Актуальность вопросов модернизации архитектурной среды учебных зданий ВУЗов обусловлена чередой преобразований высшего образования в России в последние десятилетия, распространением новых форм обучения и развитием информационных технологий. Помимо того, современная тенденция обустройства общественных пространств (прежде всего, в офисах и библиотеках) затронула в том числе и здания учебных заведений, в которых создаются пространства для коммуникативности (межличностного и межгруппового общения) [1] и самостоятельной работы студентов [2].
В исследовании выдвигается гипотеза о совершенствовании архитектуры учебных зданий за счет адаптации коммуникационных пространств к новым формам обучения.
Цель исследования – модернизация архитектурной среды учебных зданий вузов для обеспечения современных приемов обучения путем использования коммуникационных пространств.
Отсюда следует необходимость решить следующие задачи: удостовериться в наличии тенденции адаптации различных помещений учебных заведений к новым условиям обучения на основе натурных обследований, рассмотреть примеры адаптации коммуникационных пространств путем интеграции в них дополнительных функций, выявить резервы адаптации в ранее построенных учебных зданиях, выделить основные направления модернизации учебных зданий вузов.
Так, теория вопроса говорит об особенностях новых форм обучения с более свободным решением пространства [3] относительно традиционно бытовавшей многие годы, т. е. аудиторного обучения с доступностью помещений по горизонтальным и вертикальным коммуникационным связям при наличии монофункциональных пространств обеспечения процесса обучения.
Натурные обследования позволяют получить фактические данные по особенностям эксплуатации пространств учебных зданий вузов, выявить задействуемые в адаптации пространства и применяемые для этого средства. Так, методика заключалась в проведении двух анкетных опросов студентов по специально составленным анкетам с временным интервалом и в фотофиксации признаков сложившейся ситуации в течение достаточно продолжительного времени. Для указанной цели в обоих анкетированиях было опрошено статистически корректное число студентов: около 70 чел. и 100 чел. Для обследования было выбрано 24 кампуса (учебных комплекса) вузов в Москве. Объекты разнятся временем возведения и, соответственно, имеют разные схемы планировочных решений.
В учебных зданиях при обследовании предметом изучения были как потенциальные возможности коммуникационных пространств, так и возможности осуществления востребованной интеграции функций одних помещений в другие. При этом, кроме вертикальных и горизонтальных коммуникаций (лестницы, коридоры, холлы, фойе, вестибюль), рассматривались, а также оценивались изменения, коснувшиеся следующих зон общественного использования: помещений повседневного (столовая), периодического (библиотека) и эпизодического использования (музейные пространства) – и воссоздание зон домовых храмов. В результате натурных обследований выявлено, что отдельные функциональные направления деятельности и эксплуатации (функции: обучения, библиотечная, питания, рекреации и общения, музейная и выставочная) из специально предназначенных помещений (аудиторий, библиотеки, столовой, гостиной, музея) распространяются в коммуникационные пространства (в частности, в виде островных или боковых зон в коридорах, зон около подоконников на площадках лестниц, различных зон в холлах и фойе) и другие помещения, а нехарактерные для них функциональные зоны, наоборот, в эти помещения включаются.
Функция обучения, по результатам натурного обследования, выходит за пределы аудиторных стен и привносится в библиотеку (выполнение самостоятельных заданий) и в университетский музей (просвещение и занятия по тематике). Достаточно часто в качестве мест выполнения учебных заданий используют столовую и кафе; а также общественные зоны и коммуникации: холлы, рекреации, коридоры, лестницы; внешнюю территорию, внутренние дворы и ближайшие рекреационные зоны. При этом установлено, что функциональные зоны во внеаудиторных пространствах могут быть разного размера в зависимости от организационной формы обучения – фронтальной, групповой, индивидуальной. Распространенность такой функции позволяет достаточно уверенно сказать, что наблюдается тенденция интеграции функции обучения во внеаудиторные пространства, которые для этого должны обладать достаточной планировочной гибкостью.
Кроме того, более конкретное изучение способов использования отдельных специализированных помещений выявило следующие практические действия по их модернизации: включение дополнительных функций в коммуникационные пространства, перепланировка, организация мансарды, интеграция элементов внешней среды в качестве зон различного функционального назначения. С архитектурной точки зрения подобные меры затрагивают не только внутреннее пространство корпуса, но могут даже влиять на пластику его фасадов и силуэт.
В настоящее время имеется достаточно много примеров модернизации учебных зданий, на которые влияют разные факторы. Так, одним из аспектов модернизации учебного здания является необходимость реализации программы «Доступная среда». Ранее построенные учебные здания адаптированы к нормам по доступности для маломобильных групп населения (МГН): устроены лифты, пандусы, подъемники на лестницах, пожаробезопасные зоны, места отдыха, двери требуемой ширины и т. д.
Первыми из зон общественного использования выступают библиотеки, которые тесно связаны с учебной функцией. В настоящее время можно заметить расширение функций библиотеки и развитие фондов свободного доступа. Помимо информационной функции (выдачи литературы, работы с бумажными и электронными носителям информации), в библиотеку привносятся функции общения, отдыха, даже кратковременного питания, культурно-просветительская деятельность (встречи, кинопоказы, конференции, мастер-классы и др.); она в большей степени задействуется для самостоятельного и дистанционного обучения. Обеспечение новых функций библиотеки, как правило, решается гибкой вариантной компоновкой мебели на определенное время или организацией специальных зон и выделением помещений. Примером реконструкции служит библиотека МИСиС (арх. Manipulazione Internazionale), где в читальном зале выделены зоны для занятий и отдыха студентов, предусмотрена трансформация для проведения мероприятий, а ко входу в зал примыкает кафе и рекреационное пространство.
В ходе натурного обследования были выявлены также и особенности использования столовых и других создаваемых в ВУЗах предприятий общественного питания – кафе, буфетов, киосков и ресторанов. Все они являются одними из центров коммуникативности и часто выступают в качестве «гостиных» и «коворкингов» для студентов. Помещения столовых являются монофункциональными по назначению, но в них часто неорганизованно включаются функции, в числе которых наблюдались: выполнение учебных заданий студентами и общение; периодически они используются для банкетов, праздников и др. Помимо того, в коммуникациях размещают вендинговые автоматы с едой и напитками – студенты могут остаться там же или взять еду с собой в другие помещения и на улицу. Появляющиеся в учебных зданиях черты использования пространства – создание дополнительных общественных зон гостиных, кафе и соседство этих зон с зонами самостоятельных занятий – указывают на востребованность в вузах пространств для совместной работы, организованных по принципу коворкингов.
Многие вузы имеют в своих стенах учебные музеи. Они могут занимать разные пространства: находиться в отдельной комнате, располагаться в коммуникациях и даже в отдельном блоке. Музеи вузов все в большей мере начинают интерпретироваться как учебные пространства и задействоваться в процессе обучения (музеи ГУЗ, РГГУ). Интересен музейный центр РГГУ, который включает анфилады музейных залов; выставки в смежных с коммуникационными путями пространствах и коридорах; экспозиционный дворик, который просматривается из охватывающих его антресольных горизонтальных коммуникаций и с открытой лестницы. В так называемых музейных аудиториях и коммуникационных пространствах располагают отдельные музейные экспонаты и учебные пособия, что предрасполагает демонстрировать их в процессе учебных занятий. Исходя из архитектуры учебного здания оно само фактически может быть средством обучения – архитектурные, конструктивные и инженерные решения, примененные в здании, художественное оформление (росписи стен, картины и др.), дисплеи и пр.
Коммуникационные пространства учебных зданий всегда достаточно активно используются. Это связано с чередованием занятий и перемен в течение учебного дня и с перемещением потока студентов между аудиториями во время перемен, когда нагрузка на коммуникации возрастает. Поэтому коммуникации в учебных заведениях заслуживают внимания не только как связи помещений, но и как архитектурные пространства. При этом следует отметить ведущую роль коммуникаций, примыкающих к общественным пространствам, в которых одновременно присутствуют функции рекреации и общения. Примером организации досуговой и коммуникативной функций в коммуникационном пространстве является реконструкция холла, примыкающего к актовому залу в МИСиС, где для этих целей был устроен амфитеатр (арх. Manipulazione Internazionale). На практике при неорганизованном характере реализации данных функций часто не хватает свободных помещений и сидячих мест в рекреационных зонах, а в узких коридорах группы стоящих людей и вынесенные из помещений мебель и оборудование могут мешать движению. Натурные обследования выявили, что удобны и адаптивны в этом отношении коридоры, в планировку которых заложены нетранзитные зоны – ниши, карманы, расширения. Архитектурно-дизайнерская организация коммуникационных пространств с учетом их функционального наполнения и коммуникативной роли повысит художественные и эстетические качества архитектурной среды вуза.
В результате натурных обследований было выявлено, что в планировке зданий могут появиться пространства за счет мансард. Следует отметить положительную роль мансард в расширении функционально значимых площадей, а также подчеркнуть важность грамотного и деликатного по отношению к исторической основе включения этих зон в объемное решение зданий. Так, мансарда в МАРХИ не изменила исторического облика здания, а в ГУЗ мансарда бокового корпуса практически не заметна с улицы.
Интеграцию элементов внешней среды в качестве разнофункциональных зон представляют примеры включения внутренних замкнутых и полуоткрытых дворов в качестве общественных пространств, для расширения зон обучения, досуга и питания, для взаимосвязи между корпусами [4, с. 86-95]. Например, при реконструкции МУМ П-образный корпус был преобразован в каре, а образовавшийся замкнутый двор перекрыт, что позволило использовать его как рекреационное пространство и периодически задействовать для обучения (деловые игры, форумы) и проведения праздников. В атриумах часто создаются амфитеатры, применяются дизайнерские средства трансформации, выделения и изоляции зон, а в их оформлении, как правило, используется озеленение.
Нельзя пройти мимо такого факта, что структура учебного заведения часто включает домовый храм, который играет важную роль в духовном и нравственном воспитании студентов. В случае, если в учебном заведении ранее действовал храм, то стараются восстановить его на историческом месте, как домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ. Когда это невозможно: храма не было в комплексе или он был разрушен, то храм устраивают на новом месте [5, с. 88-95]. Так, в ГУЗ был воссоздан не сохранившийся храм святых равноапостольных Константина и Елены на новом месте, используя исторические документы и фотографии. При этом приспособление помещения в холле первого этажа привносит во входную зону здания функции прихрамового пространства. В дни больших праздников, когда храм не вмещает всех прихожан, возможно занимать часть вестибюля.
Таким образом, проведенные натурные обследования подтверждают наличие тенденции взаимной интеграции функций внеаудиторных помещений в учебных зданиях вузов, требующей более гибких планировочных решений; показывают перечень помещений и пространств, которые нуждаются в модернизации; позволяют выявить резервы модернизации ранее построенных учебных зданий к современным принципам и приемам обучения. К выявленным направлениям модернизации учебных зданий относятся: создание доступной среды для МГН; модернизация библиотек, учебных музеев и столовых, претерпевших значительные функциональные изменения; воссоздание утраченных домовых храмов. В качестве резервов модернизации выступают: адаптация для современных условий обучения коммуникационных пространств (лестниц, коридоров, холлов, фойе, вестибюля), обладающих потенциалом для интеграции в них функций; обустройство мансард; интеграция элементов внешней среды в качестве разнофункциональных зон.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)