Занятия физической культурой и спортом, любительское выполнение физических упражнений, фитнес бесспорно являются необходимыми для поддержания здоровья человека, т.к. благодаря физической деятельности улучшается состояние нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, повышается иммунитет и даже в эмоциональном плане происходят положительные изменения. Особенно важно это в современном «оцифрованном» мире, поскольку в настоящее время, в связи с развитием технологий и «облегчением» жизни с помощью этих технологий, всё чаще встречается такое явление как гиподинамия – малоподвижный образ жизни.
Что касается студентов, то в современном мире в связи со стремительным техническим прогрессом, развитием науки и увеличивающимся потоком информации, которая необходима специалисту в наше время, скоростного темпа жизни в условиях стресса, учебная деятельность студентов стала более напряжённой. В связи с этим возрастает уровень заболеваемости и общей слабости физического и психического здоровья молодёжи [3].
Физическое воспитание в ВУЗе представляет собой спортивную деятельность, направленную на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности [4]. Однако, несмотря на это и на растущую потребность организма в физических упражнениях, студенты нередко бывают равнодушными и скептически настроенными по отношению к такой дисциплине, как «физическая культура и спорт». Из-за этого возникают частые прогулы и пренебрежение данной дисциплиной.
Такое же отношение к физической культуре и спорту сложилось и у некоторой части студентов Донского ГАУ. В ходе проведённого опроса среди студентов 1-4 курса выяснилось, что около трети опрошенных обучающихся скептически или даже негативно относятся к занятиям физической культуры, не видят смысла в этой дисциплине и посещают занятия «потому что надо». Причинами, на которые ссылается эта категория студентов, являются уверенность, что занятия не приносят никакой пользы здоровью, лень, а также недостаток энергии на посещение физической культуры после других занятий в университете.
Помимо этого, около четверти опрошенных имеют какие-либо ограничения и предписания врачей, связанные с физической нагрузкой, и не могут заниматься наравне с теми студентами, у которых этих ограничений и запретов нет.
К сожалению, на сегодняшний день доля тех, кто по каким-то причинам, связанным со здоровьем, не может в полной мере заниматься спортом и физической культурой или освобождены от этой дисциплины, только увеличивается [6]. В связи с этим тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре в наше время очень актуальна – во-первых, чтобы смотивировать студентов активно заниматься физической культурой, а во-вторых, сделать образовательный процесс полезным и доступным для всех.
Инновации в педагогическом процессе по дисциплине «физическая культура и спорт» основаны на следующих технологиях:
- Здоровьесберегающая
- Спортивно-ориентированная
- Технология дифференцированного физкультурного образования
- Интерактивное обучение
Рассмотрим эти технологии подробнее.
Здоровьесбережение нацелено на гармоничное сочетание физической культурой с общей системой образования и основано на балансе между статическими и динамическими нагрузками. Одним из основных принципов данной технологии является создание здорового психологического климата, в котором будет комфортно всем студентам, вне зависимости от их физической подготовки и индивидуальных характеристик.
Помимо гармоничного сочетания двигательных и статических нагрузок, здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на возрастных особенностях студентов, принципе постепенного возрастания нагрузки и последовательного разучивания упражнений, чередовании видов деятельности, создании благоприятной обстановки на занятии, тщательно продуманной дозировки заданий с учётом индивидуального подхода к каждому студенту. Также учитывается ведение занятий на свежем воздухе [1].
Немаловажно уделить внимание распределению учебных часов. При распределении учебных часов должно учитываться наличие занятий по физической культуре в назначенный учебный день, чтобы студенты не перенапрягались до и после занятий физической культуры. Рекомендуется сократить количество часов по другим дисциплинам с целью сохранения энергии и сил у студентов [5].
Преподавателю в рамках такой технологии необходимо ознакомиться с результатами медицинских осмотров студента, учитывать их в образовательном процессе, создать условия для заинтересованности студентов в посещении занятий.
Ещё одной образовательной технологией, тесно связанной с предыдущей, является спортивно-ориентированная.
Занятия по рассматриваемой дисциплине в настоящее время должны быть ориентированы на личность студента, его способности, желания и возможности. Данная технология преподавания гарантирует как можно большие возможности для обучения студентов ценностям физической культуры и спорта, при этом учитывая задатки студента, его личностные установки, потребности и интересы, уровень физического развития и подготовленности и состояние здоровья. Спортивно-ориентированная технология предполагает объединение обучающихся в учебно-тренировочные группы, идентичные по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности и иным индивидуальным характеристикам.
Для эффективного применения рассматриваемой технологии необходимо правильно дозировать физические нагрузки и тем самым регулировать интенсивность их воздействия на организм [2].
Всё перечисленное способствует формированию атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы, созданию условий для улучшения физической подготовленности студентов.
Следующая методика носит название «технология дифференцированного физкультурного образования», сокращённо - ТДФО. Она подразумевает целенаправленное физическое формирование человека благодаря развитию его индивидуальных способностей. В состав ТДФО входят педагогические технологии дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Обучение двигательным действиям подразумевает целостный метод с последующей дифференциацией, т.е. выделяются детали техники и разделяются по сложности, затем объединяются в зависимости от уровня физической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения [7].
Интерактивное обучение заключается в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, уверен в себе, и это делает продуктивным весь образовательный процесс. Метод основан на активном характере восприятия информации – когда человек испытывает положительные эмоции, он легче создаёт «карты восприятия», а те, в свою очередь, оказываются более качественными. Интерактивная технология активирует эмоции, сознание, развивает креативное мышление. Подбирать физические упражнения следует дифференцированно, используя принципы постепенности, систематичности и доступности. Процесс овладения двигательными умениями и навыками студентами также зависит от их сознательности, активности и профессионального мастерства преподавателя [7].
Таким образом, на сегодняшний день инновации в преподавании физической культуры и спорта являются актуальными, т.к. увеличивается процент студентов, которые имеют какие-либо ограничения по состоянию здоровья или особые предписания врача. Также ещё одной причиной актуальности можно считать незаинтересованность, скептическое отношение части студентов в занятиях физической культурой. По этим причинам необходимо внедрение инноваций в преподавании данной дисциплины с учётом индивидуальных характеристик студентов. Например, из-за разницы в физической подготовке или же по состоянию здоровья не каждый студент способен легко пробежать 100 метров и тем самым сдать норматив наравне со своими сверстниками, другому студенту по субъективным причинам или, опять же, в силу его неподготовленности может быть некомфортно заниматься баскетболом, волейболом или выполнять определённый вид упражнений. Это необходимо учитывать, чтобы создать максимально комфортные условия для студентов и при этом увеличить эффективность занятий физической культурой, повысить интерес студентов к образовательному процессу по этой дисциплине.