Современный информационный мир сложно представить без компьютерных технологии, почти любая область деятельности человека, так или иначе связана с ними.
Для того чтобы разобраться в многообразии этой информации необходим хороший мозговой фильтр, отсеивающий тонны малозначимой информации и пропускающий лишь то, что необходимо для дальнейшего прогресса и роста.
В качестве объекта исследования был выбран процесс обучения детей начальной школы шахматной дисциплине с использованием информационных технологии, поскольку именно в этой древней игре как нельзя лучше представлены хитросплетения логического мышления и эмоции, везения и строго расчета, а по манере ведения партии и действии человека за доской можно многое сказать о его характере в целях накопления педагогического опыта. Таким образом, научив ребенка критически мыслить, мы получим более зрелую и сформированную личность, способную самообучаться, что сильно облегчит педагогический процесс.
Более того, общепризнанное мнение о шахматной игре среди людей как о интеллектуальной строго логической, без каких-либо случайностей, мягко говоря, ошибочно. Критическое мышление позволяет раскрыть и переосмыслить данное заблуждение даже ребенку. Параллельно происходит усиление непосредственно самих навыков игры, ребенок обучается пользоваться шахматными программами и регистрироваться, и играть онлайн на международных шахматных сайтах, в некоторых случаях находя общение в чате с оппонентами как русскоязычными, так и других стран мира.
Современные способы обучения и подготовки шахматистов мы разделяем на два лагеря, первый это работы в области психологического и физического здоровья и второй это непосредственно сами шахматные программы обучения.
Рассматривая шахматную дисциплину как спорт, появляется резонный вопрос, что делает шахматы спортом. Для критического осмысления природы шахмат этот вопрос чрезвычайно важен. К примеру, следующая трактовка наиболее понятна: спортом шахматы делает активная мыслительная деятельность в форме интеллектуального единоборства, традиционно сочетая в себе элементы науки и искусства, и заключая в себе соревновательный элемент [5].
Интересными взаимосвязями обладают математика и шахматы. Как известно оба направления требуют хорошего счета, памяти и воображения, а также способности производить счетные операции «в уме». А основной идеей интеграции этих двух дисциплин является направление обучающего процесса на интеллектуальное и когнитивное развитие ученика. Установлено что обучение шахматам влияет на математические способности учеником начальной и средней школы. Неожиданным результатом исследования ученых стали данные о том, что положительная корреляция между когнитивными способностями и шахматными навыками у взрослых и детей сильнее выражена на начальных уровнях шахматной силы, на высоком уровне игры эта корреляция явно не прослеживается. Поэтому интеграция шахмат в школьную математику повышает качество усвоения математических знании и усиливает учебную мотивацию [4].
Эффективными для тренировки критического мышления представляются логические головоломки на шахматной доске, такие как задача о 8 ферзях, задача о коне, этюд Рети, теорема Пифагора на шахматной доске и ряд других [3]. Значимым вопросом для решения не только логических, но и абстрактных задач является способность дошкольников и школьников действовать в «уме». [7].
Рассмотрим широко известную задачу о восьми ферзях, суть которой заключается в следующем - расставить на шахматной доске 8 ферзей так, чтобы они не пересекались друг с другом. Эта задача является одной из типовых задач по программированию алгоритмов перебора. Всего задача имеет 92 решения, из которых 12 основных и 80 получаются путем поворотов и зеркальных отражении.
В качестве педагогического эксперимента в конце учебного года в 2019 году, данная задача была предложена 20 начальным классам в двух средних школах города Ижевска № 28 и № 8 с различным специализированным уклоном с 2 по 4 классы, и предлагалось в течение урока найти минимум одно решение. Автором эксперимента были объяснены условия задачи и даны некоторые незначительные подсказки по нахождению пути решения. Результаты получились следующие: из 10 классов с индексами В, Г (полиция), И (художники) и Ф (спортивный) было найдено незначительное количество решении, всего 5 учеников, не больше одного человека на класс, совсем другая картина наблюдалась в классах с индексами А и Б, в них из 10 классов с задачей справилось 22 ученика, в частности в 3б школы № 28 задачу удачно решили 5 человек, в 4а - 6 человек, в остальных классах с данными индексами с задачей справлялись по 1-2 человека. Как показал эксперимент, наибольшее число решении наблюдалось там, где учились ученики, посещающие шахматную школу, но парадокс в том, что шахматисты разрядники справлялись с заданием даже хуже, чем их одноклассники. Объяснение парадокса заключается в следующем, понимая, что победить разрядников за шахматной доской является делом довольно сложным, они старались победить их заочно, решив данную задачу! То есть получая дополнительную мотивацию. Второй парадокс заключается в том, что даже большинство взрослых не могут решить эту задачу в течение значительного времени, поскольку решение требует довольно гибкого подхода и простая случайная перестановка ферзей не дает результата, поэтому необходимо найти методику, а не обладая какими-то специализированными знаниями, дети делали это интуитивно!
Рис. Одно из решении задачи о 8 ферзях
Следует отметить, что немаловажным является психофизиологическое развитие и адаптация к умственным нагрузкам школьников начальных классов, изучающих шахматы [6]. А также формирование логического мышления шахматиста, как составляющей части критического мышления [2]. Не менее важны вопросы развития интеллектуальной области подростков, занимающихся шахматами. [1] Все это дает основание полагать, что развитие критического мышления у школьников младших классов является довольно значимой задачей.