Существующая система планирования и прогнозирования развития территории методами кластерного формирования нуждается в реконструкции и полном обновлении. В настоящий момент на уровне как федерального, так и регионального законодательства нет четкого определения «туристско-рекреационный кластер», что очевидно «тормозит» реализацию многих проектов кластерного развития еще на идеи их формирования.
Одним из главных препятствий динамичного развития кластерного подхода к развитию территорий является инвестиционная составляющая. В настоящий момент в Краснодарском крае отсутствует действенная мотивация к производствам способствовать развитию смежной территории и совершенствования материально-технической базы социальной направленности. Каждый инвестор, заходящий на реализацию своего проекта в регион, определяет экономическую составляющую реализации своего проекта с естественной большой выгодой для себя.
Во-вторых, в регионе многие системы государственной поддержки действуют адресно и разрознено друг от друга, это позволяет им быть с одной стороны независимыми, но в тоже время не позволяют в полной мере комплексно всеми ими воспользоваться.
В-третьих, в общем понимании система развития прогнозирования и планирования территории не предусматривает кластерный подход к формированию как к единому формату для применения и реализации развития той или иной территории.
В Краснодарском крае за последние года сильно преобразилась система развития мер государственной поддержки, начиная от субсидий и льготных займов, заканчивая полным сопровождением инвестиционного проекта любой направленности. Принимая во внимание тот факт, что Краснодарский край в среднем ежегодно принимает порядка 18 млн. туристов, а также учитывая географические особенности региона, разумно опираться на ведущие отрасли региона, в том числе туристическую.
В настоящий момент в Краснодарском крае всего несколько незначительных по масштабу туристических территорий можно отнести к полноценному понятию кластер. Таковыми можно назвать зону туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» и территорию «Большого Сочи». В тоже время следует отметить, что территория туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» является заповедной, и не несет в себе полноценного понятия «кластер» в том значении, в котором его, к примеру, используют в Сочи. Ярким примером является достижение общей концепции развития горно-туристического комплекса (далее – ГТЦ) района Красная поляна. Вся система планирования развития территории включает в себя комплекс мероприятий, которые необходимы для комфортного отдыха туриста, таких как: множество вариантов размещения, совершенная логистика, связанность всех систем, единая клиентская база, интерактивные платформы.
Пример развития Сочи и Красной Поляны следует перенести на другие районы Краснодарского края. В частности, с учетом инвестиционного потенциала муниципальных образований согласно рейтингу Агентства стратегических инициатив и имеющейся инфраструктуры и ресурсов туристско-рекреационные кластеры предполагается разделить следующим образом, представленным в таблице.
Таблица
Тематическое разделение туристско-рекреационных кластеров
Название кластера |
Направление деятельности, смежный производственный профиль |
---|---|
Анапа – Новороссийск |
Формирование детских центров-здравниц на базе инновационного парка (концепция «Умный город») |
Приморско-Ахтарск – Должанская, Ейск) |
Доступный отдых для взрослых с детьми |
Курджипский (Апшеронский район) |
Горно-туристический комплекс для всех категорий и возрастов |
Туапсинский кластер |
Центр логистического узла Черноморского побережья |
В качестве инициатора развития указанных территорий предлагается определить куратора в лице уполномоченной межведомственной комиссией под председательством главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Первоочередным шагом, которые следует предпринять при утверждении программы развития туристско-рекреационных кластеров на данных территориях необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу, определяющие именно статус «Туристско-рекреационный кластер». Основными вспомогательными инструментами должны служить изменения в федеральном законодательстве, а именно: ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1, 2].
Немаловажным является гарантия инвестора и защиты его капиталовложений, защита статуса «Туристско-рекреационный кластер». Система мер государственной поддержки, существующих в регионе в части налоговых льгот проектов, имеющих статус «одобренный» и «масштабный инвестиционный проект» должны быть сохранены и применены с еще большим эффектом для инвесторов [3].
Социально-экономический эффект за счет группового размещения туристских, курортных, оздоровительных объектов и предприятий сопряженных отраслей в соответствии с их транспортным и экономико-географическим положением в рекреационной зоне переоценить невозможно. Весь комплекс мероприятий изложен в проекте подробной реализации данной программы с учетом положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года».
В настоящее время, устойчивое развитие межотраслевых связей, сокращения транспортных затрат, комплексное использование всех видов ресурсов с учетом экологии и формирования действенной системы по её защите способны положительно пройти посткризисный период, который несомненно настигнет и курортную отрасль Краснодарского края.
Произойдет реконструкция системы в принципе рационального сочетания территориально-отраслевого и программно-целевого планирования и управления. Формирование туристско-рекреационных кластеров инвесторами будет возможно только после создания и развития уже сложившейся социально-производственной инфраструктуры. Интегральный эффект (использование существующих мощностей ведомственного подчинения (туристские базы, организации отдыха и санаторно-курортного, транспортной инфраструктуры, формирования особых экономико-экологических рекреационных зон, комплексного освоения рекреационных ресурсов и др.);
Особым пунктом в программе формирования туристско-рекреационных кластеров стоит значение развития и совершенствования социальной инфраструктуры, охрана и воспроизводство природных ресурсов. Защита экологии и сохранения особых ценных территорий Краснодарского края должно происходить вместе с созданием условий возможности её содержания и обеспечения к ней туристов.
Формирование туристско-рекреационных кластеров – стандарт устойчивого развития Краснодарского края. Инструменты государственной поддержки разработаны, их объединение и приведение к единому четкому гарантированному стандарту – залог успеха реализации данной программы и выхода Краснодарского края на совершенно новый уровень предоставления услуг населению и инвесторам в реализации своих проектов.