Обеспечение экономического роста в условиях санкций
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Обеспечение экономического роста в условиях санкций

В данной статье рассмотрено влияние санкции на развитие экономики Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в сложившихся экономических условиях экономика России столкнулась с рядом трудностей, которые необходимо преодолевать для возобновления экономического роста.

Аннотация статьи
банки
кризис
банковская система
санкции
российская экономика
пенсионная система
Ключевые слова

Российская экономика достаточно длительное время испытывает избыточное обременение и давление со стороны европейской и американской политики. Иностранные экономические санкции негативным образом влияют на внутренние хозяйственные процессы страны, а также на социальную обстановку в России.

Ключевые зоны, на которые распространяются иностранные экономические ограничения и которые оказались сильнее всего повреждены разрывом международных связей, выглядят следующим образом:

  • запрет на участие российских банков в европейском рынке заемного капитала;
  • запрет на инвестиционную деятельность иностранных инвесторов на территории России;
  • запрет на финансирование государственного долга России;
  • ограничение российского экспорта.

Усложнение функционирования иностранных инвесторов на территории России также негативно повлияло на экономику страны. В том числе, сегодня происходит массовый отток инвестиционного капитала как российского, так и иностранного происхождения. В некоторой степени это обуславливает высокая динамика инфляции, негативная налоговая политика, комплексное ухудшение делового климата внутри страны, отсутствие правовых гарантий частной собственности и т.д. [1].

Банковская система России пострадала сильнее всех остальных секторов рыночного хозяйства, поскольку более не может использовать межбанковские кредиты на стабильном рынке европейского капитала. На сегодняшний день, российские банки могут брать лишь овердрафт на крайне короткий период времени. Это основательно деформировало российский банковский сектор, а также экономическую стабильность государства в целом.

На фоне острого дефицита ликвидности, российское государство формирует различные механизмы сопротивления данным отрицательным явлениям, а также стратегии стимулирующих экономический рост в долгосрочной перспективе. Рассмотрим ключевые из них:

  • рост ставки НДС с 18% до 20%;
  • внедрение положения о самозанятых;
  • увеличение пенсионного возраста для различных категорий граждан;
  • отмена долевого участия граждан при строительстве МКД;
  • повышение акцизов, сборов, пошлин и т.д.
  • очистка банковского сектора путём ликвидации и банкротств от большинства малых и средних участников рынка;
  • сокращение депозитных ставок и рост кредитных [2].

Обратим внимание, что темп роста ВВП и рост доходов федерального бюджета – это 2 различные экономические категории. Темп роста ВВП базируется на текущих возможностях федерального бюджета, привлеченных инвестициях в сектор национальной экономики и т.д. В краткосрочной перспективе темп роста ВВП увеличить невозможно, можно только сформировать фундамент для его роста в будущем за счёт текущих вынужденных ограничений и трансформации.

По прогнозам аналитиков РАНХиГС, влияние повышения НДС на темп роста ВВП составит 0,9-1,5%. Произойдёт снижение ВВП на 0,75%, а вот доходы бюджета вырастут на 0,55%. или на 620 млрд. руб. Проект наращивания основной ставки НДС до 20% объясняется недостаточностью доходов (и самого размера) федерального бюджета, критическим сокращением государственного долга, дефицитом ликвидности банковского сектора и т.д. [3].

По мнению аналитиков РБК, налог на самозанятых при удачном прохождение фазы тестирования в некоторых регионах России, может принести региональным бюджетам России до 800 млрд. руб. По данным Минфин РФ, в теневом, неофициальном секторе экономики на сегодняшний день работают от 15 до 22 млн. граждан. Легализация доходов данных граждан позволит гарантировать медицинское обслуживание, социальные платежи и т.д. Это позволит стабилизировать социальную обстановку в России, поскольку надежность и гарантия социального, стабильного положения является одной из доминирующих ожиданий у граждан. Доход от данного налога остаётся только в региональных бюджетах.

Реформирование пенсионной системы России даёт плавный финансовый результат для бюджетной системы в течение интервала времени. Первые 2 года после принятия закона, объем финансирования пенсионного фонда практически не изменится. Начиная с 2020 по 2024 по расчетам Минфин России ожидаемый финансовый результат должен составить порядка 3 трлн руб. Часть данных средств также пойдут на выполнение майских указов Президента России. Рассматривая аналитические отчеты Счетной палаты РФ, там указано, что в период с 2020 по 2028 федеральный бюджет может сэкономить около 8 трлн руб. Изучая долгосрочную перспективу пенсионной реформы России, Счётная палата РФ обнаружила, что что к 2030 г. Пенсионный фонд России должен выйти на самоокупаемость и перестать получать дотации Федерального бюджета.

Следующей значимой реформой в период кризиса является отказ от договора долевого участия между строительными компаниями и гражданами. Ожидается, что к 2021 г. договор долевого участия перестанет существовать, а строительный сектор России полностью перейдет на проектное финансирование. Строительная отрасль всегда являлась одной из ключевых в российской экономике, которая даже в кризисный период демонстрировала высокие темпы роста [4].

Минэкономразвития РФ сформировал подобную реформу в 2016 г., которая предусматривает плавный переход на проектное финансирование строительства многоквартирных домов. Данная законодательная инициатива интересна в контексте поиска альтернативных источников финансовых ресурсов для строительных компаний. Многие эксперты, в том числе официальные представители Минфина РФ говорят о том, что эта мера призвана поддержать банковскую систему, поскольку именно банки будут основными кредиторами строительных компаний, что в свою очередь позволит создать большой объем кредитных ресурсов, которые смогут поддержать банковский сектор (поскольку иностранные санкции направлены в большей степени против него).

Консолидация и концентрация банковского капитала является одной из самых спорных реформ в период кризисной экономики России, которая должна способствовать экономическому росту страны. Чистка банковского сектора от неэффективных, опасных или теневых банков, которые проводили по своим счетам незаконные и мошеннические операции практически завершена. Как известно, банковское мошенничество сводится не только к выводу денег из страны под тем или иным документарным предлогом. Зачастую собственники банка или его менеджеры зарабатывают на том, что формируют очень мощные депозитные ресурсы, а затем банкротят банк преднамеренно, выводя средства на другие счета. Банк, проходящий стадию санации или банкротства, заносится в единый реестр Банка России, а затем встает в очередь в агентство страхования вкладов [5].

В результате этого, бюджетные дыры, а следовательно, и долги перед населением необходимо погашать государству. В период экономических трудностей государству становится всё сложнее осуществлять взятые на себя социальные и экономические обязательства перед гражданами. Зачистка банковского сектора от неэффективных и теневых банков способствует с одной стороны оздоровлению банковской системы, с другой стороны – росту социальных гарантий, а с третьей стороны – позволит консолидировать и аккумулировать банковский капитал в наиболее устойчивых и надежных банках.

Снижение депозитных ставок и рост кредитных ставок является в некоторой мере превентивной, стратегической инициативой. В условиях дефицита ликвидности, дефицита притока инвестиционных ресурсов и отсутствия возможности формирования надежного долгосрочного государственного долга, правительство стимулирует население к участию в государственных проектах. Существует обширная программа по тем или иным займам, выручка от которой пойдёт на финансирование инфраструктурных проектов.

Таким образом, в режиме развития внутрироссийского экономического кризиса Правительство РФ различными мерами и инструментами пытается привлечь внутренние ресурсы (физические, финансовые и т.д.) страны, поскольку оно существенно ограничено от внешних. В этом состоит основная стратегия по выходу из сложившихся условий в режиме санкционного давления.

Текст статьи
  1. Качалов И. Кризис – лучшее время для роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов Игорь. - М.: АСТ, 2018 г. - 352 c.
  2. - Litvinova T.N., Tolmachev A.V., Saenko I.I., Iskandaryan G.O. Role and meaning of the ICT infrastructure for development of entrepreneurial activities in the Russian agricultural machinery market / Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 726. С. 793-799.
  3. Саенко И.И., Тубалец А.А., Баканов С.А. Макроэкономические факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в России / В сборнике: Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 51-59.
  4. Саенко И.И., Искандарян Г.О. Управление стратегическим развитием промышленного предприятия на основе маркетингового исследования // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 1108-1114.
  5. Дьяков С.А., Саенко И.И. Управление качеством: теоретические и методические основы. Учебное пособие / Под редакцией С. А. Дьяков, И. И. Саенко. Краснодар, 2018.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля