Значительное распространение на сегодняшний день получают торговые роботы, способные покупать и продавать активы, вести валютные сделки для инвесторов или банков. Некоторые программы способны полностью выполнять работу вместо любого финансового аналитика, зачастую осуществляя эти функции даже лучше, чем группа самых опытных профессионалов. Главным преимуществом торговых роботов является возможность учитывать большое количество факторов и оценивать практически все возможные риски в реальном времени, тем самым устраняя необходимость постоянного отслеживания новой информации людьми [3].
На сегодняшний день большинство ведущих компаний внедрили такие технологии, совершенствование которых все еще продолжается. Существуют различные виды автоматических программ для управления инвестициями и торговлей, главными из которых являются робоэдвайзеры и HFT-программы. Робоэдвайзеры осуществляют консультационную функцию, предлагая для инвестора в соответствии с его требованиями, целями и предпочтениями рекомендации по выбору стратегии инвестирования и формирования портфеля. HFT-роботы представляют собой программы для торговли короткими позициями, их отличает быстрота совершения сделок и высокая вычислительная мощность. Задача таких роботов – одновременная торговля несколькими активами, где каждая операция занимает порой меньше доли секунды. Они чаще используются большими инвестиционными компаниями или опытными частными инвесторами [5, c. 42].
Американские и европейские компании приступили к внедрению технологии роботизации еще в 70-х годах прошлого века, и уже первые результаты работы торговых роботов стали приносить крупную прибыль. Первые автоматизированные торговые системы основывались на анализе роста и падения рынка, формируя тем самым долгосрочную трендследящую стратегию, но самостоятельно вести торговлю они еще не могли, и все решения принимались человеком на основании данных системой сигналов об изменениях на рынке. Впоследствии появилось новое поколение торговых роботов, в функционале которых было выявление отклонения торгуемого актива от среднего значения и расчёт наступления момента возвращения котировок к средним. Впервые роботы, использующие алгоритмы отбора активов появились на Нью-Йоркской фондовой бирже. Уже в начале двухтысячных годов торговые роботы могли полноценно исполнять сделки за несколько секунд, и количество совершенных с их помощью сделок составило 60%. Первая специальная платформа для трейдеров, чья деятельность была основана на применении алгоритмов, появилась в США в 2005 г. и ее обороты были огромны. Однако первый полностью независимый от человека автономный торговый робот появился только в 2008 г. Россия на сегодняшний день не отстает от западных фондовых рынков по темпам внедрения автоматических программ на биржу, однако количество совершаемых ими сделок, не превышает 40% [4, с. 122].
В Российской Федерации особенно распространены робоэдвайзеры, обслуживаемые брокерскими компаниями или банками. Роботы-советники имеются у Тинькофф-банка, компании Яндекс, Сбербанка, брокерской компании БКС – Fins. Стоит упомянуть и о таком крупнейшем ETF провайдере на рынке России как FinEx, под управлением которого находятся активы на общую сумму 615 млн. долл. США, у которого имеется робоэдвайзер «Финансовый автопилот». Данные системы помогают инвестору в создании инвестиционного портфеля исходя из заданных клиентом критериев, и прогнозируют ожидание доходности и рисков. На сегодняшний день любой клиент банка может заниматься инвестициями, практически не выходя из дома, так как автоматизированные торговые системы внедряются в мобильные приложения и на официальные интернет-сайты компаний, предоставляющих брокерские услуги.
Многие исследователи считают, что за искусственным интеллектом биржевых роботов стоит будущее: использование компьютера не только экономит траты на работу инвестиционного консультанта, но и предоставляет возможность управлять активами и принимать решения по сделкам в любой удобный момент. При этом отпадает необходимость постоянного контроля, так как программа работает по заданному алгоритму, но действия торгового робота корректируются автоматически в зависимости от конкретной ситуации на рынке. Программа лишена стремления достичь личной выгоды, поскольку человеческий фактор полностью исключен и все операции базируются на оценке объективно существующих фактов. Однако помимо очевидных преимуществ следует отметить отсутствие индивидуального подхода, так как в системе изначально заложено ограниченное количество критериев, которые могут быть учтены при составлении инвестиционного портфеля, также как ограничено количество возможных алгоритмов поведения торгового робота. Кроме того, для эффективности инвестиционной деятельности клиенту недостаточно просто перейти на сервис инвестиционного консультирования и осуществить вложения по предложенной стратегии. Наилучший результат достижим только при условии, если клиент обладает необходимыми знаниями в области инвестирования, сам способен анализировать и оценивать ситуацию, а также имеет хотя бы минимальные представления об особенностях работы робоэдвайзера, что позволит ему самостоятельно принимать выгодные решения [6, с. 97].
В России законодательство далеко не всегда успевает за тенденциями информатизации, цифровизации, роботизации отдельных сфер общества. Возникающие новые общественные явления или отношения, связанные с внедрением новых технологий, активно развиваются, при этом не будучи урегулированными правовыми нормами. Анализ законодательства о фондовом рынке и инвестиционной деятельности показывает, что соответствующие федеральные законы не содержат нормативных положений, касающихся применения автоматических торговых систем в данной области, в частности, торговых роботов. На данный момент представляется возможным опираться лишь на общие положения, содержащиеся в Стратегии развития общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. В качестве основного направления регулирования Стратегия закрепляет формирование национальной цифровой экономики в рамках применения информационных и коммуникационных технологий. Стратегия провозглашает доступность технологий, созданных на основе передовых знаний, в том числе искусственного интеллекта. Планируется, что это станет главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики в результате уменьшения затрат при оказании услуг, в тоже время в Стратегии подчеркнуто, что повсеместное внедрение передовых информационных технологий, в большинстве случаев основанных на зарубежных разработках, усложнит решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан в информационной сфере. Стратегией также предусмотрено принятие мер для развития информационной инфраструктуры на уровне программного обеспечения и сервисов, предоставляемых с использованием сети «Интернет», с последующим обеспечением ее комплексной защиты. Предусмотренные данным документом цели и задачи охватывают довольно широкий круг общественных отношений, но в каждой отдельной сфере, в частности в вопросах роботизации инвестирования, требуется конкретизация [1].
Вопросы внедрения цифровых технологий охватываются Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной вплоть до конца 2024 года. Целями данной программы предусмотрено увеличение затрат на развитие цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и хозяйств. По направлениям данной программы предусмотрена реализация шести федеральных проектов, в числе которых проект «Цифровые технологии». В целях реализации поставленных указанной программой и Стратегией задач и обеспечение их правовыми механизмами Правительством Российской Федерации 19 августа 2020 г. № 2129-р утверждена Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.. Помимо общих рекомендаций по реализации мер поддержки развития российских разработок технологий искусственного интеллекта и робототехники, данная Концепция содержит целый раздел, посвященный отраслевым направлениям совершенствования регулирования применения таких разработок. Концепцией предусмотрено формирование специфического регулирования использования искусственного интеллекта в финансовом секторе. Законодатель подчеркивает необходимость соблюдения баланса между внедрением технологией осуществления алгоритмической торговли (торговых роботов) и соблюдением прав граждан и интересов государства, для чего предполагается использование наиболее гибких инструментов воздействия на финансовые рынки. Среди них такие механизмы как экспериментальные правовые режимы для апробации новых финансовых сервисов и установление ограничительных условий в виде распределения ответственности игроков финансового рынка, определения требований к использованию экспертных систем искусственного интеллекта для принятия отдельных решений. Вместе с тем предполагается максимально возможное применение инструментов саморегулирования [2].
Как видно, на данном этапе законодатель, несмотря на прочное закрепление торговых роботов как инструментов алгоритмической торговли в инвестиционной сфере, ограничивается лишь провозглашением базовых принципов правового регулирования, тем самым задавая ориентиры для создания отдельных нормативных правовых актов или внесения изменений в уже существующие. На наш взгляд, в скором времени государство обратит более пристальное внимание на автоматические программы, пользующиеся популярностью среди инвесторов, и примется за введение более конкретизированных нормативных положений. Мы считаем, что провозглашенный в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники принцип соблюдения баланса интересов является ключевым и основанное на нем правовое регулирование должно включать не только введение дополнительных ограничений для создателей автоматических консультационных и торговых программ и их клиентов, но и гарантии защиты прав инвесторов, осуществляющих свою деятельность с помощью торговых роботов. Ведь очевидно, что инвестиции сами по себе основываются на риске, а информационные технологии, особенно отечественной разработки, не всегда могут оставаться надежными и безопасными в достаточной степени. Провозглашенные на законодательном уровне действенные механизмы, обеспечивающие такую безопасность, значительно повысят доверие потенциальных инвесторов к использованию информационных технологий, что приведет к постепенному ускорению становления полноценной и развитой цифровой экономики в целом.