Главная
АИ #6 (292)
Статьи журнала АИ #6 (292)
Доказывание в сокращенной форме дознания

Доказывание в сокращенной форме дознания

4 февраля 2026

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

дознание
подозреваемый
сокращенная форма дознания
уголовно‐процессуальный кодекс
ходатайство
постановление

Аннотация статьи

В статье рассмотрен порядок производства дознания в сокращенной форме по уголовно‐процессуальному кодексу Российской Федерации. Анализ упрощений, касающихся доказывания при производстве дознания в сокращенной форме, позволяет сделать вывод о том, что они могут привести к нарушению принципа упрощения, согласно которому упрощать явление воз можно в любых объемах, но при непременном сохранении его сущности. Как следствие, уголовно‐процессуальная форма дознания в сокращенной форме вступает в противоречие с онтологическими, гносеологическими и правовыми основами судопроизводства, теряет присущую судопроизводству качественную определенность. Разрешение судами вопроса вины и меры наказания оказывается в зависимости от выводов органов дознания.

Текст статьи

Данная модель упрощенного судопроизводства по уголовным делам реализовалась в связи с принятием Федерального закона от 4 марта 2013 года № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно‐процессуальный кодекс Российской Федерации» [1]. В свою очередь основу этого закона составил Проект Федерального закона № 632173‐5 «О внесении изменений в Уголовно‐ процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института сокращенной формы уголовного судопроизводства [2, с. 32-34]. Хотя концептуальная основа осталась прежней (очевидно, что моделью для нее послужила протокольная форма). Одним из главных дополнений к первоначальному проекту стало введение существенных изменений по проведению доследственной проверки и соответственно – получению доказательств ранее не существовавшими способами. Таким образом, новшества в правилах доказывания, с которыми сопряжено проведение дознания в сокращенной форме, оказались связаны с системными изменениями в правилах получения доказательств т. н. «альтерпроцессуальным», т. е. не следственным путем. Новеллы в производстве доказывания по сокращенному дознанию надо рассматривать в комплексе изменений, коснувшихся процедуры собирания доказательств, вне сенными Федеральным законом № 23‐ФЗ, которые в свою очередь можно считать небольшим, но правильным шагом по направлению к реформе нашего доказательственного права. Синхронизировав эти новшества, законодатель сделал первый шаг не только к разработке новых правил уголовно‐процессуального доказывания, суть которых в деформализации доказывания, реформе предвари тельного производства по уголовному делу, а вместе с тем – структурной пере стройке всего нашего процесса. К сожалению, окончательная редакция закона о сокращенном дознании наряду с достоинствами сохранила некоторые конструктивные недостатки, которые уже изначально были в законопроекте, более того, поддавшись не всегда оправданной критике, федеральное законодательное собрание усугубило некоторые из этих недостатков и даже добавило к ним новые.

В качестве позитива укажу на то, что законодатель отчасти предупредил возникновение опасности в виде разночтения в стандартах доказывания при доказывании в обычном формате предварительного расследования и в форме сокращенного дознания: в обновленную модель доказывания вполне органично вписываются те способы получения доказательств, которые характерны для сокращенной процедуры [3, с. 2‐3]. Можно сказать, что необходимость упрощения процедуры досудебного производства заставила законодателя пересмотреть не которые каноны теории доказательств: допустимость проведения следственных действий до возбуждения уголовного дела, получение доказательств не только следственными действиями, но и проверочными действия, проводимыми до вынесения постановления о возбуждении дела, расширение круга субъектов. Главные «сокращения» коснулись следующих параметров дознания: 1) сроки; 2) доказывание; 3) объем процессуальных действий, 4) гарантии прав личности. Эти моменты требуют принципиального анализа в контексте рассматриваемой нами проблематики. Коротко суть нового процессуального явления можно охарактеризовать так: сокращение при уплотнении, чреватом непредсказуемостью. В первую очередь надо сказать о сроках, ведь именно они определяют нормативную природу уголовно‐процессуального доказывания. Сжатость срока при одновременном увеличении объема процессуальных действий – характерная черта сокращенного дознания, что откладывает отпечаток на доказывании. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что 15-суточный срок, который может быть официально продлен прокурором до 20 суток, не является точным сроком сокращенного дознания. Из требования закона о том, чтобы обвинительное по становление было составлено в течение 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (часть 3 статьи 226.7 УПК РФ), вытекает, что к этим десяти суткам может быть добавлено не менее трех суток (двое суток плюс 24 часа): таков смысл части 2 статьи 226.3 и статьи 226.4 УПК РФ.

Ввиду того, что срок сокращенной формы отчитывается не с момента возбуждения уголовного дела, а с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (часть 1 статьи 226.6 УПК РФ), получается, что трехсуточный срок (в ходе которого происходит позиционирование сторон относительно перспективы сокращения дознания) может затянуться, если дознаватель заранее не получил согласия потерпевшего и подозреваемого на проведение дознания в сокращенной форме. Это объясняется тем, что вызов указанных лиц, получение от них согласия может непредвиденно растянуться, даже если предположить, что вызовы будут осуществляться с помощью СМС‐сообщений. Хотя если исходить из буквы закона, то постановление о возбуждении уголовного дела только в отношении конкретного лица и последующее за ним по становление о проведении дознания в сокращенной форме составляют элементы единой формы, что исключает элементов обычного дознания и доказывания в период после возбуждения уголовного дела и до перехода на режим сокращенного дознания [4, с. 44‐45]. По смыслу части 3 статьи 226.7 УПК РФ срок упрощенного дознания, а значит и время на доказывание фактов по делу, меньше 15 суток (если не считать «первичный срок»). Что еще более сжимает пружину доказывания по данной категории дел. Поскольку «обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, постольку доказывание должно быть завершено в именно в этот срок и материалы дела подготовлены для пере дачи прокурору и заинтересованным лицам для ознакомления (часть 1 статьи 226.7 УПК РФ).

Значит, вся информация, значимая для принятия итогового процессуального решения по делу, расследованному в форме сокращенного дознания, должна быть получена и процессуально оформлена в течение 10 суток, к этому мы можем добавить «первичный» (2‐3 суточный срок), нужный дознавателю и участникам для «разбега», чтобы перепрыгнуть на сокращенный формат, и время доследственной проверки. Официальный срок доказывания при сокращенном дознании будет, таким образом, 13 суток, к нему может добавиться 3 суточный срок доследственной проверки (который может быть продлен до 30 суток). В целом можно говорить о предельных 43 сутках, в течение которых уголовное дело должно быть подготовлено для направления в суд. И мы видим, что большая часть этого срока приходится на время до возбуждения уголовного дела (по крайней мере, такая возможность допустима, все здесь зависит от позиции прокуратуры).

Полагаю, поэтому основная часть доказывания должна происходить именно в этот промежуток, тогда же дознаватель должен подготовить условия для того, чтобы провести вторую, процессуальную (и во многом формальную) часть «сокращенной процедуры».

Список литературы

  1. Уголовно‐процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174‐ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 2001. – № 52 (Ч. I), ст. 4921.
  2. Арестова Е.Н. Новый процессуальный акт – ходатайство подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме // Российская юстиция, 2013. – № 11. – С. 32-34.
  3. Гирько С.И. Производство по уголовному делу дознания в сокращенной форме: прогнозы и суждения // Российский следователь, 2013. – № 21. – С. 2-5.
  4. Доля Е.А. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме // Российский судья, 2013. – № 6. С. 43-46.
  5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 3‐е изд., перераб. – М., 2014. – С. 132.
  6. Алимирзаев А.А. Доказывание в сокращенных формах уголовного судопроизводства по делам публичного обвинения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/kriminal process/dokazyvanie-v-sokrawennyh-formah-ugolovnogo-sudoproizvodstva-po delam-publichnogo.htmll.

Поделиться

124

Шумкова А. Б. Доказывание в сокращенной форме дознания // Актуальные исследования. 2026. №6 (292). Ч.II. С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/14379-dokazyvanie-v-sokrashennoj-forme-doznaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#9 (295)

Прием материалов

21 февраля - 27 февраля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

11 марта