Главная
Конференции
Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования
Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процес...

Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе педагогического колледжа

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дистанционное обучение
интернет-технологии
видеоконференцсвязь
видеоконференция
Zoom

Аннотация статьи

Данная статья посвящена дистанционному формату обучения студентов. Рассматриваются основные ресурсы и программы, позволяющие организовать занятия со студентами удалённо (совместная работа в документах, социальные сети, системы управления курсами, видеоконференции). Особое внимание уделяется анализу возможностей программы Zoom как наиболее функциональному инструменту, при помощи которого возможно проводить учебные занятия в режиме видеоконференцсвязи.

Текст статьи

В настоящее время, когда ситуация с коронавирусом COVID-19 охватила многие страны, люди перешли на удалённый формат работы, в результате которого понятие удалёнка в первой половине 2020 г. стало весьма популярным (1 650 000 результатов в Google).

Одним из активных потребителей подобного формата взаимодействия является образовательный сектор. Это связано с тем, что современные Интернет-ресурсы обеспечивают интерактивность и мультимедийную поддержку учебного процесса, контроль оценки познавательной деятельности обучающихся. Интернет-технологии позволяют преподавателю проводить обучение, не находясь рядом с учащимся, использовать ресурсы для дистанционного обучения, создавая условия для полноценного усвоения материала.

Одной из современных педагогических проблем является неразличение понятий дистанционного и электронного обучения. Безусловно, эти понятия близкие по содержанию, но не тождественные. Под дистанционным обучением следует понимать форму обучения, а под электронным – средства обучения, которые лежат в основе использования цифровой техники и телекоммуникационных систем и позволяют получать знания с помощью виртуальных сред. Существует большое количество Интернет-ресурсов, программ, которые позволяют устанавливать преподавателям дистанционную связь с учащимися и максимально продуктивно и порой нестандартно организовывать процесс обучения: отправление сообщений (email, WhatsApp, WeChat и др.); совместная работа в документах (Google документы, интерактивные онлайн-доски IDroo, NoteBookCast, MIRO, Scrumblr, WikiWall и др.); социальные сети (ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм и др.); система управления курсами, или виртуальная обучающая среда (Moodle, Ilias, ATutor, Claroline, Sakai, TrainingWare Class); видеоконференцсвязь (Zoom, DingTalk Lite, VooV Meeting, Google Meet, TrueConf, Microsoft Teams, Skype и др.).

При помощи программ, которые позволяют отправлять сообщения можно организовать группы учащихся и оперативно связываться со всеми участниками, отправляя им информацию не только в виде текста, но и фото, видео, аудизаписей. Совместная работа в документах позволяет работать над одним документом всем участникам, которые имеют ссылку на данный документ, как в режиме онлайн, так и в разное время. Так, например, в случае необходимости проверки задания студента можно использовать Google документы, где студенты могут размещать свои файлы (сочинения и др.). А виртуальные доски помогут в организации занятия, т.к. на них можно загружать тексты, мультимедиа, файлы, можно рисовать, а передвижения курсора будут видны всем участникам (например, IDroo). Некоторые доски имеют даже такие опции, как голосовое общение и использование видео через вебкамеру (например, Scratchwork).

В настоящее время в системе высшего образования широкое применение находит виртуальная обучающая среда на базе Moodle. Moodle является веб-платформой, которая относится к бесплатным программным средам с открытым доступом к коду, т.е. является источником open source с лицензией GNU Public License. Благодаря открытому коду данная система может быть легко адаптирована к целям того или иного образовательного проекта. При помощи данного ресурса возможно создание полноценного курса, включающего в себя лекции, задания для практики, тесты с разные видами заданий и многое другое.

Все названные выше сервисы, безусловно, имеют большое значение в дистанционном обучении. Однако наибольшего результата можно достичь при условии прямого контакта с учащимися. Это возможно в случае использования программ для проведения видеоконференцсвязи, так как преподаватель может работать с группой студентов и при этом слышать и видеть их.

Определённым лидером среди данных программ является Zoom. На сегодня эта программа имеет, пожалуй, самый богатый функционал, в том числе в базовой версии. Zoom – сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Среди преимуществ Zoom можно назвать возможность для каждой группы студентов настраивать конференцию с отдельным идентификатором. Также у преподавателя-организатора конференции есть возможность включить «Зал ожидания». Это означает, что при подключении к конференции студент не сразу попадает в виртуальную комнату, а только после подтверждения преподавателя. В процессе занятия преподаватель может отправить студента в «Зал ожидания» и потом снова его вернуть в общую виртуальную комнату. Эта возможность будет полезна, например, в случае каких-либо игровых задач на занятиях, когда студент не должен присутствовать в виртуальной аудитории в определённое время.

Одним из самых важных преимуществ Zoom для дистанционного обучения является расширенные возможности демонстрации экрана. Именно эта опция позволяет наглядно объяснить любой материал. В Zoom можно включать демонстрацию всего экрана, а также только отдельного приложения (например, презентации). Можно делиться только звуком, не включая демонстрацию экрана (это может быть полезно для курсов по аудированию, предполагающих изучение иностранного языка). Во время демонстрации своего экрана, а также экранов студентов преподаватель-организатор конференции может использовать в Zoom функцию комментирования. Это означает, что можно писать, рисовать поверх демонстрации экрана. Например, при демонстрации файлов .docx, .pdf и других файлов при помощи инструментария Zoom можно вносить дополнительный текст, выделять слова/предложения, рисовать, чертить и т.д., что позволит студентам лучше понять материал. Другими словами, основой виртуальной доски может стать любое демонстрируемое приложение (и даже рабочий стол). Преимуществом подобной функции комментария является возможность моментально удалить все дополнительные поясняющие записи, а также можно сохранить обсуждаемое в виде изображения вместе с данными записями. У студентов тоже может быть такая функция, если она будет включена в настройках.

В платформу Zoom встроена интерактивная доска, что позволяет не использовать сторонние программы и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску. Однако у данной доски относительно ограниченные возможности. Например, нельзя загружать на эту доску изображения.

Уникальной функцией в Zoom являются сессионные залы. Чтобы понять суть данной функции, можно провести аналогию. Во время традиционного очного практического занятия может встать задача разделить студентов на группы и дать задание подготовиться к какой-либо ситуации (например, на занятиях по иностранному языку составить диалог). Эту задачу можно организовать при помощи сессионных залов в Zoom, при этом студентам не нужно отключаться. Студентов можно разделить на группы и распределить их в отдельные виртуальные комнаты – сессионные залы, где они будут общаться только друг с другом, остальные их не будут ни видеть, ни слышать. Количество комнат определяет преподаватель-организатор. Участников можно распределить автоматически или вручную. У преподавателя-организатора есть возможность входить во все комнаты и наблюдать за работой студентов. Также можно перемещать участников из комнаты в комнату. В настройках можно дополнительно указать время нахождения студентов в виртуальной комнате, а также преподаватель может отправлять сообщение, которое автоматически появится во всех комнатах. Также реализована возможность вызова преподавателя в определённую комнату, если у студентов появятся вопросы в процессе выполнения задания. Следует отметить, что возможность сессионных залов можно также использовать в процессе экзаменов и защиты ВКР, когда в одной виртуальной комнате студенты готовятся, а в другой виртуальной комнате работает комиссия и отвечает один студент. Таким образом, Zoom является многофункциональной программой, которую можно успешно использовать в образовательном процессе.

Цифровые технологии не стоят на месте, развиваясь с каждым днём. И, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в мире, множество ресурсов и программ позволяют не только поддерживать, но и повышать степень продуктивности в образовательном процессе, делать его интересным для студентов, мотивировать их к активной познавательной деятельности, что, безусловно, даёт им возможность получить качественное образование.

Поделиться

12651

Матвеева Д. А., Кононыхина Л. Н., Калашникова Н. И., Трухачёва Л. В. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе педагогического колледжа // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 103-106. URL: https://apni.ru/article/1450-ispolzovanie-distantsionnogo-formata-obuchen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря