Обзор планируемых изменений в сфере охраны труда: основные аспекты

Обзор планируемых изменений в сфере охраны труда: основные аспекты

В статье рассмотрены основные планируемые изменения в сфере охраны труда, связанные с специальной оценкой условий труда, оценкой профессиональных рисков, обучением охраной труда, медосмотрами, процессом выдачи средств индивидуальной защиты и проверками предприятий. Сделан акцент на том, что все они, направлены, прежде всего на сохранение жизни и здоровья работников и эффективную и рациональную организацию работы специалиста по охране труда.

Аннотация статьи
охрана труда
оценка профессиональных рисков
управление охраной труда
анализ состояния безопасности
обучение охране труда
Ключевые слова

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников – сфера динамично меняющаяся, постоянно подверженная влиянию внешних факторов и изменениям во внутренних производственных процессах. В последнее время было введено много изменений с которыми пришлось работать специалистам по охране труда: это и Типовое положение о системе управления охраной труда, и оценка профессиональных рисков, и организация поведенческого аудита на предприятиях, и новый порядок обучения охране труда и др.

Однако и у экспертного сообщества, и специалистов предприятий и организаций остается много вопросов к нововведениям в процессе их реализации: и к вопросу разработки методики для оценки профрисков, и к заявленному упрощенному порядку обучения, и к отмене закупки невостребованных средств защиты – все это изменения ждут сообщество специалистов по охране труда ближайшее время. В связи с последними событиями, связанными с пандемией государственными органами установлены сроки, когда ответственные ведомства должны предложить работодателям проработанные послабления в сфере охраны труда. Рассмотрим некоторые планируемые изменения и проанализируем их.

Первое изменение, которое активно обсуждается в экспертном сообществе – это процесс отмены периодичности специальной оценки условий труда (далее спецоценка). Предлагается сделать действие ее результатов бессрочным при условии, что у работодателя не было изменений в производственном и трудовом процессе. Выглядит это достаточно логично. В случае каких-либо изменений основанием для проведения повторной процедуры возможно послужат причины, по которым сейчас проводят внеплановую спецоценку: при организации новых рабочих мест; при наличии предписания от Государственной инспекции труда с требованием провести спецоценку; при наличии изменений, связанных с технологическим процессом, производственным оборудованием, составом применяемых материалов, сырья и т.д.; при произошедшем несчастном случае на рабочем месте (не по вине третьих лиц); при выявленном профессиональном заболевании; при наличии мотивированного предложения выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой спецоценки.

При этом обязательно нужно иметь ввиду, что при изменении персональных данных индивидуального предпринимателя; реорганизации юридического лица; переименовании структурных подразделений; переводах работников на другие должности; перемещении рабочих мест внутри производственных помещений; обновлении офисной техники и оборудования внеплановую спецоценку проводить не нужно [1].

Второе изменение связано с процессом оценки профессиональных рисков и системой управления охраной труда в целом. На сегодняшний день предприятия и организации нуждаются в подробных разъяснениях и конкретных методических рекомендациях для обеспечения безопасных условий труда. Х раздел Трудового кодекса [5] и подзаконные акты, которые регламентируют основные процедуры по охране труда хотят дополнить описанием конкретных механизмов, которые помогут работодателям выполнить требования, пописанные в Трудовом кодексе о создании системы управления охраной труда и обеспечении ее функционирования (ст. 212 ТК). В свою очередь, управление профессиональными рисками – составная часть системы управления охраной труда (ст. 209 ТК). А управлять ими – значит разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение, прежде всего производственного травматизма, а соответственно исключение несчастных случаев. На сегодняшний день в нормативных документах отсутствуют четкие требования и критерии к тому, как именно нужно организовывать данную процедуру. Работодатели выявляют и оценивают профессиональные риски самостоятельно, выбирая существующие на сегодняшний день количественные и качественные методики, исходя из специфики своей организации, но с описанием всех вышеуказанных действий в регламенте оценки профессиональных рисков, предусмотренном Типовым положением о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н) [2]. Профессиональное сообщество очень нуждается в обобщенных методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков, которые разрабатывает Минтруд и которые опишут процесс классификации, выявления опасностей, а также выбор метода оценки профессиональных рисков.

Все эти процедуры призваны превратить процесс управления профессиональными рисками в инструмент профилактики производственного травматизма, основными направлениями использования которого являются; предупреждение и профилактика опасностей через их ликвидацию или снижение и минимизация последствий действия опасностей, в случае если все же травму или заболевание не удалось предотвратить.

Также в связи с вышеизложенным очень логично выглядят изменения, которые планируют внести в трудовое законодательство и связанные с запретом на работу в опасных условиях труда и учетом микротравм. Первое изменение предполагает исключение из этих условий работы по устранению чрезвычайных ситуаций с определением перечня отдельных видов деятельности, установленных Правительством. Второе изменение направлено на устранение нарушений, которые привели даже к незначительным повреждениям здоровья, и призвано помочь работодателям исключить более серьезные травмы по тем же причинам в будущем.

Третье изменение связано с переходом на единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты. В сегодняшних условиях средства защиты выдаются по спискам профессий в зависимости от отрасли. Такой подход не обеспечивает реальную защиту от вредных факторов на конкретном рабочем месте и, по сути, вынуждает работодателей закупать и выдавать средства индивидуальной защиты (далее СИЗ), которые фактически не находят применение в повседневной практике работы предприятий. Многие рабочие места на предприятиях и в организациях автоматизируются, в целях улучшения производственного процесса, снижения трудозатрат и поэтому на работника перестает воздействовать часть привычных производственных факторов, а, следовательно, полный комплект средств защиты согласно нормативным требованиям ему просто не требуется. Поэтому, в связи с этим, планируется пересмотреть отраслевые и межотраслевые правила по охране труда, которые предполагается изменить с учетом общих принципов профилактики и принципов риск-ориентированного подхода, поскольку многие из них безнадежно устарели и не отвечают современному уровню технологического развития. Некоторые из них не пересматривали более 20 лет. Этот процесс был запущен с момента, когда заработала «регуляторная гильотина». Некоторые правила по охране труда уже пересмотрели, но вступят они в силу с 2021 года и этот процесс призван впоследствии помочь законодателям уйти от списочного принципа выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям и по отраслям и перейти к так называемому факторному подходу, где средства защиты будут выдавать в зависимости от установленных на конкретном рабочем месте опасностей, вредных факторов, загрязнений и климатических условий. Для этого будут использоваться результаты специальной оценки условий труда, оценки профессиональных рисков и результаты производственного контроля.

Подбирать средства защиты планируют по единым типовым нормам с учетом: уровня воздействия производственного фактора; степени защиты СИЗ; характера и условий производственного процесса; эргономических требований; периодичности и продолжительности применения СИЗ.

Все прекрасно понимают, что переход на новый порядок выдачи СИЗ не будет одномоментным, законодатели планируют переходный период для перестройки данной работы предприятиями и организациями.

Четвертое изменение связано с планами сокращения числа категорий работников, которым нужно проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, а также психиатрические освидетельствования. На сегодняшний день эта процедура регулируется приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н [3]. В последнее время было много попыток сократить число категорий работников из этих перечней, однако до реализации это не дошло. Из всех планов на сегодняшний день реализовали только изменения в пункт 3.2.2.4 приложения 1 к приказу № 302н [3] и связано оно с сотрудниками которые работают на компьютере, которых с 24 мая 2020 г. нужно направлять на обязательный медосмотр, если на рабочем месте установили превышение ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот (0,005–2 кГц, 2–400 кГц). Таким образом в этом планируемом изменении пока больше вопросов, так как остается неясным момент того, для кого отменят эту процедуру. Предполагается, что вероятнее всего из перечня видов работ уберут тех, для кого предусмотрен отдельный медосмотр для получения личной медицинской книжки [4].

Пятое изменение связано с упрощением порядка обучения, инструктажей и проверки знаний по охране труда с помощью дистанционного формата. В действующем порядке обучения нет запрета на дистанционный формат, поэтому работодатели, в принципе, давно его применяют. Наиболее актуальным такой формат стал из-за эпидемии коронавируса. Но при всем при этом на данный момент в нормативных документах, регулирующих данный вопрос, к сожалению, нет четких инструкций, как правильно организовать дистанционное обучение. Поэтому на практике, при проверках Государственной инспекции труда, работодателям зачастую приходится отстаивать свою точку зрения в спорах.

Анализ разъяснений отраслевых ведомств позволяет сделать вывод о том, что работодатели вправе регистрировать инструктажи в электронной форме, но для этого им нужно использовать программы, которые обеспечат корректную идентификацию, например, Face ID, Touch ID, личные кабинеты с логином и паролем, либо применять для регистрации усиленную квалифицированную электронную подпись. Поэтому в Минтруде хотят перевести ряд категорий работников, в основном в непроизводственной сфере, на дистанционное обучение – тестирование. В ведомстве считают, что во всеобщем обучении работников в учебном центре нет никакой необходимости. Поэтому работников планируют поделить на категории, выделив тех, кто сможет проходить основной вводный курс дистанционно, со сдачей итогового теста и автоматическим получением сформированных документов с помощью государственного бесплатного ресурса. Еще одно новшество связано с градацией объема аудиторных часов и учебного материала в зависимости от категории руководителей и специалистов. Единую 40-часовую программу, существующую на сегодняшний день, планируют оставить только для определенной категории персонала [4].

Также до конца 2021 года для малого и среднего бизнеса будет продлен мораторий на плановые проверки. В плане будут компании с высоким и значительным риском (чрезвычайно высокий риск Роструд компаниям еще не присваивал). Планируется также снизить количество дублирующих проверок предприятий путем разграничения полномочий проверяющих ведомств. Также планируется ограничить рост внеплановых проверок относительно текущего года путем снижения количества оснований для их проведения. Также планируется разрешить переводить сотрудников на удаленный и частично удаленный режим работы без дополнительного соглашения к трудовым договорам.

Таким образом планируемых изменений в сфере охране труда не мало, все они очень разумны, рациональны и направлены конечно же на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и организацию эффективной работы специалистов по охране труда.

Текст статьи
  1. Коломейченко А. Шесть частых ситуаций, когда зря тратят деньги на внеплановую СОУТ Справочник специалиста по охране труда. № 9, 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https:// https://e.otruda.ru/752757 (дата обращения: 25.11.2020).
  2. Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда. Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420376480 (дата обращения: 25.11.2020).
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 18.05.2020) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120902 (дата обращения: 25.11.2020).
  4. Ситько Е. Кардинальные изменения в охране труда – 2020, которых вы ждали. Справочник специалиста по охране труда. № 7, 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https:// https://e.otruda.ru/825023 (дата обращения: 25.11.2020).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2020 года) (редакция, действующая с 13 августа 2020 года) [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901807664# (дата обращения: 25.11.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 февраля по 05 марта
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
09 марта
Загрузка в elibrary
09 марта
Рассылка печатных экземпляров
15 марта