Главная
Конференции
Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования
Проектная деятельность как показатель развития дошкольной образовательной органи...

Проектная деятельность как показатель развития дошкольной образовательной организации

Автор(-ы):

Черных Наталья Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

проектная деятельность
проекты
стратегия
ФГОС ДО
«Дети в приоритете»
формирование детствосберегающего пространства
доброжелательное пространство

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос решения требований федерального государственного стандарта дошкольного образования через разработку проектов на уровне дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры проектов по различным направлениям деятельности ДОО.

Текст статьи

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности и развитие дальнейшей перспективы роста.

Введение в дошкольное образование федерального государственного стандарта дошкольного образования повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания, повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса. Современные требования обуславливают использование в управлении ДОО новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми (педагогическое взаимодействие). Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, от которых зависит: какие условия, будут созданы в образовательном учреждении и какие возможности будут у детей. Для решения поставленных задач в дошкольном образовании в настоящие время реализуются проекты различных уровней, в том числе и на уровне ДОО.

Региональная Стратегия развития образования «Доброжелательная школа» (в сфере ведения департамента образования Белгородской области) (далее – Стратегия) является документом стратегического планирования, основой для разработки отраслевых нормативных документов, государственной программы развития образования Белгородской области, а также программ развития организаций (государственных и муниципальных), осуществляющих образовательную деятельность.

Настоящей Стратегией определяются приоритеты, цели и задачи региональной образовательной политики, внутренние и внешние условия, тенденции, ресурсы, возможности развития образования Белгородской области, механизмы и способы достижения целей и решения актуальных задач развития образования на территории региона.

Стратегией развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы определен проект, направленный на формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования «Дети в приоритете».

Портфель проектов «Дети в приоритете» разработанный в нашей дошкольной образовательной организации призван, в первую очередь, нивелировать негативные факторы, снижающие качество реализации требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям и организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Портфель проектов включает четыре институциональных проекта. Первый проект «Создание в ДОО д/с №58 детствосберегающего пространства групп дошкольного возраста, коридоров, холлов, рекреаций доброжелательными элементами», он направлен на выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который ориентирует педагогов на моделирование содержательно-насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком свободного выбора деятельности, на трансформацию коридоров, холлов, рекреаций в развивающее пространство.

Цель проекта – наполнение образовательной среды ДОО не менее, чем на 80% различными элементами «доброжелательного пространства»: уголки уюта, уголки уединения, рекреационно-образовательные и релаксационные зоны, Центры развития детского техническо-конструктивного творчества, мобильные выставки, образовательные афиши, постеры личных достижений воспитанников к концу мая 2021 года. Мероприятия проекта направленны на создание рекреационно-образовательных зон для развития эмоционального интеллекта, познавательного и художественно-эстетического развития, мобильных выставок произведений художественного, декоративно-прикладного, литературного творчества в коридорах, холлах, рекреациях; в группах Центров развития детского техническо-конструктивного творчества, образовательных афиш, постеров личных достижений воспитанников.

Второй проект «Создание в ДОО д/с № 58 детско-родительского Центра «Учимся играя» на базе групп детей раннего возраста, направление: «Педагогическое образование родителей». Данный проект направлен на решение проблем не эффективного использования активных форм вовлечения родителей воспитанников раннего возраста в образовательный процесс. Цель проекта – включение в систему педагогического образования не менее 60 детей и родителей в условиях детско-родительского Центра «Учимся, играя» до конца мая 2020 года. Проект направлен на проведение среди детей и родителей групп раннего возраста ДОО д/с № 58 в период с сентября 2019 года по май 2021 года мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности в вопросах развития, образования и воспитания детей раннего возраста посредством анкетирования, семинаров, игровых программ, круглых столов, педагогических мастерских, мастер-классы, Онлайн-образования (видеоконсультации, вебинары, индивидуальные консультации).

Концепция Десятилетия детства, определяет ключевые направления развития системы образования, в том числе и создание современных условий для социализации детей с особенностями в развитии. Следующий проект направлен на решение проблем организации и осуществлении театрализованной деятельности как одной из эффективных способов развития диалогической и монологической речи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, а также о недостаточном использовании педагогами ресурса семьи и социума. Цель проекта - включение в систему художественно-эстетического развития «Театр-Дети-Театр» не менее 80 участников образовательных отношений в условиях инклюзивной театрализованной образовательной среды к маю 2021года. В ходе проекта в период с сентября 2019 года по май 2021 года планируются различные мероприятия художественно-эстетической направленности с детьми, с педагогами, с родителями и учреждениями культуры в условиях инклюзивной образовательной среды.

Четвертый проект «Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОО д/с № 58 через освоение программных образовательных комплексов и интернет ресурсов». Данный проект направлен на решение проблемы, которая заключается в недостаточной востребованности педагогами цифровых технологий. Цель проекта – овладение не менее 80% педагогов ДОО д/с № 58 программными образовательными комплексами и интернет-ресурсами до конца мая 2020 года. В период с сентября 2019 года по август 2020 года проведены различные формы методической работы в области использования информационных технологий через обучающие семинары и мастер-классы по созданию личных сайтов педагогов, по разработке и размещению видеороликов, видеоконсультаций, вебинаров, онлайн-форума для дистанционного общения с родителями и детьми.

Таким образом, обозначенные в портфеле проектов «точки роста» позволили:

  • создать «доброжелательное» пространства в ДОО с ориентиром на свободный выбор деятельности ребенком, трансформировать холлы, коридоры, рекреации в развивающее пространство;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, полноценно использовать педагогический ресурс семьи в условиях детско-родительского Центра «Учимся играя»;
  • создать систему художественно-эстетического развития «Театр-Дети-Театр» в условиях инклюзивной театрализованной образовательной среды;
  • создать качественную цифровую образовательную среду в детском саду через эффективное использование интерактивных форм коммуникаций участников образовательных отношений и цифровизацию деятельности педагога (доступ к сети Интернет, цифровым образовательным ресурсам).

Список литературы

  1. Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015.

Поделиться

1773

Черных Н. А. Проектная деятельность как показатель развития дошкольной образовательной организации // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 121-124. URL: https://apni.ru/article/1434-proektnaya-deyatelnost-kak-pokazatel-razvit

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля