Предупреждение конфликтных ситуаций в школьной среде связано, в первую очередь, с регулирующей воспитательной деятельностью педагогического состава учебного заведения.
Очевидно, что в такой сложной образовательной социальной структуре, как школа, возникновение конфликтов неизбежно. Однако одной из главных воспитательных педагогических задач является профилактика подобных ситуаций.
Конфликтные ситуации могут возникать по разным причинам, но все они в условиях школьной среды усложняют и тормозят общий учебно-воспитательный процесс. Кроме того, предупредить конфликт на этапе его формирования значительно легче, чем конструктивно разрешать его полной сформированности или работать с проявившимися последствиями конфликта (физические столкновения – драки, буллинг и т.д.). Последствия конфликтов нередко приводят к подростковым правонарушениям, проблемам в социальной адаптации, формированию неблагоприятных психических особенностей и нарушений. Именно поэтому на сегодняшний момент так актуальна психолого-педагогическая работа по разработке, описанию, систематизации и внедрению в практику новых методов предупреждения конфликтных ситуаций в школе.
Конфликтные ситуации могут происходить как между одноклассниками, так и между учащимися разных классов. Нередко отмечаются конфликты между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). Чаще всего подобного рода разногласия возникают в форме пассивной агрессии. Например, учащийся, затаив обиду на учителя, совершает хулиганские действия: портит журнал посещаемости, срывает урок и т.п. Иногда, будучи активными участниками образовательного социума, родители учащихся вступают в конфликт с педагогами.
В контексте настоящего исследования мы будем брать во внимание конфликты учащихся друг с другом. Такое ограничение исследуемого материала обусловлено несколькими факторами. Во-первых, подобные конфликты в сравнении с другими являются наиболее частотными. Во-вторых, конфликты, в которых участниками являются дети, являются наиболее непредсказуемыми, а потому опасными: у детей и подростков не всегда в должной мере сформированы осознание ответственности за собственные поступки и навыки адекватного социального взаимодействия. Кроме того, на сегодняшний день уже существует ряд современных научных работ (2010-2020 гг.), посвященных проблеме предотвращения конфликтов между взрослыми и детьми (статьи Г. С. Бережной, И. И. Рыдановой, Д. И. Попенковой, А. А. Николаевой и др.), в то время как работ по проблеме нашего исследования написано немного.
Термин «конфликт» является междисциплинарным. Изучением конфликтов в педагогическом дискурсе занимается отдельное направление С конфликтная педагогика. Ключевым объектом этого направления является фигура учителя. Именно учитель, находясь в постоянном взаимодействии с учениками, является наиболее заинтересованным и компетентным лицом в предупреждении конфликтов между учащимися.
Очевидным является тот факт, что на конфликтное поведение учащихся большое влияние оказывает социальное окружение. Г. Л. Воронин выделяет три фазы конфликта в педагогической среде [1, с.110].
- Фаза острого конфликтного начала, на которой происходит нарушение общепринятых социальных норм и/или ценностей одной из сторон конфликта.
- Фаза ответной реакции.
- Радикальное изменение норм.
Последняя фаза может протекать в двух направлениях – в негативном, при котором сложившиеся ранее отношения участников конфликта качественно ухудшаются, и позитивном. По завершению последней фазы «круг» конфликта может воспроизводиться.
Основными поводами конфликтов типа «ученик – ученик» считаются проявления асоциального и девиантного поведения: грубость, хамство, неприязнь, жестокость, озлобленность и т.п. Часто случаются так называемые «конфликты интересов», конфликт лидерства в частности.
Основными методами регулирования конфликтности между учащимися в школьной среде признаются следующие [2]:
- Методы психорегуляции и релаксации.
- Аутогенная тренировка.
- Аутосуггестия.
- Психотерапевтические методы (Гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и т.д.).
- Методы социальной адаптации (социальные тренинги и пр.).
Мы предлагаем дополнить уже существующие методы:
- Педагогические учебные – деловая игра на уроках.
- Педагогические внеурочные, в основе которых лежат базовые принципы тимбилдинга.
Прокомментируем данные методы.
Метод деловой игры развивает сразу несколько компетенций учащихся. На наш взгляд, этот метод не только дает высокие предметные и метапредметные результаты, но и формирует у учащихся навык правильного социального взаимодействия. Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя, проявляет возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного мнения, принятие нового.
Рассмотрим метод деловой игры на примере организации дебатов в рамках школьного курса литературы (10 класс).
В 10 классе, по основным программам, соответствующим ФГОС последнего поколения [3], предполагается изучение драмы А. Н. Островского «Гроза». В сюжете самого литературного произведения заложен острый конфликт, причины и следствия которого подробно рассматриваются на уроках. Образ главной героини – Катерины – вызывает у современных читателей, в том числе и школьников, большой эмоциональный отклик. Многие не могут принять ее поступка, другие, наоборот, считают, что у героини не было иного выхода. Диаметрально противоположные точки зрения создают благоприятную среду для споров. Споры в некотором роде являются конфликтом.
На наш взгляд, разнородность мнений о художественном образе Катерины является благоприятной почвой для организации деловой игры, являющейся, в свою очередь, хорошим методом предупреждения конфликтов между учащимися в рамках школы.
Отстаивая в условиях дебатов свою точку зрения, дети учатся правильно формулировать аргументы, доносить их до оппонента. Организация дебатов может происходить в разной форме. Так, например, довольно продуктивным с точки зрения конфликтной педагогики будет метод альтернативной позиции. Можно заранее определить роли «защитников» и «противников» Катерины среди тех учащихся, которые придерживаются противоположной точки зрения. Это позволит детям в полной мере осознать дуальность ситуации, глубже проанализировать ее и ощутить себя на месте оппонента.
Говоря о педагогических внеурочных методах предупреждения конфликтов, мы имеем в виду, в первую очередь, командообразующие методы. Эти методы являются чрезвычайно важными, так как именно сплочение коллектива является условием дружелюбия и комфортного психологического климата в классе. В подобных условиях конфликты среди детей возникают намного реже.
Для работы по командообразованию и организации комфортной, дружелюбной атмосферы в детском учебном коллективе учитель может пользоваться всем многообразием инструментов: от организации внеурочной совместной деятельности (экскурсии, совместные походы в кино и т.п.) до проведения игр на сплочение.
В качестве эффективного инструмента по предупреждению конфликтов «ученик – ученик» нам отдельно хотелось бы выделить возможности сети Интернет. Учитель может организовать классный общий чат или группу в социальной сети для того, чтобы дети могли коммуницировать друг с другом. Учебный детский коллектив, обладающий высоким уровнем самоорганизации, как правило, самостоятельно создает подобные группы или чаты, однако, если это сделает учитель, то у него появится действительно действенный и эффективный инструмент по предотвращению конфликтов. Учитель сможет отслеживать в режиме реального времени формирующиеся и развивающиеся взаимоотношения между детьми, находящимися вне стен школы.
Подводя итог всему вышеизложенному, еще раз отметим важность актуализации научного педагогического сообщества на проблеме изученности вопроса конфликтов типа «ученик – ученик» в школьной среде. Мы дополнили общие методы предупреждения подобного рода конфликтов двумя педагогическими и обосновали их с точки зрения конфликтной педагогики. Также мы описали возможности Интернета как эффективный инструмент предотвращения конфликтов среди учащихся образовательных учреждений. Результативность нашего теоретического исследования можно подтвердить после длительной работы с классом либо при оценке педагогического опыта учителя-классного руководителя. В перспективе нашего исследования – описание результативности предложенных нами методов.