С сентября 2020 года преподавание учебных дисциплин гуманитарного и общепрофессионального цикла в педагогическом колледже частично проходило с использованием дистанционных образовательных технологий согласно учебному расписанию. Обучение осуществлялось на платформе Ё-СТАДИ, которая позволила студентам изучить теоретический материал, предусмотренный образовательной программой, используя электронный учебник, а также проводить тестирование с целью определения уровня усвоения знаний студентов по изученной теме. Система автоматически создает отчет по качеству ответов студентами, прошедшими контрольное тестирование, а также позволяет задавать параметры тестирования, устанавливая срок, время, количество попыток на прохождение теста и даже запрет на переключение вкладок, который, как показала практика, не всегда работает успешно, так как любое оповещение, приходящее на устройство, с которого работают студенты, сразу автоматически закрывает тестирование. Работы, выполненные студентами, можно просмотреть, оценить и прокомментировать. По итогам тестов и проверенных студенческих работ журнал успеваемости формируется системой автоматически. Эти данные доступны студентам группы для ознакомления. Кроме того, на платформе происходит проверка посещаемости и обратная связь со студентами для консультации при изучении темы и выполнении заданий.
На данный момент на платформе Ё-СТАДИ разработан комплекс тестов по темам «Творчество А.Н. Островского», «Творчество И.А. Гончарова», «Творчество И.С. Тургенева», «Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», «Творчество Н.А. Некрасова», «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина», а также тестирование по разделам русского языка «Орфография», «Морфемика и словообразование». Однако возможности создания данного тестирования ограничены, так как при составлении вопросов возможен выбор лишь нескольких типов вопроса, таких как «Один правильный», «Несколько правильных», «Свободный вопрос», «Сопоставить», «Последовательность».
Современного студента сложно заинтересовать таким видом задания, поэтому параллельно в организации преподавания учебных дисциплин используется бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения Онлайн Тест Пад и информационно-образовательная среда «Российская электронная школа». «Российская электронная школа» представляет собой завершенный курс интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов (более 30 основных предметов), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ.
Интерактивные видеоуроки 2 – 11 классов представляют из себя набор из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный).
Весь контент на портале РЭШ в свободном доступе, задания контрольного модуля доступны после свободной авторизации в одной из трех ролей: ученик, учитель и родитель.
Также на портале РЭШ доступны модули и сервисы образовательной среды. Пользователи после авторизации получают доступ в личные кабинеты, в которых в зависимости от роли представляется возможность использования различных функций.
Кроме интерактивных видеоуроков на портале РЭШ представлены материалы других образовательных проектов («Киноуроки в школах России», «Шахматы», видеоэкскурсии и видеолекции Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина), а также собраны ссылки на материалы Минкультуры России: каталоги музеев, театральных постановок, фильмов и концертов, которые используются при проведении уроков дисциплин гуманитарного и общепрофессионального цикла.
На сегодняшний день на портале систематически работают студенты 1-2 курса. Проект «Российская электронная школа» дает возможность создать единый фонд электронных информационно-образовательных ресурсов по предмету, а это в свою очередь позволяет частично, либо полностью использовать материал в рамках урока или организовать дистанционное обучение.
Преимущества электронного ресурса обеспечивают: повышение интереса у обучающихся к учебному предмету за счет представления новой формы учебного материала; автоматизированный самоконтроль обучающихся в удобное для них время; большую теоретическую базу учебного материала для подготовки докладов, рефератов, презентаций; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.
Информация представлена в различных формах: текстовой, графической, аудио и видео, которые можно использовать при проектировании уроков. Уроки дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов, музыкальными композициями и другими наглядными материалами. Задания максимально приближены к образцу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к промежуточному контролю и государственной итоговой аттестации.
Это «усовершенствованная» методическая копилка для современного педагога. Если говорить о детях с особыми образовательными потребностями, то, несомненно, «Российская электронная школа» – находка для педагога. РЭШ создается в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями: одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнения и проверочные задания в представленных электронных уроках, контрольные работы и самостоятельные проекты – все направлено на усвоение учащимися требуемых обществом знаний, умений и навыков, формирование компетенций.
Следует отметить, что все материалы на сайте РЭШ предоставляются бесплатно.
Разнообразный материал предназначен для изучения нового материала, для его закрепления и контроля. Упражнения и задания удобно выполнять, т. к. они позволяют проверить знание фактов, хронологии, причинно-следственных связей и т. п.
Все названные выше сервисы, безусловно, имеют большое значение в дистанционном обучении. Однако наибольшего результата можно достичь при условии прямого контакта с учащимися. Это возможно в случае использования программ для проведения видеоконференцсвязи, так как преподаватель может работать с группой студентов и при этом слышать и видеть их.
Сравнивая традиционную форму обучения с дистанционной, следует отметить преимущества последней: возможность получения профессионального образования в более короткие временные сроки с учетом индивидуальных особенностей студента, возможность получения образовательных услуг в удобное время и независимо от расположения учебного заведения, возможность совмещать получение образовательных услуг и работу, использование огромного количества источников информации, широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий. Также среди преимуществ дистанционной формы обучения можно выделить возможность повышения своего уровня ИТ-компетенции, что позволяет человеку в итоге сохранять конкурентоспособность и не испытывать шок от постоянных технических и интеллектуальных инноваций. Следует отметить, что продуктивность системы дистанционного образования зависит не только от использования современных цифровых технологий, но и от осознания необходимости творческого подхода к работе, установления взаимодействия студентов и преподавателей в информационном пространстве.
В заключение нужно сказать, что цифровые технологии не стоят на месте, развиваясь с каждым днём. И, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в мире, множество ресурсов и программ позволяют не только поддерживать, но и повышать степень продуктивности в образовательном процессе, делать его интересным для студентов, мотивировать их к активной познавательной деятельности, что, безусловно, даёт им возможность получить качественное образование.