Успешный опыт преподавания истории в медицинском университете

Успешный опыт преподавания истории в медицинском университете

Статья посвящена заведующему кафедрой Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии Оренбургского государственного медицинского университета, доценту, кандидату исторических наук Георгию Владимировичу Савицкому. Его успешный опыт организации кафедры и преподавания в медицинском вузе истории, а также целого ряда смежных с ней дисциплин заслуживают широкого знакомства с этим опытом и внимательного его изучения.

Аннотация статьи
кафедра Отечественной истории экономики педагогики социологии
Оренбургский государственный медицинский университет
Г.В. Савицкий
Ключевые слова

Поводом к написанию этой статьи послужило участие одной из ее авторов, М.В. Михалкиной, в экскурсии по городу Оренбургу, организованной для участников Всероссийской анатомической конференции 28 октября 2017 года. Экскурсию проводил заведующий кафедрой Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ), кандидат исторических наук, доцент Георгий Владимирович Савицкий. Как оказалось, он увлекается краеведением и часто показывает Оренбург гостям своего университета. Вдохновенный, яркий рассказ Георгия Владимировича о городе, который даже не является его родиной, чрезвычайно заинтересовал экскурсантов. Особенно незабываемым оказалось посещение кабинета истории медицины на кафедре Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии ОрГМУ. Величественно возвышавшиеся там манекены в костюмах медиков разных эпох оставили просто неизгладимое впечатление, особенно манекен «чумного доктора» времен Средневековья. Как выяснилось, история медицины на кафедре Отечественной истории ОрГМУ уже не преподается, этот курс был передан кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения, но манекены, изготовленные по инициативе Г.В. Савицкого, остались и продолжают впечатлять как студентов, так и других посетителей. Оформление кафедры Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии ОрГМУ вообще оказалось на высоте: репродукции картин выдающихся художников на исторические темы, выставка солдатского снаряжения времен Великой Отечественной войны (ВОВ), выставка медицинского инструментария разных эпох. Детали той экскурсии уже стерлись из памяти, но осталось мощное общее впечатление увлеченности историей, краеведением, креативности и творческого горения Георгия Владимировича Савицкого, плюс эффект его личного обаяния, энергетики, энтузиазма в сочетании с исключительной интеллигентностью, доброжелательностью, простотой в общении.

Истоки замечательных качеств личности следует искать в биографии героя статьи и, возможно, в его родословной. Георгий Владимирович Савицкий родился 7 мая 1973 г. в городе Ярцево Смоленской области. Отец его работал инженером, строил дороги, а мама была врачом-неврологом. Георгий Владимирович, как настоящий историк, интересовался своей родословной и проследил ее примерно до середины XIX века. В его роду был целый ряд крестьян Смоленской губернии, но самым далеким предком, которого удалось найти Георгию Владимировичу, оказался священник села Бережняны Смоленского уезда Смоленской губернии, отец Андрей Бородовский. Седьмой из десяти его детей, Василий Андреевич Бородовский, родившийся в 1874 году, отличался необычайной любознательностью и трудоспособностью. Он стал одним из первых русских радиохимиков. В 1908-1910 гг. Василий Андреевич стажировался в Англии, в лабораториях Джозефа Джона Томсона и Эрнста Резерфорда. Применив оригинальную методику эксперимента, В.А. Бородовский показал, что поглощение бета-лучей жидкостями и твердыми веществами является аддитивным свойством материи и что поглощение бета-лучей единицей массы химического элемента прямо пропорционально корню кубическому из его атомной массы. Эта зависимость («закон Бородовского») позволяет, подобно закону Дюлонга и Пти, определять порядок величины атомной массы элементов [1, c.129]. С 1912 г. В.А. Бородовский заведовал химической лабораторией Главной палаты мер и весов, где продолжил начатое ранее исследование радиоактивных остатков от извлечения урана из тюямуюнской руды, причем обнаружил содержание в них радия (в 1921 г. из этого же материала был получен первый советский препарат радия). Работа с радиоактивными веществами разрушила здоровье В.А. Бородовского, и в 1914 г. он в возрасте всего 40 лет умер от рака желудка [2, c.99]. Одним из потомков этого замечательного ученого как раз является Георгий Владимирович Савицкий. В школе он с удовольствием учился, занимался общественной работой, возглавлял комсомольскую организацию своей школы. В апреле 1990 г. он был избран от всей Смоленской области делегатом XXI съезда ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи). На съезде Георгий познакомился с делегатами от Оренбурга, которые пригласили его поступать на исторический факультет Оренбургского государственного педагогического института. Георгий заинтересовался, поступил, успешно учился и получил диплом с отличием в 1995 году. За время учебы в педагогическом институте он женился и вместе с супругой вернулся в город Ярцево, где с 1995 г. по 1999 г. работал заместителем директора по воспитательной работе в средней школе №8. С 1 февраля 2001 года Георгий Владимирович стал ассистентом кафедры истории Отечества Оренбургской государственной медицинской академии (ныне университета). С 1 ноября 2001 г. он уже старший преподаватель кафедры. 19 ноября 2004 г. Георгий Владимирович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1851-1917 гг.». 26 мая 2005 г. ему была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. С 1 сентября 2005 г. Георгий Владимирович был переведен на должность доцента кафедры, 21 июня 2007 г. ему было присуждено ученое звание доцента по кафедре Отечественной истории и экономической теории. В 2010 г. вышла в свет монография Г.В. Савицкого «Начальное образование в Оренбургском крае во II половине XIX-начале XX вв. Власть и общество – аспекты взаимодействия». В монографии рассматривается история становления и развития системы начального образования на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане во II половине XIX-начале XX веков. В исследовании раскрыта зависимость развития и функционирования учебных заведений в регионе как от общероссийских условий, так и от географических, исторических, социально-экономических, этноконфессиональных особенностей края. Отражена роль центральных и региональных властей, руководства Оренбургского и Уральского казачьих войск, православного и мусульманского духовенства, городских и сельских обществ, частной инициативы. В книге дается сравнительный анализ развития разных типов начальной школы (русской, русско-национальной), подведомственных разным ведомствам, в т.ч. и элементарных конфессиональных школ. В исследовании показаны состояние «инородческого» образования, трансформация государственной политики в отношении начальной школы в начале XX века, источники финансирования, обеспеченность начального образования педагогическими кадрами и материальными ресурсами, содержание образовательных программ и уровень грамотности населения края [3, c.2]. Книга Г.В. Савицкого написана доступно не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей развития образования в России. Воздействие монографии на эмоциональную сферу читателя усиливается ее эффектным оформлением, массой цветных иллюстраций, в т.ч. фотографий картин известного русского художника Н.П. Богданова-Бельского (1868-1945 гг.), в творчестве которого одной из основных была тема сельской школы [3, c.182].

19 ноября 2010 г. Г.В. Савицкий был избран заведующим кафедрой Отечественной истории и экономической теории ОрГМУ. Конечно он изначально понимал, что кафедра нуждается в реорганизации, она насчитывала всего 4 постоянных сотрудника. Георгий Владимирович отказался от предложения руководства ОрГМУ объединить кафедру Отечественной истории и экономической теории с кафедрой философии, взамен пообещав расширить профиль кафедры. С приходом на заведование Г.В. Савицкого кафедра взяла на себя организацию цикла повышения квалификации для преподавателей ОрГМУ по педагогике. Введен в преподавание такой предмет, как социология, разрабатывается курс медицинской социологии. Кафедра теперь носит название кафедры Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии ОрГМУ. Кадровый состав насчитывает 13 постоянных преподавателей, это сплоченная команда единомышленников. Постоянно выдвигаются и воплощаются в жизнь интересные творческие проекты. Так, например, к 70-летию Победы в ВОВ в 2015 году был разработан проект реконструкции медсанбата военного времени. На площади, где проходило шествие Бессмертного полка, была развернута операционная медсанбата, где студенты ОрГМУ показывали хирургическую операцию в полевых условиях. К 75-летию Победы проект реконструкции медсанбата времен ВОВ уже был представлен на областной конкурс и выиграл грант Правительства области, составляющий 2 млн. руб. Началась интенсивная подготовка к Дню Победы, включающая закупки военного снаряжения и медицинского инструментария периода ВОВ, сохранившихся на складах разных городов страны. Закупки производились даже в далеком Майкопе. К сожалению, праздник Победы не состоялся 9 мая 2020 года из-за пандемии коронавируса. Но он не был отменен совсем, а лишь перенесен. Реконструкция медсанбата времен ВОВ будет показана жителям Оренбурга, правда, не на центральной площади, как намечалось раньше, а в стороне от центра города, на берегу реки Урал.

Все немногочисленные беседы с Г.В. Савицким о преподавании истории в медицинском вузе совершенно не касались компьютерных технологий. Безусловно, Георгий Владимирович и его сотрудники ими владеют и пользуются, но как вспомогательным ресурсом, не ставя его во главу угла. Они преподают живую, яркую, увлекательную историю, ради которой их студенты могут оторваться от своих смартфонов и замереть в изумлении. Безусловно, эта статья не является результатом строгого научного исследования, она написана на основе нескольких устных бесед с Георгием Владимировичем Савицким и его учениками, и целью ее было передать впечатление благотворного воздействия методов работы этого преподавателя истории на студентов-медиков. Георгий Владимирович и его сотрудники-единомышленники несут студенческим массам живую, трепетную, волнующую историю, к которой хочется прильнуть, как к целебному источнику. Опыт кафедры Отечественной истории, экономики, педагогики, социологии ОрГМУ необходимо изучать как можно шире, глубже, серьезнее, чтобы использовать его в других медицинских вузах России.

Текст статьи
  1. Зайцева Л.Л. В.А. Бородовский и его работы по радиоактивности / Л.Л. Зайцева // Вопросы истории естествознания и техники. – 1956. – Вып. 2. – С.124-137.
  2. Зайцева Л.Л. Новые материалы о жизни и научной деятельности В.А. Бородовского / Л.Л. Зайцева // Вопросы истории естествознания и техники. – 1960. – Вып.10. – С.93-100.
  3. Савицкий Г.В. Начальное образование в Оренбургском крае во II половине XIX-начале XX вв. Власть и общество – аспекты взаимодействия / Г.В. Савицкий // Оренбург : издательство ОрГМА. – 2010. – 190 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая