Профилактика эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии. Научная новизна заключается в выявлении и обосновании педагогических условий для профилактики эмоционального выгорания учителей средствами арт-терапии, которые нашли отражение в разработанной программе «Творческая мастерская».

Аннотация статьи
арт-терапия
стресс
эмоциональное выгорание
эмоциональное истощение
Ключевые слова

Введение. Ускоренный темп современной жизни, агрессивная информационная среда, существующие социальные угрозы, – все это оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние современного учителя. Наука и практика свидетельствует о том, что многие учителя в процессе своей деятельности ощущают проблемы со здоровьем, которые возникают на фоне стресса. Именно благодаря этому стрессу учителю все сложнее находить общий язык с детьми и коллегами, трудно контролировать свои эмоции, и понимать чувства других людей. Важно отметить и то, что от эмоционального состояния учителя и зависит его профессиональное благополучие.

Профессия учителя – это работа, которая связана с интенсивным взаимодействием с другими людьми, они находится в близком контакте со своими коллегами или учениками в эмоционально перенасыщенной обстановке. Из-за перенапряжённой атмосферы взаимодействия, учителя все чаще подвергаются такому феномену как эмоциональное выгорание «burnout». В соответствие со статистикой от 05 июня 2020 года, около 80 % россиян во время распространения пандемии потеряли интерес к своей работе, к такому выводу пришли специалисты факультета социальных наук НИУ ВШЭ в своих исследованиях «Стресс и выгорание в ситуации пандемии». В данном исследование приняли участие 7588 россиян разных возрастов, из них 55,5% – женщины и 44,5% – мужчины». Специалисты пришли к выводу о том, что у сотрудников снижается эффективность работы, они становятся более раздражительны у них нарушен сон, безразличны к окружающим, становится циничны, также выражается упадок сил и потеря мотивации.

Более 60% россиян отметили, что находятся в состоянии эмоционального истощения. Это проявляется в нарушении сна, упадке сил, раздражении, недовольстве условиями, в которых они оказались, и жизнью в целом.

35% оценили уровень такого состояния как высокий, 26% – как средний.

67% принявших участие в опросе женщин отмечают у себя эмоциональное выгорание – это при том, что женщины всегда считались более стрессоустойчивыми. Среди респондентов-мужчин этот показатель ниже – 55% [4].

Проблема эмоционального выгорания остро ощущается в таких профессиях как, «субъект- субъектного» типа (социальные работники, полиция, учителя, психологи, медицинский персонал). Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [1, с. 548-572]. В связи с этим современному учителю приходиться трудиться в быстротечном режиме в быстроизменяющихся условиях, а для этого необходимо иметь такие качества, как мобильность, креативность, энтузиазм, эрудированность, успешность, коммуникабельность, и также не надо забывать и о том, что учитель еще должен решать профессиональные проблемы, разумно и рационально действовать в различных жизненных ситуациях. Ведь от его деятельности зависит насколько всесторонне будут развиты его воспитанники и учащиеся. А успешно осуществить свою деятельность сможет только тот педагог, который хорошо регулирует свои эмоции.

Л.М. Митина обращает внимание на то, что работа учителей тесным образом связано с миром чувств и переживаний, а эмоциональные реакции учителя являются важной частью его жизни и существенным образом влияют на его познавательные и поведенческие процессы, а также на особенности восприятия современного мира. Недаром «Ф.Н. Гоноболин говорил о том, как важны в педагогическом творчестве эмоции и чувства. Если учитель пришел в класс в плохом настроении, раздражен и не умеет скрыть это состояние от учащихся, они тоже быстро приходят в возбужденное состояние, начинают нервничать, вертеться, настроение их становится неустойчивым» [2, с. 320]. С этим невозможно не согласиться, ведь учитель часто находятся в «плену эмоций», им трудно управлять своими чувствами именно поэтому среди учителей есть проблема распознания эмоционального выгорания, которая деформирует учителя как личность. А для успешного развития как в профессиональной, так и в личностной сфере необходимо вовремя выявить симптомы и устранить основные причины, и факторы который формируют данный недуг. Поэтому перед активно развивающейся в настоящее время наукой стоит задача общего психологического оздоровления, реабилитации и коррекции современного общества. И, вероятно, одним из наиболее важных направлений в данной работе является психологическая реабилитация и «оздоровление» педагогической среды.

Исследований в области педагогики и психологии про явление эмоционального выгорания не теряет свою актуальность, хотя написано немало научных трудов – от статей до диссертаций и монографий. И тем не менее, данная проблема не только не потеряла свой интерес, но с каждым годом «наращивает» свою актуальность. Только за последнее десятилетие опубликовано свыше 1500 научных исследований по данной теме. Проблема эмоционального выгорания стала предметом научного анализа с середины 60-х годов XX века благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (М. Burish, H. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Leiter, Т. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.). [3, с. 11-29]. Расширилось и территория изучения данного феномена, если с 1974 года данной проблемой занимались только в США, то за столь короткое время эту актуальную тему охватили и другие страны, такие, как Польша, Канада, Германия, Израиль, Китай и Япония и мн.др. страны.

Необходимо учитывать и тот факт, что к проблеме выгорания проявляли интерес не только за рубежом, но как и со стороны отечественной науки, так и психологов из стран СНГ (Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, В.Е. Орел, М.В.Борисова, Н.В. Гришина, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк, Н.И Водопьянова, Л.С. Чутко, Н.В. Козина и мн.др.)

Несмотря на большое количество эмпирический исследований по данной проблематике, наблюдаются два ведущих фактора, которые изучаются в исследованиях эмоционального выгорания – это такие факторы как: личностные и организационные. Личностный фактор характеризуется тем, что человеку присуще такие качества как: тревожность, эмоциональная чувствительность, нейротизм, экстраверсия, актуализация характера и др. А при организационных: неуправляемость детьми, недостаток поддержки от коллег и администрацией, перегрузка, низкая зарплата и конфликт ролей. В последние годы теоретическая разработка проблемы эмоционального выгорания достигла прогресса, но факты и механизмы на возникновения эмоционального выгорания у учителей и их профилактика средствами арт-терапией имеют противоречивые и вовсе не проработанные аспекты.

Таким образом, анализ научных исследований по изучению проблемы эмоционального выгорание у учителей и его профилактика арт-терапией, показал ряд противоречий, которые акцентирует внимание на актуальность выбранной темы.

Объекты и методы исследования. На основании вышесказанного была поставлена такая проблема как: каковы же педагогические условия, которые наиболее эффективны при профилактики эмоционального выгорания у учителей средствами арт-терапии?

Объект исследования − процесс эмоционального выгорание у учителей.

Предмет исследования − педагогические условия профилактики эмоционального выгорание у учителей средствами арт-терапии.

Выборку исследования составили 40 учителей из МБОУ «Федоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева Кайбицкого муниципального района», а также учителя МБОУ Кильдуразовской основной общеобразовательной школы. Средний возраст 47,2 года с 23-летним стажем работы.

В исследовании использовались следующие методики: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) а также для обработки данных были использованные качественные и количественные методы обработки данных.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследование было выявлено, что учителя в экспериментальной и контрольной группы, по компонентам «напряжение», «резистенция», «истощение» имеют следующие результаты (рисунок).

Рис. Гистограмма распределения средних значений выраженности компонентов фазы «Напряжение» в ЭГ и ГК

Согласно данным рисунка, складывающие симптомы в экспериментальной и контрольной группе формируются по следующим фазам:

  • «тревога и депрессия»: ЭГ – 14,2 балла, в КГ – 14,3 баллов;
  • «переживание психотравмирующих ситуаций»: ЭК – 12,5 баллов, в КГ – 13,4 балла;
  • «загнанность в клетку»: ЭГ – 10,5 баллов, КГ – 12,9 баллов;
  • «неудовлетворенность собой»: ЭГ – 7 баллов, в КГ – 7,7 баллов
  • «напряжение» в ЭГ – 44,2 балла, в КГ – 48,2 балла

Таким образом, наиболее выраженными симптомами является «тревога», и фаза «напряжение». Можно предположить, что в настоящее время исследуемые педагоги испытывают воздействие психотравмирующих факторов, что приводит к нарастанию напряжения. Неразрешимость ситуации приводит к началу формирования явлений «выгорания» в данных фазах.

Ощущение «неудовлетворенности собой» у обследуемых педагогов 7,7 – баллов, что соответствует тому, что данный симптом у них не сложился. Можно предположить, что педагоги не испытывают недовольства собой в профессиональной деятельности и в конкретных обстоятельствах на рабочем месте.

По фазе «загнанности в клетку» в исследуемых группах результаты указывает на несформированность данного симптома. Однако, на фоне среди участников эксперимента есть представители, в которых имеются показатели, указывающие на то, что данный симптом у этих лиц уже сложился или находится на этапе формирования.

Симптомы, которые находится в зоне формирования или уже сформировались могут проявляться следующим образом: ограниченной эмоциональной отдачей за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения может фиксировать при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности. А расширение сферы экономии эмоций будет осуществляться вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе человек с такими симптомами склонен держаться соответственно нормативам, а дома замыкаться.

На основании вышесказанного для профилактики эмоционального выгорания создается программа «Гармония». Целью данной программы послужило формирование самосознания педагогов и развитие навыков саморегуляции. Основой арт-терапевтикой методики послужил один из направлений как изо-терапия – метод правополушарного рисования на основе методики Б.Эдвардс.

Заключение. В ходе исследования было показано, что существуют особые социально-психологические условия, которые приводят к формированию высокого уровня эмоционального выгорания, которые возникают вследствие неудач, связанных с невозможностью достижения профессионально важных целей. Это дает возможность не только при помощи различных методик диагностировать у людей уровень высокого эмоционального выгорания, но и выявлять его путем анализа внешних данных, основанных на наблюдении или анализе определенных жизненных периодов у человека. Все это дает возможность ранней диагностики и выявления у людей уровня высокого эмоционального выгорания с целью проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на его снижение, путем уменьшения или устранения психотравмирующих факторов. Полученные результаты эмпирического обследования могут выступить основанием для коррекционной работы с педагогами.

Текст статьи
  1. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. – 2003. – С. 116-572.
  2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
  3. Pain W.S. Overview: Burnout, stress syndromes and the 1980s // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives / Ed. W.S. Pain. Beverly Hills; London; New Dehli, 1982. P. 11–29.
  4. Союзженскихсил.рф Пандемия ведет к эмоциональному выгоранию / ООО «Информационное агентства Союза женский сил». М: СЖС-Контент, 2020. URL: https://союзженскихсил.рф/news/actual/9706/?sphrase_id=15747151_ (дата обращения: 13.09.2020г.)
Список литературы