Проектная деятельность как показатель развития дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос решения требований федерального государственного стандарта дошкольного образования через разработку проектов на уровне дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры проектов по различным направлениям деятельности ДОО.

Аннотация статьи
«Дети в приоритете»
формирование детствосберегающего пространства
проекты
ФГОС ДО
доброжелательное пространство
проектная деятельность
стратегия
Ключевые слова

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности и развитие дальнейшей перспективы роста.

Введение в дошкольное образование федерального государственного стандарта дошкольного образования повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания, повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса. Современные требования обуславливают использование в управлении ДОО новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми (педагогическое взаимодействие). Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, от которых зависит: какие условия, будут созданы в образовательном учреждении и какие возможности будут у детей. Для решения поставленных задач в дошкольном образовании в настоящие время реализуются проекты различных уровней, в том числе и на уровне ДОО.

Региональная Стратегия развития образования «Доброжелательная школа» (в сфере ведения департамента образования Белгородской области) (далее – Стратегия) является документом стратегического планирования, основой для разработки отраслевых нормативных документов, государственной программы развития образования Белгородской области, а также программ развития организаций (государственных и муниципальных), осуществляющих образовательную деятельность.

Настоящей Стратегией определяются приоритеты, цели и задачи региональной образовательной политики, внутренние и внешние условия, тенденции, ресурсы, возможности развития образования Белгородской области, механизмы и способы достижения целей и решения актуальных задач развития образования на территории региона.

Стратегией развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы определен проект, направленный на формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования «Дети в приоритете».

Портфель проектов «Дети в приоритете» разработанный в нашей дошкольной образовательной организации призван, в первую очередь, нивелировать негативные факторы, снижающие качество реализации требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям и организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Портфель проектов включает четыре институциональных проекта. Первый проект «Создание в ДОО д/с №58 детствосберегающего пространства групп дошкольного возраста, коридоров, холлов, рекреаций доброжелательными элементами», он направлен на выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который ориентирует педагогов на моделирование содержательно-насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком свободного выбора деятельности, на трансформацию коридоров, холлов, рекреаций в развивающее пространство.

Цель проекта – наполнение образовательной среды ДОО не менее, чем на 80% различными элементами «доброжелательного пространства»: уголки уюта, уголки уединения, рекреационно-образовательные и релаксационные зоны, Центры развития детского техническо-конструктивного творчества, мобильные выставки, образовательные афиши, постеры личных достижений воспитанников к концу мая 2021 года. Мероприятия проекта направленны на создание рекреационно-образовательных зон для развития эмоционального интеллекта, познавательного и художественно-эстетического развития, мобильных выставок произведений художественного, декоративно-прикладного, литературного творчества в коридорах, холлах, рекреациях; в группах Центров развития детского техническо-конструктивного творчества, образовательных афиш, постеров личных достижений воспитанников.

Второй проект «Создание в ДОО д/с № 58 детско-родительского Центра «Учимся играя» на базе групп детей раннего возраста, направление: «Педагогическое образование родителей». Данный проект направлен на решение проблем не эффективного использования активных форм вовлечения родителей воспитанников раннего возраста в образовательный процесс. Цель проекта – включение в систему педагогического образования не менее 60 детей и родителей в условиях детско-родительского Центра «Учимся, играя» до конца мая 2020 года. Проект направлен на проведение среди детей и родителей групп раннего возраста ДОО д/с № 58 в период с сентября 2019 года по май 2021 года мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности в вопросах развития, образования и воспитания детей раннего возраста посредством анкетирования, семинаров, игровых программ, круглых столов, педагогических мастерских, мастер-классы, Онлайн-образования (видеоконсультации, вебинары, индивидуальные консультации).

Концепция Десятилетия детства, определяет ключевые направления развития системы образования, в том числе и создание современных условий для социализации детей с особенностями в развитии. Следующий проект направлен на решение проблем организации и осуществлении театрализованной деятельности как одной из эффективных способов развития диалогической и монологической речи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, а также о недостаточном использовании педагогами ресурса семьи и социума. Цель проекта - включение в систему художественно-эстетического развития «Театр-Дети-Театр» не менее 80 участников образовательных отношений в условиях инклюзивной театрализованной образовательной среды к маю 2021года. В ходе проекта в период с сентября 2019 года по май 2021 года планируются различные мероприятия художественно-эстетической направленности с детьми, с педагогами, с родителями и учреждениями культуры в условиях инклюзивной образовательной среды.

Четвертый проект «Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОО д/с № 58 через освоение программных образовательных комплексов и интернет ресурсов». Данный проект направлен на решение проблемы, которая заключается в недостаточной востребованности педагогами цифровых технологий. Цель проекта – овладение не менее 80% педагогов ДОО д/с № 58 программными образовательными комплексами и интернет-ресурсами до конца мая 2020 года. В период с сентября 2019 года по август 2020 года проведены различные формы методической работы в области использования информационных технологий через обучающие семинары и мастер-классы по созданию личных сайтов педагогов, по разработке и размещению видеороликов, видеоконсультаций, вебинаров, онлайн-форума для дистанционного общения с родителями и детьми.

Таким образом, обозначенные в портфеле проектов «точки роста» позволили:

  • создать «доброжелательное» пространства в ДОО с ориентиром на свободный выбор деятельности ребенком, трансформировать холлы, коридоры, рекреации в развивающее пространство;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, полноценно использовать педагогический ресурс семьи в условиях детско-родительского Центра «Учимся играя»;
  • создать систему художественно-эстетического развития «Театр-Дети-Театр» в условиях инклюзивной театрализованной образовательной среды;
  • создать качественную цифровую образовательную среду в детском саду через эффективное использование интерактивных форм коммуникаций участников образовательных отношений и цифровизацию деятельности педагога (доступ к сети Интернет, цифровым образовательным ресурсам).
Текст статьи
  1. Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015.
Список литературы