Основные элементы конкурентоспособности

Основные элементы конкурентоспособности

Статья посвящена исследованиям в современных условиях конкурентоспособности среди организаций, что является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Цель данного исследования – систематизация и уточнение сложившихся подходов к определению конкурентоспособности организации.

Аннотация статьи
капитал
конкуренция
конкурентоспособность
организация
соперничество
методы
предприятия
Ключевые слова

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность организации как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок [1].

Конкуренция – это эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объем сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции [2].

Зачастую кризис в экономике приводит к активизации менеджеров организаций по поиску эффективных и антикризисных решений. Текущие тенденции и повышают риски для предприятия при принятии не эффективных или ошибочных управленческих решений. В этом случае для принятия правильного управленческого решения и минимизации рисков необходимо измерять конкурентоспособность. Снижение рисков предприятия закладывается на стадии измерения конкурентоспособности и разработки путей ее повышения.

В условиях высокой конкуренции конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ, т.е. обеспечения конкурентоспособности, – одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Адаптация отечественного бизнеса в условиях жесткой конкуренции предопределяет поиск новых моделей управления и разработку путей повышения конкурентоспособности, совершенствование применения инструментария по повышению конкурентоспособности на микроуровне.

Множество специалистов, работающих над задачами усиления деятельности управления, повышения эффективности организационных структур и привлекательности товара, трудятся в конечном итоге для повышения конкурентоспособности своей фирмы. С обострением борьбы за потребителя усиливается интенсивность соперничества. Конкуренция стимулирует поиск новых путей развития, повышение эффективности и качества работы, активизирует творческий подход к бизнесу.

Однако современная экономическая наука не дает единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», однозначного определения данного понятия невозможно найти ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Следует понимать, что конкурентоспособность организации является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособность товара». Конкурентоспособность организации – это интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода, это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность организации обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода конкурентных преимуществ, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.

Современные условия экономической деятельности в России характеризуются усилением конкуренции и изменением ее форм, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения их конкурентоспособности.

Таким образом, определения «конкурентоспобность» различных авторов, где главным пересечений термина различных авторов является эффективность функционирования предприятия и повышение прибыли. Также были выявлены основные свойства конкурентоспособности организации такие, как измеримость, динамизм, относительность, системность, комплектность.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня