Главная
АИ #22 (25)
Статьи журнала АИ #22 (25)
Произведения Михаила Товпеко – прекрасный педагогический материал для изучения в...

Произведения Михаила Товпеко – прекрасный педагогический материал для изучения в классе домры и баяна ДМШ и ДШИ

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

композитор
творчество
стиль
оригинальность
образное содержание

Аннотация статьи

В данной статье предпринимается попытка осветить творчество современного композитора М.Я.Товпеко и проанализировать наиболее яркие его сочинения.

Текст статьи

Актуальность изучения творчества М.Я.Товпеко продиктована востребованностью в педагогической практике интересных и понятных детям музыкальных произведений.

На протяжении многих столетий композиторы обращались и продолжают обращаться к музыке для детей и юношества. Но, пожалуй, ни в одной стране мира детская музыка не занимает столь значительного места, как у нас в России. Композиторы с удовольствием дарят детям частичку своей души, любящего сердца и страницы своего творчества. Сочиняя произведения, композиторы стремятся к тому, чтобы они были доступны и понятны юным музыкантам, при этом обязательно учитываются их возможности и интересы.

В детской школе искусств города Шебекино преподаватели отделения народных инструментов пристально наблюдают за тем как происходят кардинальные изменения в мировоззрении современных детей: как меняются их музыкальные вкусы и пристрастия, как меняется вся звуковая атмосфера, в которой они живут и растут. Поэтому одной из важных составляющих в этой миссии является репертуар, используемый в работе с учащимися. Грамотно подобранная программа обеспечивает не только накопление музыкально-теоретических знаний, но и техническое, и художественно-эстетическое развитие детей.

Безусловно, в XXI столетии педагогический репертуар для ДМШ и ДШИ стал гораздо обширнее и привлекательнее. Теперь мы, педагоги, располагаем значительно большей возможностью выбора. Музыкальные издательства предлагают сборники и учебно-методические пособия не только известных авторов: Е.Дербенко, А.Доренского, Р.Бажилина, В.Власова, А.Коробейникова, Б.Беляева, Д.Самойлова, А.Лоскутова, М.Товпеко, создавших много ярких, самобытных произведений для детей, но и менее известных педагогов-композиторов, непосредственно работающих с детьми и подростками, хорошо понимающих их интересы и запросы.

С помощью репертуара происходит коммуникация между исполнителем и слушателем. И от того, насколько оригинальной и профессиональной будет эта музыка, русские народные инструменты основательнее закрепятся в одном ряду с общепризнанными академическими инструментами. При умелой подаче материала, то или иное произведение становится благодатным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание учащихся, для формирования у них нравственных и художественно-эстетических понятий. Педагоги детской школы искусств г.Шебекино стараются создавать все необходимые условия для осознания, теоретического осмысления и практического освоения репертуара современных композиторов, обеспечивают закрепление знаний с помощью использования активных форм и методов обучения, помогают детям почувствовать и понять хорошую музыку.

Итак, Товпеко Михаил Яковлевич (11.06.1948 г.) – преподаватель брянского колледжа искусств и культуры, автор ряда музыкальных композиций и аранжировок, Всю свою жизнь он посвятил воспитанию молодых музыкантов – исполнителей на народных инструментах. Будучи блестящим музыкантом, Михаил Яковлевич обратил внимание на отсутствие нового оригинального исполнительского репертуара для баянистов – учащихся школ и колледжей. Его обращение к композиторскому творчеству воспринимается как ответ на реальный запрос профессиональной педагогической среды. Не удивительно, что каждое новое произведение Товпеко встречает живой прием преподавателей и учащихся.

Творчество М.Я.Товпеко разножанрово. Здесь произведения крупной формы, оригинальные виртуозные пьесы, обработки народной музыки, лёгкая музыка. Преподаватели сразу отметили не только яркость и художественную образность произведений композитора, но и их педагогическое значение для целенаправленного, последовательного овладения учащимися основ исполнительства на народных инструментах.

Солидное место в творчестве М.Я.Товпеко занимает музыка для детей. Уже издано четыре выпуска педагогического репертуара (баян, аккордеон). Большой популярностью пользуются пьесы: «Бальный вальс», «Скерцо», «Вальс-каприс», «Этюд-токката», «Самба», сюита «В мире танца». Дуэты для баянов: «Канкан», «Бурлеска в стиле ретро», «Дорога», «Когда поет душа солдата», дуэты для домры и баяна: «На школьной перемене», «Экзотический танец», «Фронтовая новелла» и другие.

Музыка интересная, фактурно удобная, с понятным ладогармоническим языком, различными эффектами звукоизвлечения, большей частью программная, доступная для детского восприятия и понимания. Сегодня произведения М.Я. Товпеко успешно исполняются учащимися ДМШ и ДШИ, а также студентами колледжей и ВУЗов центральной России.

Апробированные на практике произведения этого замечательного композитора являются прекрасным педагогическим материалом, который содержит своеобразные секреты мастерства. А разгадать и постичь эти музыкальные секреты и тайны детям поможем мы, педагоги, последовательно раскрывая индивидуальный стиль композитора.

Музыкально-аналитический разбор

Тарантелла из сюиты «В мире танца». Во все времена композиторы проявляли интерес к народным песням и танцам. Так в инструментальные и вокальные сочинения вошли ритмы итальянской тарантеллы, венгерского чардаша, норвежского халлинга, испанских хабанеры и сегидильи, болеро. Правдиво и ярко воссоздавали русские композиторы в своей музыке танцевальные мелодии, характерные для других национальных культур. Среди них стремительная и бурная Тарантелла М.Я. Товпеко. Форма простая трёхчастная. Тональность до-мажор. Энергичная танцевальная мелодия первой части, обогащённая хроматизмами, «шагающий» ритм басов в чередовании с аккордами воссоздают картину весёлого народного праздника. В конце первой части происходит дробление темы на короткие мотивы, обогащённые хроматическими ходами в мелодии и аккомпанементе, а также наблюдается ломка ритмического узора в партии фортепиано. Всё это позволяет говорить о нарастающей драматизации.

Колорит средней части несколько иной. Здесь сопоставляются параллельные тональности до-мажор и ля-минор. Есть в ней и характерный ритм тарантелы, и целый «набор» разных по мелодическому материалу построений, оформленных структурно (2 т. + 2 т…). Вероятно, объяснить это можно переменчивостью настроений и душевных состояний автора. Гибкая, эластичная фактура способствует быстрому переключению от одного эпизода к другому и незаметно подводит к кульминации, являющейся самой яркой вершиной всей пьесы.

Реприза тарантеллы вновь возвращает господствующее праздничное жизнерадостное настроение, тематический материал и художественные детали. Через круговорот разнообразных движений протягивается арка к заключительному построению – коде. Так изначальная ритмоинтонационная ячейка, отделённая от темы и превращённая в мелодическое ядро всех частей, способствует тематическому единству, цельности при многогранности образно-эмоционального содержания.

«Экзотический танец» из сюиты «В мире танца». В композиционном отношении пьеса является шедевром композиторского мастерства. Стройность и гармоничность целого сочетаются в ней с безукоризненной отделкой всех деталей, блестящим остроумием и изобретательностью. Целостности данного произведения способствует прежде всего общность тематического материала. Как арка, соединяющая два крыла одного здания, так первая и третья части пьесы (ля-минор) являются её опорными точками. Построенные на общем тематическом материале, они придают произведению симметричную завершённость и законченность. В средней части (ля-мажор) соблюдаются строгие пропорции, устанавливающие правильную соразмерность всех построений.

Интересно само название пьесы. Оно позволяет фантазировать исполнителю, представляя некий необычный танец, в котором сочетаются и юмор, и шутка. Благодаря хитроумным комбинациям: стремительный взлёт по звукам разложенного аккорда с последующим спуском по хроматической гамме, широкие скачки - музыка звучит легко и изящно. Полноте раскрытия образа способствуют разнообразные ладо – гармонические и ритмические средства. Вся пьеса строится на непрерывной смене динамики, настроений и музыкального материала. Ритмические изменения, переносы акцентуации, внезапные sforzando придают ей непривычно фантастическое звучание. Стремительный темп превращает всю музыкальную ткань в калейдоскопическое мелькание.

«Блюз» из сюиты «В мире танца». Слово «блюз» в переводе с английского языка означает печаль, грусть. Появилось оно в сфере афроамериканского музыкального фольклора и джаза. Блюз считается одним из наиболее самобытных явлений негритянской музыкальной культуры. Его можно сопоставить с русским романсом, поскольку блюз – это грустная песня, повествующая о непростых жизненных ситуациях.

Пьеса М.Я. Товпеко соткана из разных настроений: задумчивых, мечтательных, порывистых, бурных, весёлых. Отсюда непрерывная смена динамики и тематического материала. Ритмическая и ладо-гармоническая организация пьесы создаёт ощущение зыбкости, текучести, постоянной изменчивости неуловимых оттенков настроений. Здесь и изобилие слигованных звуков, «разбивающих» равномерность ритмического движения, и своеобразное оформление каденций. Необычными по новизне приёмами композитор рисует живой музыкально-психологический портрет. Переменный размер, капризный ритм и изящество движений сочетаются с закруглённостью каждого построения. Форшлаги, глиссандо, арпеджато придают произведению завораживающее звучание. Фактура насыщена интонационной выразительностью. Тематическая близость разделов объединяет всю трёхчастную композицию (h-D-h) в целостный организм. Пьеса очень привлекательна с художественной точки зрения и главное её достоинство заключается в том, что очень нравится детям.

Буквально несколько слов хочется сказать о произведениях, которые также часто звучат в нашей школе. Это: «Вальс-каприс» и «Бурлеска в стиле ретро».

«Вальс-каприс». Довольно интересная и оригинальная пьеса написана в тональности ля-минор. В ней передана легкость и изящество танцевальных движений. Форшлаги, хроматизмы, изменчивый ритм подчёркивают несколько капризный, изменчивый характер сочинения. Структура вальса традиционно трёхчастная. Отсутствие внутренних противоречий снимает необходимость в действенной средней части, функции которой скромны и ограничены. Серией модуляционных ходов освежается тональная сфера середины. Тематический контраст с первой частью очевиден. Реприза возвращает в лёгкую воздушную атмосферу первой части.

«Бурлеска в стиле ретро». Пьеса шутливого характера. Слово «бурлеска» в переводе с итальянского означает «шутка». Бурлеска родственна каприччио и юмореске. В XVIII веке она пользовалась популярностью в Ирландии.

Изящная подвижность и шаловливо-капризные изгибы рисунка, быстрота и плавность звуковых переливов создают весёлый, задорный характер крайних ре – мажорных частей формы. Средний раздел (ре минор) строится на новом материале и шаг за шагом подводит к драматической вершине. Наступление репризы подготовлено плавно нисходящим движением. Появление мажорной тоники в репризе звучит особенно светло и неожиданно.

Сегодня произведения М.Я.Товпеко исполняются учащимися и студентами многих детских школ искусств и колледжей нашей страны, входят в репертуар ансамблей и оркестров народных инструментов учебных заведений центральной России. Так, например оркестр русских народных инструментов «Вереск» (рук. С.П.Захлевная) – лауреат многих престижных конкурсов уже не первый год радует слушателей проникновенными и залихватскими произведениями М.Я.Товпеко. Это «Фантазия на темы песен о Великой Отечественной войне», где автор использовал мелодии песен военных лет. В Фантазии выразительна каждая деталь фактуры. Буквально все мелодии отшлифованы многими штриховыми и динамическими нюансами. Хочется вспомнить «Русскую тропатуху» и «Поулочную», наполненные кипучей энергией, стремительным движением, яркими праздничными настроениями и образами. Огромное удовольствие доставляет слушателям «Праздничная увертюра», «Ой при лужке», «Фантазия на темы песен М.И. Блантера», «Свенская ярмарка» и многие другие сочинения.

Произведения М.Я.Товпеко звучат на межрегиональных и международных конкурсах, фестивалях исполнителей на народных инструментах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Иваново, Смоленск, Тула, Орел. Произведения эти востребованы и доступны для исполнения. Каждое из них – это законченная миниатюрная картинка, раскрывающая мир детских забав, радостей, огорчений, бытовые ситуации, образы природы и окружающей жизни. Очень хочется надеяться на то, что Михаил Яковлевич Товпеко ещё долго будет дарить свои творческие фантазии детям и педагогам ДМШ и ДШИ.

Список литературы

  1. Товпеко М.Я. Пьесы и ансамбли для народных инструментов // Педагогический репертуар 3-5 классы детских школ искусств. Брянск 2005.
  2. Товпеко М.Я. Концертный репертуар для оркестра русских народных инструментов (Партитуры) – Выпуск 1-4. Брянск 2005-2014г.
  3. Товпеко М.Я. Концертный репертуар для ансамбля русских народных инструментов (Партитуры) – Выпуск 1,2. Брянск 2013г.

Поделиться

5393

Беликова Ю. С., Калашникова Н. Ю., Крючков К. В., Захлевная С. П. Произведения Михаила Товпеко – прекрасный педагогический материал для изучения в классе домры и баяна ДМШ и ДШИ // Актуальные исследования. 2020. №22 (25). С. 79-82. URL: https://apni.ru/article/1437-proizvedeniya-mikhaila-tovpeko-prekrasnij-ped

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря