Информационные технологии в организации и проведении занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с курсантами высшего военного учебного заведения
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Информационные технологии в организации и проведении занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с курсантами высшего военного учебного заведения

На сегодняшний день в России и во всем мире происходит процесс, так называемой, информатизации общества. Таким образом, специалисты любой сферы должны рассматривать использование информационных технологий в своей деятельности. На преподавателей физической культуры и спорта высших военных учебных заведений ложится двойная ответственность, ведь они должны воспитать поколение офицеров, способных не только активно включиться в жизнь в новом обществе, сплошь и рядом связанном с информатизацией, но и приступить к исполнению своих воинских обязанностей, приобщая к физическому совершенствованию подчиненный личный состав.

Аннотация статьи
онлайн-тренировки
курсанты
физическая подготовка
информационные технологии
спорт
Ключевые слова

В реалиях современного мира достаточно часто могут возникнуть обстоятельства непреодолимой силы, которые могут сказаться на обучающем и тренировочном процессе, и как следствие влиять на результат этих тренировок, а также на здоровье обучающихся. Например, проблема периодичности проведения занятий физической культуры. Решением данной проблемы могут стать информационные технологии.

На данный момент дисциплина «физическая подготовка» имеет некоторое преимущество относительно других преподаваемых дисциплин. Это связано с тем, что занятия спортом проходят у курсантов практически ежедневно, тогда как «живая» реализация других дисциплин по военной подготовке предусмотрена на короткие временные промежутки. Кроме того отличные результаты по сдаче нормативов имеют материальное выражение. Однако, все же уровень заинтересованности и степень мотивации у курсантов разные. Поэтому преподавателям и инструкторам по физической подготовке ставятся следующие задачи:

  • формирование позитивного отношения к физической культуре и спорту;
  • формирование добросовестного отношения к непрерывным занятиям физической культурой;
  • формирование у курсантов мотивации на здоровый образ жизни.

Социальная политика государства в сфере военного образования в России направлена на сохранение и укрепление физического здоровья будущего офицерского состава Вооруженных сил посредством популяризации физической культуры и спорта (НФП-2013, Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ до 2020 года).

Использование инновационных технологий позволяет сделать процесс физического воспитания не просто дисциплиной высшего военного заведения, но и специфической, личностно-важной сферой жизни будущего военного специалиста. Таким образом, следует говорить о подготовке теоретического и экспериментального обоснования необходимости разработки практических и теоретических упражнений для курсантов военных ВУЗов, внедрение практики онлайн-тренировок.

Данная цель формирует основные задачи:

  1. Проанализировать возможности использования информационных технологий в процессе физического воспитания курсантов.
  2. Подготовить и обосновать примерную модель использования современных информационных технологий в процессе физического воспитания курсантов.
  3. Обосновать необходимость внедрения современных информационных технологий для непрерывных занятий по физической подготовке у курсантов.

На сегодняшний день в военных ВУЗах физическая подготовка планируется и проводится в следующих формах:

  • утренняя физическая зарядка;
  • учебные занятия;
  • спортивно-массовая работа;
  • самостоятельная физическая тренировка.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, приводящих к невозможности проведения преподавателями и офицерами ежедневных занятий с курсантами, остается только одна форма занятий – самостоятельная физическая тренировка.

Большая часть трудов по военной педагогике состоит из изучения, методик, рекомендаций по практическим занятиям физической культурой (Стрелков А.А., Ефремов В.Ю., Марищук В.Л., Трофимчук А.Г.), но тема самостоятельной тренировки курсантов высших военных учебных заведений является малоизученной, и, как следствие, содержит минимальное количество рекомендаций.

Опираясь на социологические методы, выясняется следующая закономерность – большая часть курсантов понимают, что залогом физического развития являются следующие условия:

  • правильный режим питания;
  • отсутствие вредных привычек;
  • закаливание организма;
  • занятия спортом.

Однако, большая часть обучающихся не могут самостоятельно сформировать режим, а также выделять постоянно какое-то время для занятий спортом. Это может быть обусловлено сложной адаптацией к среде военного ВУЗа, внутриколлективными отношениями курсантов, низким уровнем мотивации, отсутствием навыков самообразования. Поэтому важно, чтобы занятия по физической культуре проходили у курсантов непрерывно. На занятиях курсанты разносторонне развиваются, обретают выносливость, ловкость, быстроту и точность действий, способность переносить большие физические нагрузки. Они преодолевают различные барьеры (усталость, лень, вредные привычки и т.д.).

Внедрение информационных технологий для проведения онлайн-уроков, как теоретических, так и практических положительно скажется на результатах курсантов, в будущем выпускников, что позволит приступить им к исполнению обязанностей военно-профессиональной деятельности.

И это не только формирование позитивного и ценностного отношения к личному физическому развитию, но и отсылка к основным принципам физического воспитания (М.А. Овакян):

  • принцип сознательности и активности
  • принцип наглядности
  • принцип доступности
  • принцип систематичности.

Проверить эффективность непрерывных занятий, организованных с помощью инновационных информационных технологий можно при контрольной сдаче нормативов по физической культуре курсантами. Оценивание результатов производится согласно Приложению №16 к Приказу Министра Обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В ходе исследования эффективности онлайн-тренировок для курсантов использовались методы:

  1. Теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы;
  2. Систематизация и классификация информации, составление цепочек и систем для проведения эксперимента;
  3. Педагогический эксперимент;
  4. Статистические методы (анализ практических результатов);
  5. Социологические методы: анкетирование и беседа.

Комплекс данных методов был нацелен на объективный анализ необходимости проведения непрерывных занятий по дисциплине «физическая подготовка», а также создания принципиально нового мнения о необходимости использования информационных технологий для решения задач по тренировке курсантов в высших учебных заведениях.

В педагогическом эксперименте приняли участие курсанты экспериментального высшего военного заведения от 18 до 24 лет. Уровень общей успеваемости – выше среднего. Уровень успеваемости по дисциплине «Физическая подготовка» – выше среднего.

Курсанты были поделены на 2 равные группы по 15 человек. Экспериментальная группа 1 (далее ЭГ1) занималась онлайн-тренировками, самостоятельной работой по методической и иной литературе в рамках дисциплины «Физическая подготовка». Экспериментальная группа 2 (далее ЭГ2) занималась самостоятельными тренировками по желанию.

Специально для ЭГ 1 была разработана онлайн-тренировка, направленная на развитие основных физических качеств.

В ходе эксперимента были получены результаты, позволяющие признать эффективность использования информационных технологий для проведения непрерывных самостоятельных занятий у курсантов.

К результатам следует отнести и промежуточное тестирование по итогам теоретической самостоятельной работы по дисциплине «Физическая подготовка». Основная часть справилась с тестом «отлично», «неудовлетворительно» не получил никто.

Качественное прохождение теста обусловлено тем, что курсанты отлично понимают, что инструкторами и руководителями занятий в войсках являются командиры взводов и рот – выпускники высших военных учебных заведений.

Рис. 1. Результаты промежуточного тестирования

К основным же результатам относится контрольная сдача нормативов. Обучающиеся сдавали 3 упражнения:

  1. Бег на 100 м.
  2. Подтягивания на перекладине.
  3. Бег на 3 км.

На выполнение упражнений каждому курсанту давалась одна попытка.

Рис. 2. Результаты экспериментальной группы 1

Анализ результатов ЭГ 1 показал, что непрерывный тренировочный процесс привел к общему прогрессу и улучшению сдачи контрольных нормативов в целом.

Рис. 3. Результаты экспериментальной группы 2

Анализ результатов ЭГ 2 показал недостаточное улучшение по сравнению с результатами сдачи нормативов до эксперимента, в связи с отсутствием непрерывного тренировочного процесса.

Результаты не опровергают гипотезу исследования: что проведение онлайн-уроков, как теоретических, так и практических положительно скажется на результатах курсантов, будущих военных специалистах. Вследствие чего, возникает необходимость разработки специальной программы для занятий и последующих проверок успеваемости курсантов по дисциплине «Физическая подготовка», в случае невозможности проведения занятий в штатном режиме.

Повышение эффективности образовательного процесса за счет внедрения новейших, а именно информационных технологий направлено на формирование интереса и положительного отношения курсантов к физической культуре. Кроме того, хорошие результаты курсанта – это залог успешного старта его дальнейшей карьеры как офицера Вооруженных сил. В завершении нужно подчеркнуть, что для совершенствования физической и спортивной формы обучающихся в высших военных учебных заведениях, Министерством Обороны Российской Федерации создаются все необходимые условия. Таким образом, информационные технологии в организации и проведении занятий по дисциплине «физическая подготовка» с курсантами имеют возможность в дальнейшем активно внедряться и улучшать обучающий и тренировочный процессы.

Текст статьи
  1. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»
  2. Концепция развития физической культуры и спорта в Вооружённых силах Российской Федерации до 2020 года / Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
  3. Овакян М.А. Методические принципы физического воспитания. Учебно-методическое пособие. Тольятти. 2009.
  4. Марищук, В. Л. Психология физической подготовки и спорта : учебник / В. Л. Марищук, Н. В. Романенко, М. А. Евдокимов, В. Л. Пашута; под ред. А. С. Яцковца. СПб. : ВИФК, 2005.
  5. Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Учебник. М.: Советский спорт. 2013.
  6. Трофимчук А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей: Диссертация канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999.
  7. Стрелков А.А. Воспитание у курсантов военных вузов ценностного отношения к личной физической подготовленности. Диссертация. Москва. 2016.
  8. Журнал. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. №2. 2017.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа