Современное обучение в детских музыкальных школах

В статье делается анализ основных образовательных программ, изучаемых в детских школах искусств в настоящее время. Рассмотрены вопросы, касающиеся аппликатурной грамотности пианистов.

Аннотация статьи
фортепиано
аппликатура
Ключевые слова

Современное обучение в Детских музыкальных школах и в фортепианных классах Детских школ искусств строится в соответствии с двумя типами программ: предпрофессиональной общеобразовательной программой и общеэстетической общеобразовательной программой. Они различаются по срокам обучения, по годовым требованиям и по критериям и требованиям, предъявляемым к выпускникам. В настоящее время дети поступают в основном на общеэстетические отделения, в которых все требования к учащимся по всем параметрам значительно снижены в сравнении с предпрофессиональными. На изучение этюдов и гамм в них отводится совсем немного времени, подразумевается, что будущему любителю музыки технические скучные и неинтересные гаммы не нужны. Однако это не так. Преподавателям приходится сталкиваться с массой проблем, вызванных тем, что дети, не изучив вовремя аппликатуру в гаммах, приступая к пьесам, не имеют представления, каким образом следует исполнять пассажи, какие пальцы использовать.

В последние десятилетия особую популярность приобрети авторские программы по фортепиано для Детских музыкальных школ и фортепианных отделений Детских школ искусств. Среди наиболее известных необходимо назвать программы Ольги Геталовой, Т.И. Смирновой, Ирины Ядовой и Юрия Лихачева.

Программа Смирновой Т.И. «Allegro» – одна из наиболее распространенных. Она вышла в свет в 2008 году, вслед за нею были изданы несколько пособий и нотных сборников, предназначенных для использования в Детских музыкальных школах. Автор последовательно и логично выстраивает обучение таким образом, чтобы основное внимание было уделено развитию творческих навыков учащихся – подбору по слуху и чтению с листа. Наравне с классическим репертуаром автор программы вводит джазовую и современную музыку, считая её главным средством поддержания заинтересованности ребенка в музыкальных занятиях.

Смирнова Т.И. в пояснительной записке к предлагаемой ею программе указывает, что при её составлении она исходила из того, что основной задачей музыкальных отделений Детских школ искусств и Детских музыкальных школ является воспитание грамотного любителя музыки, который после окончания школы хорошо и с удовольствием будет играть с листа популярную музыку и подбирать по слуху. Выпускник должен уметь рассказывать о музыке и поддерживать разговор на музыкальные темы. Эти требования, по замечанию автора, нисколько не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку большинство будущих музыкантов-профессионалов станут преподавателями и смогут в своей будущей деятельности донести до учащихся приобретенные ими знания и умения.

Решение данных задач Т.И. Смирнова видит в приобщении ученика к музыкально-творческой деятельности, в систематических занятиях подбором по слуху и чтением с листа. Для занятий, направленных на развитие творческих навыков, автор предлагает использовать время, освобождаемое за счет интенсификации занятий. Механизм интенсификации, по её мнению, основан на синтезе всех видов музыкальной деятельности. Например, анализ формы, гармонического языка и способов развития тематического материала способствует прочному усвоению теоретических знаний, которые в дальнейшем послужат основой для подбора по слуху. Развитие навыков чтения с листа помогает быстрому разбору текста.

Музыкальный материал, рекомендованный к изучению занимающимся по программе Смирновой Т.И., состоит преимущественно из популярной классической и джазовой музыки. Необходимо отметить предложенный автором программы учебный план, который предполагает исполнение классических произведений только на зимнем и весеннем экзаменах наряду с произведениями джазового или эстрадного репертуара, в остальное время в плане отведено игре гамм, этюдов, аккомпанемента, гармонических цепочек и чтению с листа.

Программа Смирновой Т.И. направлена на развитие всего комплекса умений и навыков, необходимых музыканту. Она трудна для воплощения, но доступна учащимся благодаря тому, что основана на популярной музыке, как классической, так и джазовой. Дети с удовольствием занимаются только тем, что им нравится, а красивая музыка не может не нравиться, хоть и сложна в исполнении. Поэтому воспитанники музыкальных школ с интересом занимаются по этой программе.

Анализируя авторскую программу Смирновой Т.И., необходимо отметить, что значительное место в ней отведено изучению гамм и этюдов. Автор, предлагая новаторский подход к обучению, не отвергает значимость и эффективность работы над техническими моментами. Это обстоятельство представляется нам особенно важным, поскольку освоение аппликатурных навыков неразрывно связано с изучением гамм, аккордов и арпеджио.

Смирнова Т.И. вводит требования к исполнению гамм начиная с 1 класса музыкальной школы, следовательно, уже с первых шагов юный пианист осваивает аппликатурные принципы, привыкает к пониманию «позиционной игры». Во 2 классе обязательны для изучения упражнения Ш. Ганона в тональностях, соответствующих тональностям изучаемых пьес. Примечательно, что игра гамм в программе Смирновой вводится не абстрактно, а в соответствии с тональностями репертуара. Дополнительно в тех же тональностях она вводит игру гармонических последовательностей, что приучает ребенка с самых ранних этапов обучения мыслить и анализировать.

В 3-м классе обязательными являются упражнения на позиционную игру трелей, мелизмов и мордентов, а также на развитие координации движений пальцев в одной руке – одновременное исполнение глубокого, опорного и легкого взятия клавиш. Мажорные гаммы в третьем классе играются в две октавы в прямом движении, а минорные – в натуральном, гармоническом и мелодическом видах (мелодические минорные гаммы в стандартной программе изучаются в старших классах). Упражнения Ш. Ганона играются на протяжении всего периода обучения по программе «Allegro».

В старших классах добавляется игра гамм в терцию, дециму и сексту, а также исполнение септаккордов – доминантового и уменьшенного в аккордовом и арпеджированном виде. Автор рекомендует решать проблемы, возникающие при разучивании произведений при помощи выполнения упражнений по развитию беглости пальцев и совершенствованию приемов звукоизвлечения.

Таким образом, техническое совершенствование, по мысли автора программы Смирновой Т.И., неотделимо от общемузыкального развития учащегося. Программа предусматривает изучение гамм и упражнений в полном объеме. Воспитанию аппликатурных умений и навыков в программе не отводится значительного внимания. Но так как их развитие неразрывно связано с использованием гамм и упражнений в процессе обучения, то целесообразно предположить, что их воспитание происходит спонтанно в процессе работы над фортепианной фактурой в изучаемых пьесах и над техническими формулами – гаммами и упражнениями.

Авторская программа Геталовой О.А. предназначена для пятилетнего обучения в Детских музыкальных школах и в Детских школах искусств на тех отделениях, где делается акцент на общее эстетическое воспитание. Основное внимание в ней сосредоточено на музицировании, на исполнении популярной музыки и на творческом развитии учащихся с тем, чтобы «в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано» [17, с. 3]. Основные задачи курса автор видит в развитии музыкальных способностей, приобретении основных исполнительских навыков игры на фортепиано, ансамблевой игры, чтения с листа, овладение основами аккомпанемента и приобретении необходимых навыков самостоятельного музицирования.

Основной принцип работы по программе Геталовой О.А. заключается в сочетании изучения небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющих удовольствие от музицирования. Автор разрешает на зачетах исполнять произведения по нотам, а гаммы изучаются лишь в ознакомительном порядке.

Автор программы считает, что гораздо важнее для учащегося разучить как можно больше интересных пьес по нотам, чем тратить время на выучивание наизусть. Репертуар рекомендуется составлять в основном из популярной и классической музыки в нетрудном переложении, возможно в ансамблевом. Привитие навыков самостоятельной работы у учащихся, по мысли автора, происходит в процессе разбора нетрудных пьес, где педагогом заранее проставлена аппликатура, штрихи, фразировка, динамика и педаль.

Значительное внимание в программе Геталовой О.А. уделяется творческому развитию учащихся, которое происходит в процессе подбора и досочинения мелодии, а также посредством подбора аккомпанемента и исполнении мелодии с разным по фактуре аккомпанементом по цифровкам.

Техническое совершенствование учащихся, занимающихся по программе О.А. Геталовой, происходит, в основном, на материале изучаемых произведений. Один раз в год на технический зачет выносится этюд, изучение гамм значительно упрощено. Впервые обучающиеся по данной программе играют гамму до мажор во втором классе в две октавы. В третьем классе они играют все мажорные гаммы от белых клавиш в одну октаву. В четвертом классе – гамма фа мажор двумя руками в две октавы, к ней добавляются аккорды, арпеджио и хроматическая гамма в упрощенном виде.

Автор программы предлагает в помощь педагогам, занимающимся по её программе большое количество сборников фортепианных пьес, изданных ею, в качестве хрестоматий по педагогическому репертуару. Среди них: «Веселый слоненок», «Вечер в деревне», «Обученье без мученья», «Учусь импровизировать и сочинять» и многие другие.

Рассмотренная авторская программа Геталовой О.А. направлена на развитие творческих навыков учащихся. Однако успешность освоения творческих навыков проходит значительно успешнее, если учащиеся так или иначе знакомы с аппликатурными принципами. Проанализировав программу, стоит предположить, что освоение аппликатурных приемов происходит не в процессе изучения гамм (для изучения гамм, арпеджио и аккордов отводится весьма незначительная часть времени), а по мере нарастания трудности в произведениях. Упражнения, необходимые для технической отработки трудных приемов в программе сознательно опускаются.

Таким образом, изучение аппликатурных принципов, освоение необходимых навыков расстановки пальцев в программе опущено.

Вышедшее в свет в 2005 году «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано» И. Ядовой представляет собой курс, направленный на воспитание творческих навыков у учащихся Детских музыкальных школ и Детских школ искусств. Методика, разработанная И. Ядовой позволяет быстро и эффективно развить у учащихся способность играть по слуху. Она предлагает начинать воспитание «слышащей руки» уже с первых шагов юного пианиста на материале любимых детьми песенок из мультфильмов и кинофильмов.

Пособие И. Ядовой не претендует на программу обучения и не содержит рекомендаций по воспитанию аппликатурных навыков.

Образцом программы, представляющим собой современную развивающую методику обучения, является авторская программа Ю. Лихачёва. Она также как и рассмотренные ранее программы направлена на развитие творческих навыков учащихся, и значительная часть учебного времени в ней отводится подбору по слуху, транспонированию и чтению с листа. Изучение классического репертуара предполагается в соответствии со стандартными требованиями фортепианных отделений ДШИ и ДМШ, гаммы и этюды проходятся в обычном порядке. В предисловии к программе автор указывает, что суть методики заключается в единстве и взаимовлиянии исполнительства и творчества на уроке фортепиано. В программе нет списка репертуара, расположенного по возрастающей степени трудности и распределенного по годам обучения, выбор изучаемых произведений автор оставляет на волю педагога, объясняя это тем, что слишком разные бывают способности у детей.

В предложенной Ю. Лихачевым методике обучения нами не было найдено какого-либо упоминания о развитии аппликатурных навыков у учащихся. Из проанализированного материала можно сделать вывод, что их развитие также как и в рассмотренных ранее программах предполагается осуществлять спонтанно, без наличия какой-либо системы.

Таким образом, проанализировав несколько современных авторских программ и методик обучения и не обнаружив в них какого-либо упоминания о развитии аппликатурных навыков у учащихся, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах недостаточно внимания уделяется развитию аппликатурных навыков. А между тем выбор правильной, целесообразной и художественно оправданной аппликатуры – одно из важнейших требований фортепианного мастерства. Логично и верно выбранная аппликатура способствует ясности музыкального изложения и облегчает выполнение технических задач.

Текст статьи
  1. Савшинский, С. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М.: Музыка, 1964. – 186с.
  2. Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой. – Л.: Музыка, 1968. – 108 с.
  3. Сапельников, Д.С. Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий (на материале учебной работы в фортепианных классах): дисс. канд. пед. наук – Тамбов, 2009. – 200 с.
  4. Сафонов, В.И. Новая формула // В.И. Сафонов. – М., 1961. – 154 с.
  5. Седракян, Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. Учебник для ВУЗов // Л.М. Седракян – М.: Владос, 2007. – 94 с.
  6. Смирнова, Т.И. Программа класса специального фортепиано интенсивный курс. / Т.И. Смирнова - М.: 2008. – 61 с.
  7. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1972. – 400 с.
  8. Терентьева, Н. Карл Черни и его этюды / Н. Терентьева. – СПб, 2013. – 68с.
  9. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника: учебное пособие для музыкально-педагогических фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Цыпин. - М.: Академия, 1999. – 193 с.
Список литературы