6).

Рис. 6. Смешение цветов

Наше исследование наглядно продемонстрировало, что под воздействием грамотно организованного процесса обучения у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста восприятие цвета развивается во всех отношениях: у них значительно улучшается цветоразличение, возрастает острота зрения, происходит постепенное формирование более правильных, четких и дифференцированных образов цветов.

Текст статьи
  1. Вересотская К. И. Зрительное восприятие изображений предметов. М., 1963. 125 с.
  2. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1974. 119 с.
  3. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2002. 205 с.
  4. Шиф Ж. И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1972. 150 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня