Что такое грамматический навык? Это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Такой задачей всегда является – сообщить, убедить, выразить сомнение, покритиковать, похвалить и т.д. Выполнению этих задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если есть такая связь, тогда в процессе говорения при возникновении той или иной задачи в сознании всплывает адекватная ей грамматическая форма. Учащиеся, как правило, с трудом справляются с этой задачей. В лучшем случае учащиеся знают, как образуется грамматическая структура, но использовать ее в говорении без ошибок не могут.
В обучении иностранному языку грамматика занимает важное место, это фундамент, на котором основывается лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. В процессе работы над грамматикой решаются многие образовательно-воспитательные задачи. Развивается логическое мышление, наблюдательность, память посредством введения новых синтаксических явлений, строгого порядка слов в английском предложении, а также изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в нем.
Изучение грамматики на начальном этапе вызывает много трудностей из-за новых грамматических терминов и наличия исключений. Учителю необходимо сделать изучение этого аспекта интересным и познавательным. Поэтому необходим выбор такого подхода к обучению, который будет способствовать формированию и совершенствованию соответствующих грамматических навыков.
В процессе изучения грамматического материала у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. Грамматический навык – это действие, которое обеспечивает соответствующее морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. Важнейшим условием для создания грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Соответственно целью обучения грамматике учеников начальных классов является усвоение грамматических явлений, необходимых для элементарного общения.
Методика преподавания иностранного языка выделяет следующие подходы к формированию грамматических навыков: имплицитный и эксплицитный. Имплицитный метод подразумевает обучение грамматике без объяснения правил, эксплицитный, соответственно, наоборот. В рамках имплицитного подхода выделяются несколько структурных методов и коммуникативный метод. Структурные методы предполагают: 1) слушание речевых образцов с грамматической структурой в различной последовательности; 2) групповое и индивидуальное повторение образцов за учителем или диктором; 3) упражнения тренировки вопросов и ответов с учителем; 4) диалог с использованием нескольких грамматических структур.
Для того чтобы ученик в полной мере понял то или иное грамматическое явление, учитель старается как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употребление в речи. Тем не менее, в младших классах реализовать это в полном объеме не так- то просто. Учитывая это при обучении грамматике иностранного языка, учитель опирается на то, что у детей младшего школьного возраста ярко выражено, прежде всего, наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию и т.п. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных понятий человеческими качествами и свойствами, именно поэтому героями учебников иностранного языка для младших классов служат волшебные герои. Грамматические конструкции вводятся в виде речевых образцов. Дети заучивают их, а затем используют в речи по аналогии. Объяснения грамматического материала должны быть кратки. Дети не воспринимают длительных объяснений учителя. Очень часто при формировании грамматических навыков используется принцип аналогии с русским языком там, где имеются сходные явления. Объяснение лучше проводить в занимательной и доступной для детей форме (в виде сказок, песен, стихов, игр) в тех случаях, кода изучаются явления, не схожие с родным языком. Большую роль играет наглядность, позволяющая осмыслить и запомнить материал.
Важную роль в формировании грамматических навыков играют правильно подобранные упражнения. Система упражнений является необходимым средством для практического овладения иностранным языком. Она направлена на приобретение навыков, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- Обучать действиям с грамматическим материалом.
- Отражать особенности развиваемых видов речевой деятельности.
- Иметь коммуникативную направленность.
- Располагаться в порядке от более легких к более трудным.
- Активизировать умственную деятельность обучающихся.
- Содержать разнообразные задания.
Выполнение упражнений связано с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Предпочтительнее выполнять творческие упражнения с коммуникативными и проблемными задачами, где учитель обозначает проблему и помогает учащимся в поиске ее решения. На начальном этапе обучения можно использовать следующие виды упражнений, способствующие формированию грамматических навыков: упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления, упражнения в субституции, в которых изменяется лексика, а грамматическое явление остается прежним, упражнения в трансформации (преобразования повествовательных предложений в вопросительные или отрицательные), вопросо-ответные упражнения, переводные упражнения.
Особое внимание необходимо уделить мотивации учащихся к изучению иностранного языка с помощью игровых упражнений. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков с помощью лексико-грамматических игр. Целью этих игр может быть повторение и закрепление грамматики по пройденным темам. Игры проводятся по командам, индивидуально и по группам. Приведем некоторые из них.
Крестики-нолики. Дети делятся на две команды. Обозначение одной команды Х, а другой – О. Учитель называет глагол. Ребенок должен назвать вторую форму этого глагола. Следующий глагол – для участника команды противника.
Конфеты. Дети должны под музыку передавать по кругу заранее подготовленную коробку с конфетами. Учитель останавливает мелодию. Тому, у кого в руках оказалась коробка со сладостями, называют сигнал того или иного времени, а ребенок должен определить это время. Правильный ответ – конфета.
Крокодил. Ученик должен без слов, а только с помощью мимики и жестов показать действие, загаданное учителем. Угадывающий должен не только назвать глагол, но и его вторую форму. Отгадавшему предоставляется шанс самому показывать своим одноклассникам слова.
Живое предложение. Дети делятся на две команды. Для каждой группы приготовлены различные предложения и вопросы, которые ребята должны составить из карточек, подготовленных заранее. На каждой карточке написано по одному слову. Одновременно вызываются к доске участники из двух команд. Им называют предложение (утверждение, отрицание или вопрос), для каждой команды они разные.
Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку, способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Игровые приемы создают благоприятный психологический климат при обучении грамматической стороне речи. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию сложного грамматического материала.