Право на обращение в судебные органы для восстановления нарушенных законных интересов выступает фундаментальным положением действующего права, которое гарантирует каждому человеку доступ к суду для решения конфликтов.
Граждане в Российской Федерации вправе представлять свои интересы в суде лично или через представителей. Представительство – это совершение процессуальных действий одним лицом (представителем) в пользу другого лица (представителя) в интересах последнего, в целях установления, изменения, прекращения для них прав и обязанностей.
С начала XXI века и по сегодняшний день законодатель предпринимает попытки к монополизации услуг договорного представительства. Идея монополизации заключается в том, что оказывать возмездные услуги договорного представительства в суде, в случае принятия адвокатской монополии, могли только лица, имеющие статус адвоката.
Реформируя законодательство, необходимо оценивать возможные позитивные и негативные последствия, которые неизбежно будут иметь место. Наилучший в данном случае способ познания, по нашему мнению, это опытный. Только опытный путь познания наглядно продемонстрирует последствия реформ, реакцию граждан, изменения в отрасли и экономической жизни в целом. На примере адвокатских монополий Великобритании и Франции очевидным становится яркий исторический аспект адвокатской монополии, иначе говоря монополизация в указанных странах результат не реформы, а постепенно сложившегося института. То есть адвокатская монополия не всегда является результатом резкого перехода, который, безусловно, помимо позитивных последствий будет иметь и резко негативные, например в виде повышения цен на услуги адвокатов на фоне уменьшения предложения на рынке юридических услуг, но и постепенного исторического развития, самосовершенствования системы и повышения качества услуг представителей.
Намерение государства монополизировать представительство выражается в законодательных инициативах его исполнительных органов. Так, Министерство Юстиций РФ подготовило Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором Минюст указывает на право государства устанавливать требования к лицам, оказывающим услуги представительства в суде, так как в соответствии с Конституцией РФ лицо имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Законодатель полномочен установить критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленные ими особенности допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства, но при этом должен обеспечивать баланс публичных интересов и законных интересов лица при выборе представителя, не допуская несоразмерного ограничения как права на судебную защиту, так и права на юридическую помощь.
Фактически, предложенный Минюстом законопроект запрещает юристам, не имеющим статуса адвоката, быть договорными представителями в суде. По мнению Минюста, предлагаемые изменения будут способствовать профессионализации сферы юридических услуг, повышению качества представления интересов в судах, и, как следствие, качества самого судебного разбирательства, а также усилению гарантий реализации конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи и судебную защиту нарушенных прав.
В исследовании, проведенном исследовательским центром «ABL» и озвученных с трибуны Государственной Думы на Круглом столе фракции КПРФ на тему «Защита прав граждан в сфере юридических услуг: роль государства и профессиональных сообществ» Шайдулиной В. К. указаны предполагаемые последствия введения адвокатской монополии, а именно рост цен на услуги адвокатов на 155%, массовое снижения предложения на рынке услуг договорного представительства в суде, так как лишь только 10% юристов, осуществляющие деятельность по представлению интересов доверителей в суде без статуса адвоката готовы, в случае введения адвокатской монополии, получить такой статус. Более того, в исследовании указано и уменьшение бюджетных поступлений, согласно указанному исследованию, порядка 20–25 миллиардов рублей в год.
Установив факт того, что действующая система договорного представительства в России имеет проблемы, необходимо определить возможные пути их преодоления. Реформирование институтов социальной сферы общества не должно затрагивать их фундаментальные основы. Не менее важным является и сохранение их самобытности, корректировки должны иметь место только в определении «правил игры» и создании условий для наилучшего процесса саморазвития данного института.
Для того, чтобы минимизировать количество случаев, когда граждане, обращаясь за помощью к юристам представителям, получали некачественные юридические услуги, необходимо не устанавливать барьеры для входа в профессию, а создать реестры, в которых бы числились все субъекты рынка договорного представительства РФ. В таком случае каждый гражданин, заинтересованный в качественной юридической помощи, мог бы открыть этот реестр и увидеть, к какому юристу стоит обращаться, а к какому нет.
Для того, чтобы выбор представителя был наиболее объективным и отвечал запросам доверителя, предлагается в реестре договорных представителей указывать:
- ФИО лица, оказывающего услуги договорного представительства, наименование такой организации или наименование индивидуального предпринимателя.
- Наличие или отсутствие высшего юридического образования, учёной степени по юридической профессии или статуса адвоката.
- Стаж оказания услуг договорного представительства.
- Рейтинг представителя, формируемый по следующим критериям: количество решений суда, принятых в пользу доверителя представителя; добросовестность представителя – по десятибалльной шкале в зависимости от применённых судом к представителю штрафных санкций.
- Цену оказания услуг договорного представительства из расчёта одного участия представителя в судебном процессе.
- Отрасль права, по которой специализируется рассматриваемый представитель.
Указанный реестр предоставит лицу, нуждающемуся в представителе наиболее объективную информацию о потенциальном представителе.
Таким образом, для решения проблем, возникающих в сфере договорного представительства юристами не адвокатами, совсем не обязательно вводить адвокатскую монополию, тем самым устанавливая барьеры для входа в профессию частнопрактикующим юристам, а можно обойтись постепенной реформацией представительства, сохраняя тем самым его самобытность.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)