Формирование туристско-рекреационных кластеров – стандарт устойчивого развития Краснодарского края
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Формирование туристско-рекреационных кластеров – стандарт устойчивого развития Краснодарского края

В данной статьей будут рассмотрены основные условия развития территории кластерным подходом, а также его влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края. Целью исследования является анализ существующие системы планирования и прогнозирования развития региона. В ходе изучения основных вопросов предстоит проанализировать существующую нормативно-правовую базу действующих регламентов развития территории кластерным методом. Итогом проведенного исследования являются предложения по изменению действующей системы развития территорий и формирование нового (инновационного) подхода к определению кластерной политики.

Аннотация статьи
инновационное развитие
производственная инфраструктура
пропускная способность
социально-экономическое развитие методы организации территории
туристско-рекреационный кластер
Ключевые слова

Существующая система планирования и прогнозирования развития территории методами кластерного формирования нуждается в реконструкции и полном обновлении. В настоящий момент на уровне как федерального, так и регионального законодательства нет четкого определения «туристско-рекреационный кластер», что очевидно «тормозит» реализацию многих проектов кластерного развития еще на идеи их формирования.

Одним из главных препятствий динамичного развития кластерного подхода к развитию территорий является инвестиционная составляющая. В настоящий момент в Краснодарском крае отсутствует действенная мотивация к производствам способствовать развитию смежной территории и совершенствования материально-технической базы социальной направленности. Каждый инвестор, заходящий на реализацию своего проекта в регион, определяет экономическую составляющую реализации своего проекта с естественной большой выгодой для себя.

Во-вторых, в регионе многие системы государственной поддержки действуют адресно и разрознено друг от друга, это позволяет им быть с одной стороны независимыми, но в тоже время не позволяют в полной мере комплексно всеми ими воспользоваться.

В-третьих, в общем понимании система развития прогнозирования и планирования территории не предусматривает кластерный подход к формированию как к единому формату для применения и реализации развития той или иной территории.

В Краснодарском крае за последние года сильно преобразилась система развития мер государственной поддержки, начиная от субсидий и льготных займов, заканчивая полным сопровождением инвестиционного проекта любой направленности. Принимая во внимание тот факт, что Краснодарский край в среднем ежегодно принимает порядка 18 млн. туристов, а также учитывая географические особенности региона, разумно опираться на ведущие отрасли региона, в том числе туристическую.

В настоящий момент в Краснодарском крае всего несколько незначительных по масштабу туристических территорий можно отнести к полноценному понятию кластер. Таковыми можно назвать зону туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» и территорию «Большого Сочи». В тоже время следует отметить, что территория туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» является заповедной, и не несет в себе полноценного понятия «кластер» в том значении, в котором его, к примеру, используют в Сочи. Ярким примером является достижение общей концепции развития горно-туристического комплекса (далее – ГТЦ) района Красная поляна. Вся система планирования развития территории включает в себя комплекс мероприятий, которые необходимы для комфортного отдыха туриста, таких как: множество вариантов размещения, совершенная логистика, связанность всех систем, единая клиентская база, интерактивные платформы.

Пример развития Сочи и Красной Поляны следует перенести на другие районы Краснодарского края. В частности, с учетом инвестиционного потенциала муниципальных образований согласно рейтингу Агентства стратегических инициатив и имеющейся инфраструктуры и ресурсов туристско-рекреационные кластеры предполагается разделить следующим образом, представленным в таблице.

Таблица

Тематическое разделение туристско-рекреационных кластеров

Название кластера

Направление деятельности, смежный производственный профиль

Анапа – Новороссийск

Формирование детских центров-здравниц на базе инновационного парка (концепция «Умный город»)

Приморско-Ахтарск – Должанская, Ейск)

Доступный отдых для взрослых с детьми 
(на базе комплекса «Азов-Сити»)

Курджипский (Апшеронский район)

Горно-туристический комплекс для всех категорий и возрастов

Туапсинский кластер

Центр логистического узла Черноморского побережья

В качестве инициатора развития указанных территорий предлагается определить куратора в лице уполномоченной межведомственной комиссией под председательством главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Первоочередным шагом, которые следует предпринять при утверждении программы развития туристско-рекреационных кластеров на данных территориях необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу, определяющие именно статус «Туристско-рекреационный кластер». Основными вспомогательными инструментами должны служить изменения в федеральном законодательстве, а именно: ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1, 2].

Немаловажным является гарантия инвестора и защиты его капиталовложений, защита статуса «Туристско-рекреационный кластер». Система мер государственной поддержки, существующих в регионе в части налоговых льгот проектов, имеющих статус «одобренный» и «масштабный инвестиционный проект» должны быть сохранены и применены с еще большим эффектом для инвесторов [3].

Социально-экономический эффект за счет группового размещения туристских, курортных, оздоровительных объектов и предприятий сопряженных отраслей в соответствии с их транспортным и экономико-географическим положением в рекреационной зоне переоценить невозможно. Весь комплекс мероприятий изложен в проекте подробной реализации данной программы с учетом положений «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года».

В настоящее время, устойчивое развитие межотраслевых связей, сокращения транспортных затрат, комплексное использование всех видов ресурсов с учетом экологии и формирования действенной системы по её защите способны положительно пройти посткризисный период, который несомненно настигнет и курортную отрасль Краснодарского края.

Произойдет реконструкция системы в принципе рационального сочетания территориально-отраслевого и программно-целевого планирования и управления. Формирование туристско-рекреационных кластеров инвесторами будет возможно только после создания и развития уже сложившейся социально-производственной инфраструктуры. Интегральный эффект (использование существующих мощностей ведомственного подчинения (туристские базы, организации отдыха и санаторно-курортного, транспортной инфраструктуры, формирования особых экономико-экологических рекреационных зон, комплексного освоения рекреационных ресурсов и др.);

Особым пунктом в программе формирования туристско-рекреационных кластеров стоит значение развития и совершенствования социальной инфраструктуры, охрана и воспроизводство природных ресурсов. Защита экологии и сохранения особых ценных территорий Краснодарского края должно происходить вместе с созданием условий возможности её содержания и обеспечения к ней туристов.

Формирование туристско-рекреационных кластеров – стандарт устойчивого развития Краснодарского края. Инструменты государственной поддержки разработаны, их объединение и приведение к единому четкому гарантированному стандарту – залог успеха реализации данной программы и выхода Краснодарского края на совершенно новый уровень предоставления услуг населению и инвесторам в реализации своих проектов.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 22 июля 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/)
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/)
  3. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73726576/)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая