Анализ направлений семейной политики и тенденций развития Российской Федерации и Швейцарии: какой путь вернее?
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Анализ направлений семейной политики и тенденций развития Российской Федерации и Швейцарии: какой путь вернее?

Общество не стоит на месте и развивается с каждым днем, однако, основополагающие ценности никогда не утратят своей значимости. Статья посвящена семье, тенденциям, влияющим на ее укрепление и развитие, а также правовым актам, регулирующим данный институт. На основе анализа современного самосознания общества выявляются различия в понимании семьи как ячейки общества в России и за рубежом.

Аннотация статьи
семья
ценности
тенденции развития
семейная политика
направление деятельности
мировая арена
Ключевые слова

Семья является одной из главных ценностей не только в жизни каждого человека, но и государства, что находит свое отражение во внутренней социальной политике. Основополагающими аспектами, оказывающими влияние, являются исторические, этнические, религиозные, культурные традиции, материальные возможности общества, социально-демографическая ситуация [1, с. 172]. Помимо этого, большую роль играет сотрудничество с иными странами на мировой арене и тенденции, наблюдающиеся за рубежом, поскольку без анализа происходящего невозможно структурированное развитие всего общества в целом, ведь зачастую граждане создают семьи не только в рамках своих стран, но и с иностранцами.

Говоря о направлении семейной политики Российской Федерации в первую очередь необходимо сказать о поправках, которые были внесены в Конституцию РФ в июле 2020 года:

  • брак есть союз исключительно между мужчиной и женщиной;
  • на государство возлагается обязанность создавать условия, позволяющие нравственно, физически и интеллектуально развивать детей;
  • обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей и другие [2].

Аналогичные положения содержит Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, где к задачам относится развитие системы государственной поддержки семей, развитие экономической самостоятельности семьи, повышение ценности семейного образа жизни [3].

Перейдем к характеристике семейной политики Швейцарии и института семьи, в частности. В целом, средний возраст вступления в брак для женщин – 29 лет, для мужчин – 31 год (Для сравнения, в России – от 25 до 34 лет). Семьи в большинстве своем имеют патриархальный уклад. Несмотря на распространенный стереотип о том, что Европа быстрее развивает свою политику по пути равенства всех граждан перед законом, активное избирательное право женщины в Швейцарии получили достаточно поздно: например, в кантоне Аппенцеллерланд только в 1991 году. Равенство полов закреплено в Конституции Швейцарии с 1981 года (в 2000 году была принята новая с идентичными положениями). Добавим, что в главе 3 Конституции Конфедерации закреплено, что государство выступает за то, чтобы семьи как сообщества взрослых и детей были защищены и пользовались содействием. Статья 14 содержит положения о том, что право на брак и семью гарантируется [4, с. 542]. Для вступления в брак в Швейцарии необходимо достичь возраста 18 лет, не состоять в другом браке, не быть близкими родственниками с будущим мужем (женой), и получить законный вид на жительство, в случае отсутствия гражданства.

Интересным является положение о том, что супруги имеют право на раздельное проживание, в рамках которого супруги перестают вести общее с домашнее хозяйство. Урегулировать это можно либо посредством составления Договора о раздельном проживании, либо через суд. Получать такое право могут граждане не только Швейцарии, но и иных стран, однако точные условия будут зависеть от таких факторов, как: гражданство ЕС или другого государства, основание получения вида на жительство в Швейцарии, степень интеграции в Швейцарское общество. Раздельное проживание является средством возможного примирения супругов и недопущения развода. Только длительное раздельное проживание супругов суд признает основанием для начала процесса расторжения брачных отношений. Так называемое разлучение объявляется на срок от одного года до трех лет или на неопределенный срок. В России прямых указаний на подобный процесс нет, но закон исходит из того, что каждый из супругов самостоятелен и свободен в выборе мест пребывания и жительства. Тем не менее, в случае, когда раздельное проживание связано с прекращением семейных отношений, ему придается юридическое значение – суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания, собственностью каждого из них [5]. Помимо этого, суд вправе дать срок в пределах трех месяцев для примирения сторон, что аналогично так называемому периоду раздельного проживания, существующего в Европе.

Учитывая современные тенденции развития общества, нельзя не сказать о следующем: по данным опросов общественного мнения за 2015 - 2017 года, минимум 72 процента граждан Конфедерации выступило за открытие института брака также для представителей ЛГБТ. В 2005 году на референдуме подавляющим большинством был принят Федеральный Закон о зарегистрированных гражданских партнёрствах однополых пар, который, вступив в силу 1 января 2007 года, стал базой юридического признания союзов однополых пар. Важно отметить, что усыновление детей и доступ к средствам искусственного оплодотворения и репродуктивной медицины данным Законом запрещаются, что на наш взгляд является верным положением. Однако, с 1 января 2018 года люди, состоящие в однополых отношениях, могут усыновлять биологических детей своих партнёров [6]. А уже 1 июня 2020 года Национальный совет Швейцарии принял закон, разрешивший однополые браки [7]. В целом же, Швейцарская народная партия призывает к отказу от гендерной политики и создания гендерных комиссий в компаниях, запрету на усыновление лицам с нетрадиционной ориентацией [8, с.95].

В рамках данного вопроса нельзя не упомянуть о том, что ранее в Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения гомосексуальность признавалась болезнью (психосексуальным расстройством), а не аспектом самоопределения личности. Однако, в 1990 году была исключена из данного списка под влиянием культурных и политических движений и охарактеризована как желание пациента изменить свою сексуальную ориентацию в силу дополнительных имеющихся психологических и поведенческих расстройств – то есть психическим расстройством является теперь дискомфорт, который может быть у человека, а не гомосексуальность [9, с. 127]. Почему об этом мы упоминаем в негативном ключе? Для этого есть свои объяснения:

  1. Шаг к разложению традиционных гендерных ролей мужчины и женщины;
  2. Увеличение заболеваемости ВИЧ и СПИД;
  3. Ухудшение социального положения детей, воспитанных в однополых браках: как показывают изучения педагогов и социологов, дети в браках, где нет отца, отличаются от обычных: мальчики чаще проявляют социопатическое поведение, становятся подсудимыми; девочки в очень раннем возрасте демонстрируют сексуальную активность, вследствие чего становятся «жертвами» подростковой беременности.
  4. Закладывание детям неправильного восприятия мира и смещения ценностей, более развязного и свободного образа жизни.

Таким образом, можно сказать о том, что каждое государство имеет свой путь развития исходя из исторических, этнических, культурных и иных особенностей. Но, на наш взгляд, регулирование семейной политики должно исходить исключительно из того, как себя «ощущает» общество на данном этапе развития. Необходимо прививать те ценности, которые являются «здоровыми», помнить о морали и о том, на чем зиждутся в целом взаимоотношения между людьми. Нельзя бездумно заимствовать опыт других стран и, принимая зарубежные ценности за первостепенные, стараться перестроить отечественные. Еще раз подчеркнем, что семейная политика является базовой, основной ценностью, и подход к ней должен быть выверенный и наиболее аккуратный, поскольку это затрагивает первичную среду становления человека как личности, которая в дальнейшем будет также оказывать влияние на развитие государства.

Текст статьи
  1. Холосова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холосова. М., 2001. С. 172-173.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.
  3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года от 25.08.2014 года // Собрание законодательства РФ. 01.09.2014. № 35. Ст. 4811.
  4. Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. С. 531-581.
  5. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
  6. Периодическое издание SwissInfo / Stepchild adoption will be possible from 2018. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/society/family-law_stepchild-adoption-will-be-possible-from-2018/43323244 (дата обращения: 30.10.2020).
  7. Официальный сайт Бундесрата: Bundesgesetz über die eingetragene Partnerschaft gleichgeschlechtlicher Paare (Partnerschaftsgesetz, PartG) Juni 2004, V.18. URL: http://www.admin.ch/ch/d/sr/c211_231.html 211.231 (дата обращения: 30.10.2020).
  8. Parteiprogramm der Schweizerischen Volkspartei 2015-2019. Bern, 2015. P. 94-97.
  9. Homosexuality, gender identity disorder, and psychiatry // A Historical Dictionary of Psychiatry / Edward Shorter. Oxford U.P., 2005. P. 127.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля