Введение
На первоначальных этапах расследования изнасилований взаимодействие следователя и оперативных сотрудников является очевидным. В случаях, если злоумышленник известен, то основная работа оперативных сотрудников связана с личностью злоумышленника и особенностями его характера. На протяжении всех следственных действий, где участвует подозреваемый в изнасиловании, оперативные сотрудники осуществляют сопровождение подозреваемого.
Необходимость во взаимодействии при расследовании изнасилований, как правило, появляется в следующих случаях:
1) в ситуации, когда преступление очевидно, но, кто его совершил, неизвестно;
2) при принятии следователем решения о возбуждении уголовного дела по материалам предварительной проверки;
3) при расследовании сложных изнасилований.
В ситуациях, когда личность злоумышленника не известна, оперативные сотрудники проводят ОРМ, в рамках которых пытаются отыскать предполагаемого подозреваемого в изнасиловании.
Объекты и методы исследования
Главное условие в согласованности действий в ходе раскрытия и расследования уголовного дела, их эффективности заключается, прежде всего, в деятельности самих органов и должностных лиц взаимодействия, в недопущении смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности.
Разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания отражается как на формах, так и на содержании взаимодействия. Особое положение во взаимодействии, как уже отмечалось, отводится руководящей и организующей роли следователя, соответствующей его процессуальному статусу и ответственности за результат. В ходе расследования задачи и содержание взаимодействия могут уточняться и дополняться новым содержанием, поскольку нередко возникает необходимость внести изменения в состав взаимодействующих участников.
Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании изнасилований включает в себя несколько этапов. На первоначальном этапе следователь должен проанализировать имеющиеся материалы и определить необходимость самого взаимодействия. При положительном ответе исходя из имеющихся в распоряжении следователя доказательств, других данных, с учетом складывающейся следственной ситуации и состояния процесса раскрытия, расследования четко поставить задачи, требующие совместной деятельности. Впоследствии им определяются необходимые службы правоохранительных органов, конкретные субъекты взаимодействия.
Второй основной составляющей взаимодействия является двусторонний обмен информацией о состоянии и полученных результатов проделанной работы. Такого рода информирование необходимо для корректировки последующих не только совместных действий, но и работы каждого участника взаимодействия.
На третьем этапе взаимодействия, как правило, происходит корректировка единого согласованного плана для последующей деятельности субъектов, поскольку совместное утверждение общего плана не является гарантией его безукоризненного выполнения. Однако исследования, проведенные отдельными авторами, показывают, что большинство опрошенных следователей считают единый согласованный план наиболее целесообразной формой планирования совместных мероприятий при расследовании преступлений [4].
В процессе взаимодействия следователя и оперативных подразделений в рамках этапа возбуждения уголовного дела об изнасиловании, следователь дает поручение оперативным сотрудникам, которые, прежде всего, осуществляются в рамках оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).
Основной массив информации собираемой оперативными подразделением формируются в результаты оперативно-розыскной деятельности, что позволяет на начальных этапах расследования собрать наибольшее количество возможной криминалистической информации, которая послужит основой для выстраивания версий, их проверки и основанием для производства конкретных следственных действий. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в статье 5 в пункте 36.1, дано понятие результатов оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с данной нормой, результатами ОРД являются сведения, которые получены в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Основным нормативным актом, регулирующим данный вид деятельности, является Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3].
Данный закон, раскрывает общие положения об ОРД, понятие ОРД, задачи, принципы ОРД, регламентирует проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисляет органы, в компетенцию которых входит осуществление ОРД, закрепляет порядок содействия граждан, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, раскрывает порядок финансового обеспечения оперативных мероприятий, а также устанавливает порядок контроля и надзора за ОРД.
В УПК РФ, закреплено, что результаты ОРД являются сведениями, которые сами по своей сути не являются доказательствами по уголовному делу, так как они не соответствуют правовой природе доказательств. Помимо этого, результаты ОРД получают вне порядка, предусмотренного УПК РФ и не субъектами, перечисленными в ч. 1 ст. 74 УПК РФ.
Материалы ОРД, можно использовать для подготовки и осуществления следственных и судебных действий (в качестве ориентирующей информации), а также они могут выступать поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела, в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].
Результаты и их обсуждение
Результаты ОРД – это такие сведения, которые получены исключительно в рамках Закона об ОРД. В случае, когда при проведении ОРД не соблюдены какие-либо требования, вытекающие из данного федерального закона, то соответственно их применение в уголовном судопроизводстве исключается.
Взаимодействие следователя и оперативных подразделений на стадии возбуждения уголовного дела следует рассматривать в рамках организационной и в рамках тактической формы взаимодействия.
Организационные формы взаимодействия при расследовании изнасилований:
- Составление совместного письменного плана расследования, содержащего комплекс необходимых следственных действий и указание на задачи, поставленные перед оперативными сотрудниками органа дознания. Наличие плана при расследовании изнасилований позволяет определить конкретные функции и задачи, как оперативных сотрудников, так и следователя.
- Создание следственно-оперативных групп. Процессуальным законом такая форма взаимодействия не предусмотрена, однако на практике при дежурных частях ОВД и в некоторых других правоохранительных структурах создаются группы, включающие в свой состав следователей, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, кинологов и т.д. Структура и состав такой группы определяются в зависимости от вида оперативно-тактической операции и решаемых с ее помощью задач.
Тактические формы взаимодействия при расследовании изнасилований.
- Обмен информацией по расследуемому преступлению. Чтобы взаимодействие было успешным и эффективным, оно должно быть построено на взаимной основе: следователь должен не только получать сведения от оперативного сотрудника органа дознания при производстве предварительного следствия, но и оказывать ему содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
- Взаимодействие в процессе реализации тактических комплексов: тактических комбинаций и операций.
- Совместные выезды следователя и оперативных сотрудников органа дознания на место происшествия, к месту нахождения преступника, похищенного имущества, орудий и следов преступления. Данная форма сочетает черты организационных и тактических форм взаимодействия и характерна для расследования тяжких и особо тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий [6].
Подготовка и организация совместного выезда, кроме немедленного уведомления следователя и обеспечения охраны места происшествия, предполагает:
а) определение круга лиц, которые должны принять участие в выезде;
б) обеспечение необходимых научно-технических и оперативных средств;
в) решение вопроса о транспортных средствах для выезда и др.;
г) выбор в случае необходимости соответствующих форм привлечения общественности для помощи работникам следствия и дознания.
Чтобы уложиться в кратчайшие сроки при организации выездов, необходимо иметь заранее проработанный алгоритм принятия и реализации решений применительно к конкретным условиям работы органов дознания и следствия того или иного района или города.
Понятие совместного выезда на место происшествия нельзя отождествлять с понятием совместного осмотра, так как при выезде на место происшествия, как правило, возникает необходимость в проведении комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего подворно-поквартирных обходов с целью выявления очевидцев и подозреваемых, преследования преступников по «горячим следам» и их задержания, производства обысков, допросов и т.д.
Взаимодействие с общественностью при раскрытии и расследовании преступлений
Во многих случаях правильное использование помощи общественности способствует быстрому получению важнейшей информации, сокращению затрат времени, средств и усилий следственных органов по расследованию преступлений.
Под участием или содействием общественности в борьбе с преступностью следует понимать действия, осуществляемые добровольно лицом или группой лиц, не несущими обязанности оказывать содействие или участвовать в выполнении определенной работы. Речь может идти только о чувстве долга и моральной обязанности.
Содействие и помощь органам следствия и дознания в раскрытии преступлений оказывается: отдельными лицами или группами лиц, не являющимися членами или представителями каких-либо общественных организаций; отдельными лицами или группами лиц, являющимися членами или представителями общественных организаций [7].
Выводы
Таким образом, взаимодействие следователя и оперативных подразделений осуществляется по двум направлениям – организационному и тактическому. В рамках организационного направления, оперативные сотрудники помогают следователю в производстве следственных действий и мероприятий. В рамках тактического взаимодействия, оперативные подразделения по результату оперативно-розыскной деятельности формируют существенный массив информации, которая в последующем может быть признана доказательством по уголовному делу, а также может лечь в основу тактики производства конкретных следственных действий, что существенно поможет в реализации задач стоящих на первоначальном этапе расследования изнасилований.