Главная
Конференции
Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования
Технологии формирования экономической грамотности дошкольников

Технологии формирования экономической грамотности дошкольников

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

экономическая грамотность
дошкольник
воспитание

Аннотация статьи

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание в настоящее время актуально и востребовано. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Текст статьи

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социально-экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Тема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ актуальна и имеет своей целью формирование экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения маленького человека – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут дидактические и сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются детьми в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-ролевых и дидактической игр устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Хотим предложить вашему вниманию серию дидактических экономических игр для дошкольников.

«Маршруты товаров»

Цель: развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Собери вместе»

Цель: расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал: карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: у каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.

«Угадай, где продаётся»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают связь между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение видеть товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка и т.д.)

Содержание: ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Домино»

Цель: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал: домино, на котором нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание: правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку-домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки-домино.

Вариант: на карточках-домино изображены денежные знаки разных стран.

«Что дешевле?»

Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал: картинки/рисунки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание: сначала дети подбирают предметы товаров (серию рядов) от самого дешевого предмета до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Какое слово лишнее?»

Цель: развивать умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других предметов.

Материал: кубики с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание: ребенку предлагаются большие кубики с наклеенными на них четырьмя картинками определенных предметов. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

«Наоборот»

Цель: научить ребёнка самостоятельно находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Осуществляется подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

Если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то в дальнейшем это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Поделиться

5731

Морозова Г. Н., Прудникова Т. С. Технологии формирования экономической грамотности дошкольников // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 114-117. URL: https://apni.ru/article/1471-tekhnologii-formirovaniya-ekonomicheskoj-gram

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря