Совершенствование деятельности местных органов управления в сфере благоустройства

В статье представлен комплекс действий, обеспечивающий формирование комфортной городской среды. Кроме того, указан ряд принципов, которые должны соблюдаться местными органами власти при осуществлении их деятельности в сфере благоустройства территории. Автор обосновывает мероприятия по совершенствованию управления благоустройством муниципальных образований и указывает ожидаемые эффекты от их выполнения.

Аннотация статьи
муниципальное образование
благоустройство территории
местные органы власти
Ключевые слова

Администрация муниципальных образований несет первичную ответственность за качество благоустройства и озеленения территории [4]. Муниципальные власти выделяют средства на проведение необходимых работ, выбирают приоритетные направления развития, наиболее востребованные проекты. Стоит отметить, что лишь эффективное управление благоустройством может вдохнуть новую жизнь в городские пространства, повысить качество общественных территорий, привлечь новых жителей, а также инвестиции в развитие [5].

Для повышения эффективности системы управления благоустройством муниципального образования его администрации необходимо, на мой взгляд, выполнение определенного комплекса действий. Рассмотрим его более подробно.

Первый шаг – это обустройство оживленных общественных пространств или создание подобных. Администрации городского округа следует отобрать те места, где каждый день пересекается множество жителей. Это могут быть вокзалы, площади, а также различные рынки, парковые зоны и бульвары. Отметим, что положительные и отрицательные качества данных пространств известны каждому горожанину. Поэтому начинать надо именно с них, обновлять городскую среду, менять наиболее популярные места скопления людей, где соединяется множество потоков из местных жителей.

Второй шаг – это обустройство мест для молодежи. Молодежь должна иметь свои общественные пространства. В качестве подобных пространств можно выделить отдельные здания, помещения или уличные открытые пространства. Важным отличием становится то, что они в большей степени ориентированы на молодежь. Молодым людям необходимо больше мест для общения и обмена информацией, идеями. Грамотное управление деятельностью по благоустройству через учет интересов молодежи и взаимного влияния повышает эффективность управления и увеличивает социальный и экономический потенциал города.

Третий шаг – это представление культурного и исторического наследия муниципального образования в выгодном свете. Администрации следует уделить ещё большее внимание истории города, основным вехам в его развитии. Для каждого жителя свой город – это больше, чем просто место жизни. Город влияет на развитие, город становится предметом гордости за край и страну в целом. Патриотизм и любовь к Родине начинается с исторического наследия места, где живут люди. Обновлению подлежат старые улицы, здания заводов, различные кварталы и площади – это всё может стать предметом достопримечательности, предметом истории и гордости за свой город. Администрация городского округа Домодедова должна направлять больше средств для развития подобных объектов и поддержания их на соответствующем уровне.

Четвертый шаг – это обновление социальной инфраструктуры. Ни один город не может считаться благоустроенным, если в нем отсутствует или находится в упадке социальная инфраструктура. Стоит отметить, что практически ни одно муниципальное образование не обошёл стороной тот период, когда массово возводились разношёрстые торговые центры и офисные помещения. Администрации городов уделяли большее внимание развитию бизнеса, нежели общественных пространств. Однако не стоит слишком зацикливаться на ошибках прошлого, а следует развивать социальную инфраструктуру.

Развитие социальной инфраструктуры напрямую зависит на оценку жителей комфорта и удобства проживания. Социальная инфраструктура требует всегда больших объемов инвестиций, что может быть не по силам самому муниципальному образованию. Поэтому администрация города должна привлекать всё больше и больше средств из бюджетов более высоких уровней. В свою очередь привлечение средств зависит от непосредственного качества управления, предлагаемых для софинансирования объектов социальной инфраструктуры, качества подготовки документации и так далее. Только рост качества управления будет способствовать выделению дополнительного финансирования со стороны вышестоящих бюджетов. Ремонт, реконструкция или строительство школ, библиотек, больниц и музеев – улучшает жизнь людей в разы. Учет администрации данных программ и проектов показывает то, что власть направлена на повышение комфортности проживания своих жителей.

Пятый шаг – это трансформация депрессивных или заброшенных зданий и сооружений. Отметим, что наличие в городском округе ряда заброшенных или плохо эксплуатируемых зданий влияет на восприятие мира среди жителей. Банально, подобные здания и сооружения могут оказывать депрессивное влияние на психику людей. При этом заброшенные пространств, требующие вложений в обновление, всё равно обходятся для города дешевле, чем строительство новых общественных пространств. Старые заводы, помещения цехов можно и нужно переоборудовать в объекты социальной инфраструктуры, выделяя помещения молодым сообществам и компаниям. В них можно проводить различные выставки и культурные мероприятия. Обновление заброшенных парков, домов культуры, детских центров не требует столь значительных вливаний средств, но предоставляет значительные результаты.

Управление благоустройством города – это не только банальная уборка и озеленение территорий [2]. Конечно, без базовых функций, без выполнения их на «отлично» нет смысла говорить об эффективности местных органов в управлении деятельностью по благоустройству. Поэтому первейшими рекомендациями по совершенствованию деятельности является налаживание эффективного механизма управления базовыми задачами благоустройства и озеленения.

Для повышения качества реализации базовых задач благоустройства необходимо действовать в следующих направлениях:

  1. Повышение механизации в уборке территории и придомовых пространств. В современный век робототехники достаточно неэффективным является отказ от использования новейшего оборудования и технологий уборки.
  2. Привлечение бизнеса в процессы поддержания чистоты и озеленения территорий, которые примыкают к их объектам. Заметим, что привлечение бизнеса может быть на принудительной основе. При этом активно действующим предпринимателям и бизнесам можно предоставлять различные преференции и льготы.
  3. Пропаганда среди населения в отношении поддержания чистоты и уборки улиц. Советские субботники хоть и были принудительными, но оказывали большую помощь для повышения качества благоустройства и озеленения. Однако с точки зрения влияния муниципальных структур достаточно сложно мотивировать население.

Однако муниципалитеты имеют значительное влияние на бизнес, который может уже мотивировать своих работников и сотрудников проявлять большую социальную активность и ответственность перед городом и общественным пространствами. Поэтому совершенствование системы благоустройства и озеленения территорий должно начинать с доведения до приемлемого уровня эффективности базовых задач благоустройства.

После выполнения рассмотренных выше пяти шагов, а также доведения базовых задач и функций благоустройства администрацией муниципального образования до приемлемых значений можно совершенствовать систему благоустройства и дальше.

В качестве основных направлений деятельности местных органов управления в сфере благоустройства можно указать:

  • освоение незанятых участков под многофункциональное или смешанное строительство;
  • первоочередное развитие жилых кварталов, а также территорий под многофункциональную застройку;
  • озеленение и благоустройство городских пространств, в первую очередь, открытых.

В процессе благоустройства местным органам власти следует придерживаться ряда принципов [1, 3]:

  1. Создание функционального многообразия. В современных концепциях благоустройства больше нет места монофункциональным районам, таким как деловой центр, содержащий только офисные помещения или здания, или спальным районам, которые пустуют в рабочее время. Важно создание многофункциональных районов, в которых будут совмещаться уличный ритейлер, сфера услуг, офисные здания и помещения, а также комфортное жильё.
  2. Переход к компактной и плотной застройке. Всё больше профессионалов в области градостроительства и благоустройства отмечают преимущества, которые даёт среднеэтажная застройка, но с высокой плотностью. Это позволяет использовать открытые пространства.
  3. Приоритет в области безопасности и здоровья. Организация дворов без машин, снижение трафика, повышение качественных характеристик воздуха и создание возможностей для использования открытых общественных пространств круглогодично.
  4. Комфортность пешеходного и транспортного перемещения. Основной упор делается на баланс пешеходных коммуникаций, общественного транспорта. Минимальное значение уделяется автомобильному транспорту, который заполняет всё свободное пространство вне зависимости от протяженности магистралей и парковок. Власти должны совершенствовать общественны транспорт, а также понимать путь жителей на работу и с неё.
  5. Повышение гибкости и автономности используемых зданий и сооружений. Во власти местных органов управлять строительством и будущим обликов города. Чем более гибкими будут возводимые здания и сооружения, чем больше автономности каждое из них будет иметь, тем качественнее будущее благоустройство и оценка эффективности со стороны населения города.
  6. Повышение комфортности текущего и строящегося жилья. Конечно, повлиять на планировки уже построенных многоквартирных домов невозможно, однако администрации надо более четко подходить к выбору будущих мест для застройки и проектов, которые будут возводиться на данных участках. Кроме того, следует поощрять застройщиков и управляющие компании, которые используют современные энергосберегающие материалы, активно вовлекают жильцов в решение вопросов и проблем.

В качестве дополнительных можно привести следующие рекомендации местным органами власти по совершенствованию их деятельности в сфере благоустройства.

Во-первых, местные органы власти должны направлять свои действия на совершенствование структуры участников, которые принимают решения относительно развития города, его благоустройства и озеленения. Например, возможно создание координационного совета, в который будут входить главы отделов и департаментов, специалисты из разных областей, а также руководители частных компаний.

Во-вторых, администрация города должна понимать, что финансировать все элементы благоустройства и озеленения невозможно за счет муниципального бюджета. Это могут позволить себе только лишь крупные города, такие как Москва. Финансирование можно получать из регионального и федерального бюджетов в рамках соответствующих программ развития, однако наиболее эффективным и независимым путем получения дополнительного финансирования является взаимодействия государства и частного бизнеса. Стоит отметить, что здесь не только ГЧП, но и привлечение организаций, строителей и иных меценатов не только за счет механизмов ГЧП, но и в рамках предоставления различных преференций и льгот. Преференции и льготы не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Органы местной власти могут предоставлять лучшие участки земли, помещения именно тому бизнесу, который активно вовлечен в благоустройство и озеленение территорий.

В-третьих, разумной практикой для совершенствования является тестирование различных инициатив на небольшом контрольном участке. Если планируемые мероприятия действительно эффективны, тогда практику переносят на весь город.

В качестве ожидаемых эффектов от реализации рассмотренных мероприятий можно указать следующие: повышение качества планирования и прогнозирования развития городской среды; рост вовлеченности и активности местных жителей в решении разных вопросов относительно благоустройство и озеленения территорий; прирост количества точек притяжения в городском пространстве и повышение доступности точек притяжения для населения и всех групп жителей; появление открытых пространств, которые можно использовать в разное время года; повышение инвестиционной привлекательности городского округа и др.

Текст статьи
  1. Благоустройство в реновации. Подходы и проблемы / по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. – М.: Изд-во «А-Принт», 2018. – 268 с.
  2. Горанова О.А., Иванов И.О., Титов Е.В. Управление городским хозяйством: учеб. пособие. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2017. – 260 с.
  3. Ожегова Е.С. Дизайн благоустройства. Сценарии проектирования комфортной среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2020. №. 2 (51). С. 340-350.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  5. Хмельченко Е.Г., Заиц К.И. Роль управления благоустройством территории в формировании имиджа города Москвы // Вестник университета. 2017. №. 4. С. 38-42.
Список литературы