Теория поколений: хоумлендеры

В статье рассматривается теория поколений, характеристики поколенческих архетипов американских и российских исследователей. Даются особенности последнего с точки зрения времени поколения хоумлендеров и задаются вопросы, требующие решения.

Аннотация статьи
теория поколений
миллениалы
хоумлендеры
Ключевые слова

Будущее! Оно интересовало и даже интриговало и интригует всех и всегда! Будущее мы связываем с теперешними молодыми. Какие они? Каковы их ценности? Каким они видят наше с ними будущее? Чего они ждут от него?

Фантастический сериал о подростках «Очень странные дела» (2016г.) продлили на четвертый сезон, сериал «Эйфория» о старших школьниках и их способе налаживать отношения с миром при помощи соцсетей и наркотиков (2019г.) имеет огромный успех, московский концерт 17-летней американки Билли Айлиш (лето 2019), билеты на который были распроданы за три месяца до назначенной даты, стал большим событием. Судя по постам родителей, которые сопровождали своих детей, никто не ожидал, что молодежь вдруг обрела голос – и он совсем не детский.

Американцы Уильям Штраус и Нил Хау, основатели классической "теории поколений", в своих совместных работах "Поколения" (1991г.), "Тринадцатое поколение" (1993г.), "Четвёртое превращение: американское пророчество" (1997г.) рассматривают историю США как последовательность поколенческих биографий. Почему мировоззрение и ценности разных поколений так сильно отличаются друг от друга и какой именно опыт повлиял на их мировоззрение, существовали ли поколения, которые вели себя подобным образом. Исследование показало, что на самом деле существуют исторические аналогии между прошлыми и настоящим поколениями. В итоге оба автора обнаружили повторяющуюся модель поведения четырёх типов поколений в англо-американской истории, каждому из которых присущ особый собирательный образ и соответствующий цикл четырёх разных типов эпохи, каждый со свойственным ему настроением: поколения Беби-Бумеров (1944-1963), Х (1964-1984), Миллениумы (Y) (1985-2002) и Хоумлендеры (Z) (2003-2023) [3].

Конфликты отцов и детей, изменение ценностей, взаимное непонимание разных поколений, – вечная тема не только мировой, но и российской культуры. В начале двухтысячных Е. Шамис и Е. Никонов одними из первых в России начали заниматься теорией поколений. С 2017 года их проект получил финальное название"RuGenerations"российская школа теории поколений. Более 300 международных и российских корпораций являются клиентами консалтинговой компании основателей "RuGenerations" и в рамках проекта возможно проверить как работают поколенческие модели на практике. Временные рамки поколенческих архетипов совпадают с границами У. Штрауса и Н. Хау, но авторский метод исследования Е.Шамис, основан на психосоциолингвистике (не относится к классической теории поколений), изучаются большие картины мира, их модели и сценарии действий, присущие поколениям.

Хронологические рамки для определения границ поколений являются весьма условными, так как, рассматривая представителей разных стран и определяя их принадлежность к тому или иному поколению, прежде всего, учитываются исторические особенности данной территории. Так, для России социолог и экономист, профессор НИУ ВШЭ Вадим Радаев в своей книге "Миллениалы: Как меняется российское общество" предлагает следующую классификацию. Вместо беби-бумеров и поколения Х он выделяет «мобилизационное поколение» – тех, кто родился до 1938 года и взрослел с 1941 по 1955 год (во время и сразу после Второй мировой войны). "Поколение оттепели" – рожденные с 1939 по 1946 год и повзрослевшие с 1956 по 1963 год. "Поколение застоя" – рожденные с 1947 по 1967 год и повзрослевшие с 1964 по 1984 год. "Реформенное поколение" – рожденные с 1968 по 1981 год и взрослевшие с 1985 по 1999 год [2].

За "реформенным поколением" следуют миллениалы, однако у них так же есть некоторые национальные особенности: российские миллениалы могут чувствовать себя более стабильно и благополучно по сравнению с собственными родителями, чем западные по сравнению с их родителями – из-за специфики демографии и экономической ситуации [3].

Для тех, кто родился на стыке двух поколений, существует специальный термин – "пограничники". Считается, что люди, рожденные в самом начале или конце очередного периода, могут обладать чертами как своего, так и ближайшего поколения. Современные студенты как пограничники Меллениум-Хоумлендер (1998-2004 года) сочетают в себе наиболее характерные черты обоих поколений. Они энергичные и творческие, стремятся к знаниям и развитию, идут в ногу с инновациями и сами привносят в мир что-то новое каждый день. Сейчас это люди примерно от шестнадцати до двадцати двух лет, обстановка вокруг них всегда менялась слишком быстро, поэтому они хорошо адаптируются и их уже сложно чем-либо удивить. "Поколение социальных сетей" – так их ещё называют в широких медиа, ведь они – те, кто зародил культуру виртуального общения как неотъемлемой части повседневной жизни, а так же это первые люди, начавшие строить свой бизнес в социальных сетях [1, 3].

Хоумлендеры (поколение Z) – люди, рожденные начиная с 2004 года и по настоящее время. Поколение, появившиеся со смартфоном в руках. Они не привыкли к физическому труду или пониманию того, как это работает. Процессы их развития, направлены на самовыражение. Люди поколения Z не подчиняются рекламе, брендам и слоганам, потому что они видят это с раннего детства. Для них важно, чтобы продукт был экологически чистым и, прежде всего, полезным для того, чтобы формировать их как личность.

Хоумлендеры – дети Интернета – к ним часто применяется термин "цифровое поколение", который описывает человека, который вырос в цифровую эпоху, а не приобрел знакомство с цифровыми системами как взрослый, как "цифровой иммигрант". Оба термина часто используются для описания цифрового разрыва с точки зрения возможностей технологического использования среди людей, родившихся с 1980 года. Как это отражается на представителях поколения? [1, 3].

  • Образцы поведения. В современных условиях развития средств массовой информации и распространениях их влияния новому поколению предоставляются гораздо более разнообразные модели поведения и системы ценностей.
  • Искусственный интеллект. В настоящее время многие дети и подростки привыкли полагаться на вещи и устройства, которые делают всё "сами". Технология искусственного интеллекта открывает новые возможности для её пользователей.
  • Образование. Всемирная сеть знает всё, что когда-либо было открыто, спроектировано, создано, сказано или осмысленно, она также помнит каждое имя в истории. В Интернете можно найти статьи, лекции и в принципе любую информацию, на любую интересующую тему. На данный момент детям и подросткам, выросшим в условиях постоянной цифровизации, онлайн-образование представляется наиболее интересным и привлекательным. Хотя пандемия COVID19 пошатнула данное утверждение.
  • Социальный опыт. От своих старших сестер и братьев, а кто-то и от родителей, хоумлендеры переняли привычку общаться, работать и решать все вопросы в социальных сетях, но, в отличие от старших поколений, у которых было время и возможность приобрести необходимые навыки живого взаимодействия, современные дети не отличаются повышенной эмпатией, способностью проявлять и понимать эмоции, выходить из конфликтных ситуаций и, увы, не обладают достаточной самостоятельностью [1, 3, 4].

Происходит глобальный процесс изменения ценностей и поведения, и страны мира отличаются только скоростью изменения. Россия в этой связи не уникальна, и мы являемся частью международных трендов. Каждое время привносит свои характерные черты, молодежь каждой эпохи отличается. Весь мир вошел в новую цивилизацию, цивилизацию виртуального мира. Огромная доступность информации: по каждой теме выходят в день десятки статей. Что с ней делать? Как организовывать образование? Пандемия COVID-19 добавила вопросов. Все эти проблемы осознаются и обсуждаются. Но пока это лишь «нанорезультаты».

Текст статьи
  1. Митрошкина, М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования / М.Р. Митрошкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – 6 с.
  2. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.-224с.
  3. Шамис Е.М. Теория поколений: необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. – 2-е изд., стер. – М. : Ун-т "Синергия" : Шк. бизнеса, 2017. – 138 с.
  4. Шамис Е.М. Дружба крепкая не сломается: как дружить с детьми -хоумлендерами? URL: www.rugenerations.su/ (дата обращения: 20.09.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря