Развитие страны в современном мире зависит от многих факторов: от выгодного географического расположения страны, от имеющихся ресурсов, от политического строя. В современном мире, чтобы противостоять конкуренции великих держав, этого недостаточно. Экономически развитой страной постиндустриальных стран считается страна с высоким интеллектуальным потенциалом, с прогрессивными технологиями в производстве и с инновационными решениями в разных отраслях экономики.
Экономика России, несмотря на новую модель экономического развития, сохраняет низкий уровень инновационной активности по сравнению с другими странами. Это связано с небольшой заинтересованностью ученых в создании научных инноваций, с недостаточным финансированием технологических проектов, с прогрессивным ростом социальных сетей, где быстрыми и легкими способами достигается финансовая независимость [1, с. 21].
Для определения фазы экономики России, проанализируем ВВП РФ с 2013 года (рисунок).
Рис. Динамика ВВП России, трлн долл. США
Как видно из диаграммы, с 2013 и по 2016 годы значения ВВП снижались – в экономике РФ в этот период наблюдался этап ослабления темпов роста ВВП. Это свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране, но не создает целостную картину об уровнях инновационных достижений и их результатов [2].
Международная бизнес-школа, Всемирная организация интеллектуальной собственности и Корнельский университет ежегодно проводят исследования стран мира по показателям развития, инновационности и технологиям. На основе полученных данных публикуют «Глобальный индекс инноваций», где составляют рейтинг стран мира по уровню инноваций (табл. 1).
Как видно из таблицы, РФ находится на 47 месте в рейтинге стран по уровню инноваций. В 2019 году Россия занимала 46 место в данном рейтинге.
Для определения значения индекса определяют среднее значение между ресурсами инноваций и их результатом [3].
Таблица 1
Рейтинг стран по уровню инноваций
Место в рейтинге |
Страна |
Значение индекса |
---|---|---|
1 |
Швейцария |
66,1 |
2 |
Швеция |
62,5 |
3 |
США |
60,6 |
4 |
Великобритания |
59,8 |
5 |
Нидерланды |
58,8 |
6 |
Дания |
57,5 |
7 |
Финляндия |
57 |
8 |
Сингапур |
56,6 |
9 |
Германия |
56,5 |
47 |
Россия |
35,6 |
Перейдем к анализу проблем в области инновационной экономики России. Одной из причин негативных тенденций в данной сфере с 2014 года является ситуация на Украине, вследствие чего в отношении РФ были применены санкции. Это существенно приостановило процесс работы научной и технической сферы.
Следующей причиной нестабильного инновационного роста является снижение мировых цен на нефть и газ, что приводит к снижению дохода бюджета страны.
Сокращение доли прямых иностранных инвестиций также негативно влияет на инновационную экономику страны. За пять лет данный показатель снизился с 69 миллиардов долларов США до 8,8 миллиардов долларов США. В 2019 году Россия заняла 31 место по уровню ПИИ. Причиной таких результатов является плохой инвестклимат и последствия европейских санкций. Это служит еще одной из причин отставании РФ по уровню инноваций из-за отсутствия дополнительного финансирования со стороны государства для реализации новых инновационных идей [1, с. 31].
Основными факторами, которые снижают инновационное развитие экономики России, являются:
- преобладание в структуре НИОКР разработок для оборонного комплекса;
- низкое финансирование инновационных разработок, что ухудшает процесс реализации этих идей из-за сложившейся экономической ситуации в стране;
- незаинтересованность и потеря высококвалифицированных работников, которые перешли в другие сферы производства или покинули страну;
- отсутствие инновационных систем для подготовки кадров и обучения специалистов в данной сфере.
Чтобы определить, насколько возможен быстрый переход экономики РФ на современный инновационный этап развития и существует ли возможность создания инновационной системы, проанализируем вложения в НИОКР (табл. 2).
Таблица 2
Расходы на НИОКР, в % к ВВП
2018 |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
2011 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РФ |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Как видно из таблицы 2, РФ расходует на НИОКР всего 1,0% к ВВП, в то время как Израиль тратил 5,0% к ВВП 2018 году. Низкие вложения на НИОКР снижают конкурентоспособность страны на мировом уровне, также это ухудшает специализацию в системе МРТ. Эти данные свидетельствуют о невозможности России к быстрому переходу на совершенно новый и современный тип инновационного развития [4].
Приведенные факторы объясняют низкие показатели экономики России в инновационной сфере экономики. Перейдем к анализу перспектив и сильных сторон в данной сфере.
Инновационное развитие российской экономики на современном этапе развития невозможно без применения цифровых технологий.
За последнее время тема цифровой трансформации довольна актуальна, и государство уделяет данному вопросу особое внимание. Это является национальным приоритетом для повышения конкурентоспособности государства, для присоединения к глобальным лидерам цифровой экономики.
Инновационное будущее экономики страны зависит и от ряда мероприятий в данной сфере:
- необходимо обеспечить условия институционального и инфраструктурного характера;
- необходимо обеспечить полномасштабную инфраструктуру для управления данными с использованием информационных технологий;
- необходимо внедрить «сквозные» технологии, разработанные программистами России;
- необходимо применить передовые технологические решения в сфере государственного управления и оказания органами власти информационных услуг населению [1, с. 29].
К основным перспективам развития инновационной экономики РФ можно отнести:
- Увеличение доли РФ на глобальных рынках высокотехнологичных товаров и услуг к 2025 году до 10,0% в разных секторах экономики.
- Повышение показателя экспорта российских высокотехнологичных товаров.
- Увеличение валовой добавленной стоимости в технологическом секторе.
- Увеличение инновационной продукции, используемой в производстве отечественных товаров и услуг.
- Обучение и предоставление рабочих мест для подготовки высококвалифицированных специалистов [1, с. 34].
Одним из перспективных механизмов инновационного развития экономики страны выступают нанотехнологии, которые актуальны в Центральном федеральном округе России.
За последнее время особое внимание развитию информационной экономики уделяют в городах Белгороде и во Владимире. В этих городах активно появляются высокотехнологические центры с использованием современных технологий. Также, в Южном федеральном округе развиваются нанотехнологии: наноэлектроника и создаются конструкционные материалы. Перспективным является и Северо-Кавказский федеральный округ. В данном регионе приняты постановления для развития инфраструктуры региона [3].
Таким образом, РФ имеет достаточный потенциал для реализации инновационных программ. Но с другой стороны, эти процессы тормозят санкции против России, низкие финансовые показатели в разных технологических процессах и отсутствие высококвалифицированных специалистов. Поэтому необходимо минимизировать негативные последствия европейских санкций на экономику и увеличить финансирование в НИОКР.