Борьба с силами противника при совершении марша мотострелкового батальона
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Борьба с силами противника при совершении марша мотострелкового батальона

В данной статье рассматриваются возможные способы борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными силами противника при совершении марша мотострелкового батальона в район боевого предназначения.

Аннотация статьи
диверсионно-разведывательные силы
воздушный (аэромобильный) десант
противник
район
мотострелковый батальон
марш
Ключевые слова

Проведённый анализ взглядов военных специалистов Турции на ведение борьбы с выдвигающимися резервами (вторыми эшелонами) показал, что применение аэромобильных десантов и диверсионно-разведывательных групп может сорвать своевременное прибытие мотострелкового батальона на указанный рубеж или в район. Это обуславливает необходимость изыскания способов борьбы с ними [8].

Основными направлениями борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника могут служить: разведка и своевременное оповещение подразделений мотострелкового батальона о проведении противником диверсионно-разведывательных действий; уничтожение десанта противника поддерживающей авиацией; уничтожение десанта противника средствами ПВО, артиллерии и стрелкового оружия при их переброске по воздуху и десантировании; огневое поражение высадившихся десантов и диверсионно-разведывательных групп, с последующим их разгромом выделенными частями или подразделениями [8].

Воздушные (аэромобильные) десанты и диверсионно-разведывательные группы противника особенно уязвимы при нахождении в воздухе и в момент их приземления. Это обстоятельство требует для борьбы с ними на этих этапах, при совершении марша мотострелкового батальона, использовать органы разведки, походного охранения, средства ПВО, боевые вертолёты, а также мотострелковые и танковые подразделения, находящиеся ближе к району их высадки (выброски).

С приёмом данных о районе действий десантов и диверсионно-разведывательных групп необходимо принять меры по усилению разведки, непосредственного охранения, охраны опасных участков маршрута.

Одной из особенностей борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника будет то, что при совершении марша мотострелкового батальона будет уничтожать их в тех случаях, когда противник нападает на колонны, воздействует на пути движения, захватывает участки дорог (дорожные сооружения) или районы, прилегающие к ним и, тем самым, может задержать или сорвать выдвижение мотострелкового батальона [4].

Как было установлено ранее для уничтожения роты тактической аэромобильной группы через 15-20 минут после её высадки потребуется в 2-3 раза меньше задействовать сил и средств, чем через 40-60 минут. Следовательно, своевременное воздействие на воздушные (аэромобильные) десанты и диверсионно-разведывательные группы противника, даже небольшими по составу силами, может быть эффективнее, чем удар более крупными силами, нанесенный позднее [4].

Время выхода подразделений в район высадки воздушных (аэромобильных) десантов и диверсионно-разведывательные группы противника можно определить по формуле 1:

(1)

где 60 – постоянная величина перевода часов в минуты;

L – расстояние до района высадки десанта противника, измеренное по карте;

К – поправочный коэффициент на рельеф местности;

Vср – средняя скорость движения;

Тз – время на постановку (уточнение) задачи;

Тр – время развертывания подразделений в боевой порядок.

Все это позволяет предложить специально выделять подразделения для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника. На маршруте движения мотострелкового батальона во время последнего суточного перехода можно ожидать 2-5 диверсионно-разведывательных групп в составе взвод-отделение, а также 1-2 ротных аэромобильных групп.

Поэтому, видимо, целесообразно выделить для борьбы с ними не менее двух мотострелковых рот без тяжелой техники, а также артиллерийский батальон для поддержки боя роты. Для повышения мобильности этих подразделений целесообразно выделять на период совершения марша одну эскадрилью транспортно-боевых вертолётов Ми-8мт. Это позволит начать уничтожение десанта противника быстрее и в неблагоприятный для него момент.

Использование вертолётов даёт возможность сократить общее время выхода подразделения в район высадки (выброски) десанта противника в 2-5 раз, что позволит выполнить поставленную задачу с большей вероятностью успеха.

Сравнительные расчёты манёвренных возможностей подразделений, предназначенных для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника, показаны в таблице.

Таблица

Сравнительные расчёты манёвренных возможностей подразделений, предназначенных для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника

Удаление района высадки (выброски) десанта противника, км

Способ совершения марша подразделений

Выигрыш по времени при совершении марша на вертолётах, мин.

на штатной технике

на вертолётах

Время
движения, мин.

Общее время, мин.

Время полета, мин.

Общее время, мин.

5

17

27

1,5

16,5

10,5

10

33

43

3

18

25

15

50

60

4,5

19,5

40

20

67

77

6

21

56

25

83

93

7,5

22,5

70,5

30

100

110

9

24

86

40

133

143

12

27

116

50

167

177

15

30

147

Примечания.

  1. Время на постановку (уточнение) задачи – 10 мин.
  2. Время на запуск двигателей, посадку и взлёт – 10 минут, высадку – 5 минут (задача ставится или уточняется в ходе запуска двигателей и посадке).
  3. Общее время определяется с учетом пунктов 1 и 2.

Видимо, важно определить место в походном порядке мотострелкового батальона подразделениям, предназначенным для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника, и порядок их перемещения. Для решения этой задачи, целесообразно ещё, при планировании совершения марша, определить районы возможной высадки (выброски) десанта противника. С началом совершения марша одно из подразделений перебрасывается на вертолётах в предполагаемый район, высаживается и организует его охрану и оборону. С подходом органов походного охранения головной походной заставы, это подразделение на вертолётах может перемещаться в другой назначенный район или ожидать подхода главных сил своего батальона и действовать совместно с ним.

Второе такое подразделение, аналогично первому, может перебрасываться по воздуху в район возможной высадки (выброски) десанта вторым рейсом или же действовать на штатной технике совместно с передовым отрядом или мотострелкового батальона. Это позволит с прохождением передовым отрядом (авангардом) предполагаемого района высадки десанта противника организовать его охрану до подхода главных сил мотострелкового батальона. В случае высадки (выброски) десанта на маршрут движения передового отряда (авангарда) вступить с ним в бой самостоятельно или совместно с частью сил и средств передового отряда (авангарда), что обеспечит беспрепятственное продвижение передового отряда (авангарда).

Для борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника целесообразно привлечь до трёх усиленных мотострелковых взводов на вертолётах. Учитывая, что вертолёт может находиться непрерывно в воздухе до двух часов, эти подразделения можно использовать по принципу "одна треть", то есть один взвод находится в воздухе в готовности к высадке и уничтожению диверсионно-разведывательной группы, другой находится на площадке подскока в готовности заменить находящийся взвод в воздухе или же действовать в другом районе, третий взвод находится в районе базирования вертолётной части, где осуществляется пополнение запасов материальных средств и дозаправка топливом вертолётов. Данный способ дает возможность командиру мотострелкового батальона постоянно иметь аэромобильное подразделение для борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника.

Для повышения эффективности действий указанных подразделений, видимо, есть необходимость включать в состав воздушного компонента, кроме того, звено Ми-24кр и звено боевых вертолётов Ми-24. Это позволит вести разведку районов десантирования противника, своевременно наносить ему огневое поражение боевыми вертолётами и осуществлять авиационную поддержку боя подразделений, ведущих бой с десантом и разведывательно-диверсионными группами противника.

При высадке противником на маршруте движения мотострелкового батальона более крупных воздушных десантов в составе батальона, для борьбы с ними привлекаются истребительно-бомбардировочная авиация, армейская авиация, артиллерия, и в первую очередь реактивная, средства ПВО, а также мотострелковые и танковые подразделения, следующие ближе к району их высадки. При этом, разгром высадившихся воздушных (аэромобильных) десантов, по опыту боевых действий в Сирийской Арабской Республике, может осуществляться двумя основными способами. Первый из них заключается в незамедлительном огневом поражении противника в сочетании со стремительными атаками мотострелковых (танковых) подразделений. Второй способ основывается на блокировании десанта противника минимальными силами и средствами с последующим огневым поражением их и завершением разгрома действиями общевойсковых подразделений. Для уничтожения нескольких разрозненных сил крупного десанта эти способы могут применяться в комплексе или последовательно.

Уничтожение крупного воздушного (аэромобильного) десанта противника может являться для мотострелкового батальона выполнением новой боевой задачей. После её выполнения мотострелковый батальон продолжает совершать марш или получает новую боевую задачу. Если обстановка требует продолжения совершения марша, и старший командир не отменяет ранее поставленную задачу, то мотострелковый батальон может частью сил блокировать противника, а главными силами обойти занятый противником район и продолжать совершать марш.

Анализ возможного характера действий противника показывает, что выделение от мотострелкового батальона одной усиленной мотострелковой роты для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и одного-двух мотострелковых взводов с диверсионно-разведывательными группами противника, ввиду их многочисленности, недостаточно. Поэтому, для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника необходимо привлекать воздушный компонент органов походного охранения, выделенный ресурс авиации, подразделения, подвергшиеся нападению диверсионно-разведывательных групп противника.

Таким образом, при совершении марша мотострелкового батальона возникает необходимость выделять специальные подразделения, предназначенные для борьбы с воздушными (аэромобильными) десантами и диверсионно-разведывательными группами противника. Действуя на вертолётах, эти подразделения способны оперативно воздействовать на воздушные (аэромобильные) десанты и диверсионно-разведывательные группы противника, блокировать и уничтожать их.

Текст статьи
  1. Закон Российской Федерации «Об обороне», 2012 г.
  2. Боевой устав СВ (рота, батальон). Воениздат, 2019 г.
  3. Военная мысль, 2016 г. № 3, 2016 г. № 4, 2016 г. № 5
  4. Военная мысль, 1989 № 8, С. 16
  5. Тактика – М.: Воениздат, 1987.
  6. Особенности подготовки и ведения общевойскового боя по опыту боевых действий – М.: Минобороны, 2017 г.
  7. Методическая разработка по учебному модулю: «тактическая и тактико-специальная подготовка», 2019 г.
  8. Журнал для военных профессионалов «Армейский сборник», 2011 г.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа