Современные модели государственно-частного партнерства

В статье обсуждаются модели, развивающие социальную инфраструктуру на базе взаимодействия бизнеса и правительства и используемые в настоящее время в различных странах мира. Раскрывается их суть, указываются условия использования, а также преимущества и недостатки. Обосновывается перспективность государственно-частного партнерства как механизма трансформации роли государства.

Аннотация статьи
социальная инфраструктура
модель
бизнес
государство
государственно-частное партнерство
Ключевые слова

Когда правительства стран занимаются развитием инфраструктуры, они реализуют различные подходы [1]. В то же время каждая из стран преследует одну и ту же цель – сформировать инфраструктуру, которая послужит базовым фундаментов для устойчивого, сбалансированного роста экономики. Очевидно, что каждое государство имеет различные возможности в реализации инфраструктурных проектов, поэтому анализ опыта стран мира представляет закономерный интерес.

Так, многие страны G20 используют для реализации взаимодействия инфраструктурных проектов государственно-частное партнерство [3]. В этой связи различают проектов по созданию объектов и проекты по реконструкции и содержанию объектов.

В первую очередь рассмотрим модели проекты по созданию новой инфраструктуры и объектов.

  1. BBO. Модель включает в себя этапы приобретения, строительства и дальнейшую эксплуатацию. Отметим, что передача госимущества в руки бизнеса происходит в соответствии с жесткими условиями договоров. В них прописывается объем имущества, которое передаётся, а также объем работ, которые должны быть выполнены по модернизации и дальнейшей эксплуатации в рамках конкретного диапазона времени. Государство осуществляет мониторинг в рамках работы компании и реализации проекта.
  2. BOO. Модель включает в себя возведение объекта, строительство и эксплуатация. Частный сектор занимается финансирование, строительством, в дальнейшем владеет объекты и эксплуатирует их. Особенность данных взаимоотношений заключается в том, что при ряде условий государство передаёт имущество за определенную плату.
  3. BOOT. В рамках данной модели бизнес реализует проект совместно с государством, самостоятельно его финансирует, проектирует, строит, а также эксплуатирует. Эксплуатация происходит на базе получения платы за использование. Но это длиться определенный период времени, по окончании которого, объекты после передаются в право пользование государством.
  4. BOT. В подобной модели бизнес занимается финансированием, строительством, а также эксплуатацией. Но собственность принадлежит государству. Эксплуатация тоже ограниченна временными рамками, пусть и длительным периодом.
  5. BTO. Бизнес занимается возведением объектов, несет расходы по финансированию, возводит новые объекты и передает их государству. После этого он реализует свои функции по эксплуатации.
  6. BLOT. Существуют более экзотические варианты взаимодействия между бизнесом и правительством. Например, бизнес занимается, возведением объектов, потом получает в аренду созданный объект. Соответственно, платит арендные платежи, а зарабатывает на взимании стоимости с потребителей услуг.
  7. DBFO. В рамках реализации данной модели бизнес проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует объекты. В собственной государства оно переходит по истечению сроков арендных платежей.
  8. DBOOT. Особенностью этой модели является то, что бизнес не только строит объекты, но и ещё несет ответственность за их проектирование.

Следующее направление ГЧП – это проекты по реконструкции и содержанию объектов. Здесь выделяют:

  • контракт на предоставление услуг;
  • контракт на управление объектами;
  • LROT. Модель, которая включает в себя начальную аренду, дальнейшую реконструкцию получаемого в аренду объекта, его длительную эксплуатацию и последующую передачу в государственную собственность;
  • приватизация.

Оценим отдельные модели относительно влияния их на бюджет государственно-частного партнерства и государственного подряда.

  1. Государственный заказ. Преимуществами государственного заказа является для бизнеса – это низкая стоимость входа и простота получения заказа относительно других вариантов ГЧП. Недостатками такого подхода для государства является необходимость финансирования всего проекта за счет бюджета правительства. Проблемным аспектом в данном случае является также то, что исполнитель не несет на себя повышенные риски за низкое качество.
  2. Операторский контракт. По сути компания, которая принадлежит государству исполняет функции по содержанию, а также управление активами и реализацией инвестиций. Для бизнеса подобный подход не требует особого финансирования и крупных вложений. Государство может применять отдельные лучшие практики по управлению данными направлениями, а также простой механизм проведения отбора участников. Недостатками операторского контракта становится необходимость вложения средств в возведение объектов инфраструктуры, кроме того, большинство рисков остаются на плечах правительства.
  3. BTO. Преимущества для правительства заключаются в том, что объект находится в собственности. Бюджет может реализовывать больше различных проектов за счет финансирование их со стороны бизнеса. Кроме того, модель, основанная на платежах бизнесу, позволяет реализовывать контроль и лучше мониторить объекты. Недостатками для бизнеса становится то, что объект не находится в собственности. Достаточно большие финансовые вложения, а также невозможность влияния на механизмы дальнейшего финансирования. Достаточно трудоемкий процесс подготовки к участию в конкурсах.
  4. BOT/BOOT. Преимуществами данного подхода является то, что между бизнесом и государством происходит достаточно качественное разделение рисков. Бюджет снимает с себя нагрузку. Качество услуг растет, а правительство может влиять на эксплуатацию через механизм платежей. Недостатки заключаются в сложности подготовки контрактов, заключения договоренностей, оценки будущих рисков и поступления платежей, а также востребованности объекта эксплуатации.

Для более глубокого понимания проведем сравнение между формами взаимодействия в дорожной сфере между правительством и бизнесом.

  1. Государственно-частное партнерство: платная дорога. Основными моментами становится то, что доходы бизнеса формируются за счет платы за проезд. Риск относительно загруженности дорог берет на себя бизнес. Главные факторы успеха проекта для бизнеса: интенсивность движения и тарифная база.
  2. Государственно-частное партнерство: минимальный гарантированный доход. При реализации данного подхода бизнес может быть уверен в минимальном уровне финансирования. Если бизнес получает меньше доходов, чем предусмотрено в договоре, то государство ему компенсирует недополучение доходов. Однако, если бизнес получает величину свыше минимального гарантированного дохода, то он делится повышенным доходом с государством. Всё это прописывается в договоре. Эффективность данных мероприятий особенно заметно в сферах, где достаточно сложно прогнозировать загруженность той или иной инфраструктуры, а также появление конкурентов. Поэтому бизнес принимает условия минимально гарантированного дохода.
  3. Государственно-частное партнерство: плата за эксплуатационную доступность. Отличительной чертой является длительный срок жизни проекта от 25 лет. Доходы бизнеса не являются зависимыми от движения и тарифов. Базовые факторы для бизнеса – это качество оказываемых услуг и доступность инфраструктуры для пользователей.

Отметим, что выбор механизма платежей зависит, в первую очередь, от того, как распределяются риски между правительством и бизнесом в каждом конкретном проекте. В этой связи выделяют три варианта:

  1. Бизнес. Все риски распространяются на бизнес. Поэтому на выбор модели влияет фактор включения оплаты за использование в механизм платежей. Если плата за использование включена, то тогда подходит вариант «Плата, основанная на потреблении». Здесь фондирование бизнеса происходит за счет средств непосредственных пользователей инфраструктуры. Например, взимание платы за проезд по автодороги [2]. Если оплата за использование не включена в механизм платежей, тогда возможна плата, основанная на пользовании или плата, основанная на результатах. Оплата, базирующаяся на использовании, включает в себя расчет интенсивности пользования объектом инфраструктуры или уровнем оказания услуг. Оплата, базирующаяся на результатах, может рассчитываться исходя из качества оказываемых услуг бизнесом.
  2. Правительство и бизнес. Если риски на себя несут в определенных пропорциях и сферах ответственности и государство, и бизнес, то здесь подходят перечисленные выше виды платы. Плата, которая базируется на использовании и плата, которая основывается на результатах.
  3. Правительство. Основным вариантом модели получения средств бизнесом является плата, основанная на доступности. Плата выделяется за счет соответствующих стандартов, инфраструктурных объектов. Если мы рассматриваем сравнение между государственным заказом и ГЧП, то государство должно адекватно воспринимать возможности каждого из подхода.
  4. Государственный заказ. В качестве основных можно указать следующие положения данной модели: финансирование проекта осуществляется за счет средств государственного бюджета; расходы на поддержание инфраструктуры требуют оценки и утверждения через определенные промежутки времени, например, ежегодно; капитальный ремонт инфраструктуры потребует заключение нового госзаказ; частный сектор, реализующие заказы, не заинтересован в оптимизации своей деятельности, проектировании и возведении объектов.
  5. Государственно-частное партнёрство. Основой является качественное распределение операционных и финансовых рисков. В качестве базовых можно указать следующие характеристики: снижение нагрузки на госбюджет; результативные инвестиции бюджетных ассигнований; справедливо распределение рисков между бизнесом и правительством; возможности дополнительного привлечения капитала инвесторов; стоимость содержания инфраструктурных объектов четко фиксируется в определенных диапазонах в зависимости от текущей ситуации и иных внешних и внутренних факторов; уровень качества эксплуатации обычно выше, чем при госзаказе, т.к. бизнес заинтересован в поддержании качественного уровня, чтобы не вкладывать больше средств в последующий дорогостоящий ремонт или реконструкцию.

Конечно, государственно-частное партнерство – более сложная модель, чем государственный заказ. Даже распределение рисков не всегда можно правильно прогнозировать и оптимизировать в зависимости от поставленных задач. В то же время именно государственно-частное партнерство является перспективным механизмом трансформации роли государства в экономике и усилении частной инициативы.

Текст статьи
  1. Мелюс Б.В. Государственно-частное партнерство: модели, формы и механизмы реализации // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. №. 2. С. 134-141.
  2. Федотов А.М., Карпович М.А., Провоторов И. А. Управление проектами государственно-частного партнерства дорожного хозяйства в регионе // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2018. Т. 15. № 9. С. 39-43.
  3. Casady C. B. et al. (Re) defining public-private partnerships (PPPs) in the new public governance (NPG) paradigm: an institutional maturity perspective //Public Management Review. 2020. Т. 22. №. 2. С. 161-183.
Список литературы