Финансовые и организационные аспекты развития цифровизации

Финансовые и организационные аспекты развития цифровизации

В статье рассматриваются проблемы развития экономики России в условиях цифровизации. Основное внимание обращается на финансовые и организационные особенности реализации государственной программы «Цифровая экономика», которая способствует внедрению новых методов управления экономическим процессами на современном этапе. Кроме того, рассматриваются меры по оценке эффективности развития цифровизации в Российской Федерации.

Аннотация статьи
эффективность цифровизации
бюджет нацпрограммы
национальная программа
цифровизация
цифровая экономика
Ключевые слова

Информационно-коммуникационные технологии, стремительно внедряемые в практическую деятельность, создали условия для появления такого феномена как цифровизация. Развитие экономики сегодня рассматривается только в условиях цифровизации, которая проникает практически во все сектора экономики, экономические процессы и сферы деятельности. С.Ю. Глазьев активное развитие информационного общества называет великой информационно-цифровой революцией. Оно, по его мнению, дало толчок к формированию нового информационно-электронного технологического уклада [4]. Практически все страны, выступающие в роли экономических лидеров (США, Япония, Великобритания, Германия и др.), становление цифровой экономики определили одним из приоритетных направлений своего развития. Модели деятельности организаций во всех сферах производства и обращения стремительно трансформируются под влиянием развития цифровых технологий.

В Национальной программе «Цифровая экономика 2024» структурированно и поэтапно предусмотрено решение вопросов правового регулирования, развития инфраструктуры, кадрового обеспечения, технологий, безопасности и государственного управления в новых условиях. [1]. Цифровая экономика на современном этапе становится одним из ключевых факторов, определяющих тренды экономического роста. Она напрямую влияет на объемы ВВП, производительность труда и уровень прибыли во всех сферах экономики. Эксперты по цифровой экономике Всемирного банка определили основные механизмы воздействия цифровизации на рост экономики. Они складываются из вовлечения в социальные процессы значительного количества граждан, а также повышения эффективности и развития инноваций, что способствует увеличению объемов торговли, капитала и рабочей силы и приводит к усилению конкуренции [5]. На Пятидесятом всемирном экономическом форуме в Давосе было отмечено, что к 2022 году создание более 60% мирового объема ВВП будет связано с цифровизацией. За последующие 10 лет 70% добавленной стоимости будет базироваться на цифровых платформах. И это в ситуации, когда на текущий момент около 50% населения Земли вообще не участвует в цифровой экономике и происходит замедление роста внедрения интернета [6].

С начала 2019 года Правительство Российской Федерации реализует национальную программу «Цифровая экономика», направленную на развитие цифровизации в рамках всех сфер экономики. Программа включает 6 федеральных проектов, на реализацию которых требуются значительные финансовые вливания. Так, только на период 2019-2021 гг. первоначально было запланировано направить 403 млрд. руб. Эта сумма растущими траншами по периодам планировалась в следующих объемах: 108 млрд. руб. - на 2019 г., 123 млрд. руб. - на 2020 г. и 172 млрд. руб. - на 2021 г. [7].

Реализация планируемых проектов, которые должны реализовываться в будущем, разрабатываются в условиях высокой степени неопределенности, связанной в основном с внешней средой. Внешние условия в 2020 году во всем мире оказались весьма неблагоприятными, что отрицательно сказалось на условиях реализуемости проектов. Так, по данным специалистов Аналитического центра при Правительстве России, к маю 2020 года были нарушены сроки реализации многих магистральных проектов. Среди них такие краеугольные как развитие сетей связи 5G, создание венчурного фонда и государственной единой облачной платформы. Более 28% проектов признаны невыполненными, 65% проектов – находятся в работе, и только чуть более 2% - полностью реализованы [3].

В апреле 2020 года вследствие изменившейся экономической ситуации, в том числе из-за развивающейся во всем мире пандемии короновируса, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предложило секвестрировать общий бюджет национальной программы на 19 млрд. руб. на текущий год. Возникла необходимость в передаче части средств из бюджета национальной программы в резервный фонд.

Сформированный бюджет распределен между проектами с учетом их трудоемкости, значимости и количества составляющих [8].

Рис. Структура баланса национальной программы «Цифровая экономика»

Актуализация целей развития страны вносит свои коррективы во все реализуемые национальные (государственные) проекты. Не стал исключением и национальный проект «Цифровая экономика». Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года был подписан президентом страны 21 июля 2020 года. В ряду важнейших национальных целей на 10 лет определена цель в сфере цифровизации, обозначенная как «Цифровая трансформация» [2].

В рамках реализации указанной цели требуется решить несколько задач, важнейшими из которых являются: достижение «цифровой зрелости» важнейших отраслей экономики, социальной сферы и сферы управления; увеличение объемов финансирования российских разработчиков информационных технологий; расширение доли социальных услуг, получаемых в электронном виде; обеспечение широкополосным интернетом практически всех домохозяйств страны.

Для повышения эффективности реализации проектов, входящих в национальную программу, предлагаются различные меры. Так, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ предлагают, во-первых, упростить сложную структуру управления, включающую несколько крупных структур, во-вторых, проводить аудит реализуемых мероприятий, в-третьих, пересмотреть приоритеты программы, учитывая полученный опыт и изменившуюся экономическую ситуацию в стране и мире [9].

Способствовать оценке эффективности цифровизации может также индекс развития цифровой экономики, который разрабатывает целый ряд государственных структур и до конца текущего года планируемый к использованию. Основная цель его создания – оценка развития цифровой экономики в регионах РФ.

Для уточнения набора показателей, включаемых в этот интегральный индекс, требуется время. На наш взгляд, основные проблемы связаны с доступностью и объективностью выбираемых для оценки параметров. Необходимо учесть существующий формат официальных статистических данных и при необходимости ввести новые показатели, которые позволят объективно охарактеризовать локальный уровень развития цифровизации.

Таким образом, можно отметить, что поставленные глобальные задачи цифровизации в непростых современных условиях, тем не менее решаются и требуют мобилизации усилий специалистов практически всех сфер экономики.

Текст статьи
  1. Национальная программа «Цифровая экономика 2024». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru
  2. Указ Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года № 474. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president /news/63728 (Дата обращения: 12.11.2020)
  3. Вичугова А. Простые данные о больших числах или как реализуется нацпрограмма «Цифровая экономика РФ»: успехи, провалы и бюджеты 23 июля 2020 https://www.bigdataschool.ru/blog/digitalization-problems-and-challenges-2020.html
  4. Глазьев С. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? – М.: Книжный мир, 2017. – 640 с.
  5. World Bank Open Data from The World Bank. [Еlectronic resource] - http://www.worldbank. org/en/puicatn/wdr2016. (Retrieved: 2020-02-17).
  6. World economic forum (Davos). [Еlectronic resource] - https://www. weforum.org/platforms/shaping-the-future-of-digital-economy-and-new-value- creation. (Retrieved: 2020-02-17).
  7. Финансирование национального проекта Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php. - Дата обращения: 25.03.2020.
  8. Минкомсвязь направила в правительство предложение уменьшить расходы национальной программы «Цифровая экономика» на более чем 19 млрд. руб.// D-RUSSIA.RU. 30.04.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://d-russia.ru/minkosvjaz-napravila-v-pravitelstvo-predlozhenie-umenshit-rashody-nacionalnoj-programmy-cifrovaja-jekonomika-na-bolee-chem-19-mlrd-rub.html
  9. Цифровая экономика России // Тtadviser. -2020/10/19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru /index.php
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая