Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
Применение авторских интерактивных компьютерных игр в образовательной деятельнос...

Применение авторских интерактивных компьютерных игр в образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Автор(-ы):

Гирфанова Татьяна Борисовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

информационные коммуникативные технологии
интерактивные мультимедийные игры
интерактивные компьютерные технологии

Аннотация статьи

В статье раскрывается опыт применения современных компьютерных технологий в работе с детьми подготовительной к школе группы. Использование компьютерных игр позволяет стимулировать внимание дошкольников к новому материалу, создать условия для проявления их познавательной и речевой активности, самостоятельности.

Текст статьи

Современная стратегия развития общественных наук первостепенное значение придает информационным и компьютерным технологиям (ИКТ), призванным обеспечить экономический рост и научно-технический прогресс государства. Несомненно, внедрение новых ИКТ затрагивает все сферы жизни современного человека, но наиболее перспективные возможности открывает, именно, для образования, благодаря появлению совершенно новых методов и средств обучения, а также более интенсивному их внедрению в образовательных процесс. Проблема применения ИКТ в образовательном процессе рассматривалась в работах многих отечественных исследователей. В настоящее время доказаны преимущества компьютерной технологии для интенсификации и активизации обучения (И.В. Алехина, Г.В. Рубина), для реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В.Г. Афанасьев, Г.М. Клейман и др.). Так как одним из периодов наиболее интенсивного развития мышления является дошкольный возраст, подготавливающий переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению, многие исследования посвящены обоснованию возможностей применения компьютерных технологий в обучении детей 3-6 лет (Ю.М. Горвиц [1], В.Моторин [2] и др.). Особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка отмечают в своих исследованиях С. Новоселова [3] и Г.П.Петку. Как отмечают исследователи, педагог, применяющий в своей работе компьютерные технологии (мультимедийные игры и пособия, продукты программ Power Point и Nootebok), получает уникальную возможность для повышения мотивации и совершенствования обучения современных дошкольников, созданию позитивного эмоционального фона образовательной деятельности (ОД), развитию умственных и творческих способностей дошкольников и осознанному усвоению ими предлагаемого материала. Использование интерактивной доски, как средства обучения и развития детей в образовательной деятельности, особенно эффективно для развития навыков учебной деятельности. Однако до сих пор при всем понимании необходимости использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ДОУ, сохраняется потребность в апробированных методических материалах по различным темам в работе с детьми дошкольного возраста.

Предлагаемая образовательная деятельность по теме «Дикие животные» с применением ИКТ была представлена на городском педагогическом марафоне.

Для ОД была определена цель: повышение уровня познавательной активности детей в процессе систематизации представлений о диких животных с применением интерактивных технологий. Занятие представляет пример интеграции образовательных областей: познавательная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность. Для ее реализации выбраны задачи: по познавательному развитию (закрепление и систематизация представлений детей о диких животных; совершенствование умения классифицировать животных по месту их обитания); по речевому развитию (расширение и активизация лексического словаря по теме; совершенствование умения подбирать притяжательные прилагательные к именам существительным; развитие связной речи, совершенствование умения отвечать полными ответами); по социально-коммуникативному развитию (развитие умения самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога; развитие умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей). Для успешного выполнения задач ОД педагогом применялись словесные методы и приёмы (загадки, вопросы, уточнения), наглядные (разрезные картинки, интерактивные игры, листы с заданиями) и практические (работа с разрезными картинками, выполнение задания на листе «Кто, что любит», выполнение дидактических заданий на интерактивной доске).

Логика образовательной деятельности:

Организационный момент: Педагог вносит посылку с разрезными картинками от Михаила Потаповича, который приготовил для них много интересных игр и заданий, и предлагает поиграть с ним. Дошкольники включаются в работу: собирают картинки, готовы выполнять задания на интерактивной доске.

Педагог предлагает дошкольникам помочь Михаилу Потаповичу узнать, где, чей хвост (рис. 1) Дети отвечают полными предложениями по одному, проверить правильность ответа можно, убрав ёлку в сторону.

Рис. 1. Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»

В следующей игре Михаил Потапович предлагает отгадать животного по его описанию (рис. 2). Дошкольники внимательно слушают загадки и отгадывают животное, после правильной отгадки, нажимают на шарик, тот лопается, и дети видят картинку с отгадкой.

Рис. 2. Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Далее педагог рассказывает: «Все животные ужасные сладкоежки, но каждый отдаёт предпочтение своей еде. Михаил Потапович предлагает накормить животных их любимым кормом. Для этого на листах с заданиями нужно соединить линиями животное с его лакомством». Дети самостоятельно выполняют задание за столами, потом проверяют ответы на экране (рис. 3), отвечая полными предложениями (Например: Я накормил волка мясом).

Рис. 3. Дидактическое задание «Накорми диких животных»

После динамической паузы педагог предлагает подумать, что нужно сделать в следующем задании (рис. 4) После того, как дошкольники выскажут свои предположения, педагог предлагает разделить диких и домашних животных: перенести диких зверей в синий круг, а домашних – в зелёный. Если действие будет неправильным, то карточка вернётся на прежнее место. Если ответ правильный, то животные пропадают внутри своего круга. Дети поочерёдно выполняют задание, обосновывая свои действия. В конце игры педагог уточняет, чем же отличаются дикие животные от домашних?

Рис. 4. Дидактическая игра «Дикие – домашние животные»

В следующей игре от Михаила Потаповича «Кто, у кого?» (рис. 5) дошкольникам предлагается назвать диких животных и их детёнышей. (Например: У лисицы – лисёнок).

Рис. 5. Дидактическая игра «Кто, у кого?»

После того, как дети назовут всех диких животных с их детёнышами, карточки перемешиваются и переворачиваются рубашками вверх (рис. 6).

Рис. 6. Игра «Найди пару»

Дошкольникам предлагается поочерёдно открыть по 2 карточки, чтобы найти пару. Если пары не совпали, то ход передаётся следующему ребёнку. Игра продолжается, пока все пары не будут найдены. При нахождении нужной пары ребёнок отвечает полным ответом: (Например: Я нашёл лисицу и лисёнка).

В конце ОД педагог благодарит воспитанников от имени Михаила Потаповича и проводит рефлексию.

Как показала практика, при использовании мультимедийных игр на интерактивной доске значительно возрастает интерес детей к изучаемому материалу, повышается уровень познавательных возможностей, активизируется речь. Интерактивные игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, яркие картинки, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Применение заданий в игровой форме повышает непроизвольное внимание дошкольников, развивает произвольное внимание. Возможность работать на интерактивной доске позволяет увеличить объём демонстрационного материала. В заключении хочется отметить, что применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития дошкольников достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Список литературы

  1. Горвиц Ю., Зворыгина Е.В. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  2. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  3. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

Поделиться

7036

Гирфанова Т. Б. Применение авторских интерактивных компьютерных игр в образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/148-primenenie-avtorskikh-interaktivnikh

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля