Мотивация – основа успеха и успешности педагога
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Мотивация – основа успеха и успешности педагога

В статье рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблем – мотивация сотрудников образовательных организаций, охарактеризованы виды мотивации, особое внимание обращается на факторы, влияющие на формирование уровня мотивации. В заключение делается вывод, о том, каким образом руководитель образовательной организации может поддержать высокий уровень мотивации.

Аннотация статьи
мотивация
педагог
эффективная система мотивации
образовательные организации
поддержка педагога
Ключевые слова

Мотивация педагогических работников является одной из наиболее важных проблем в современной педагогике. Ведь от педагогической деятельности учителей зависит итоговые результаты образовательного учреждения. Именно поэтому руководству школы или детского сада предстоит решить важную задачу – создание эффективной системы мотивации педагогов. Чтобы создать такую систему, в первую очередь, нужно выявить факторы, которые стимулируют работу педагога. Мотивация направлена на то, как будет происходить деятельность педагога, исходя из этого можно понять, что педагог сам выбирает модель поведения и цели в своей деятельности. Руководство образовательного учреждения учитывая все факторы, а также особенности каждого педагога, сможет создать действенный план работы, направленный на мотивацию учителей или воспитателей [3, с.47].

Мотивация является одной из главных слагаемых достижения успеха в профессиональной деятельности. Самый главный фактор достижения цели – заинтересованность педагогов. Отсюда вытекает главная проблема – каким образом заинтересовать педагогический коллектив, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности.

В данный момент я работаю в дошкольном образовательном учреждении, исходя из личного опыта, я попытаюсь ответить на ряд вопросов:

  1. В первую очередь, что мне надо сделать самой для собственной мотивации?
  2. Каким образом сохранить оптимистичный настрой, ведь работа в образовательных учреждениях является сложной и морально, и физически?
  3. Как не допустить «эмоциональное выгорание»?
  4. Каким образом построить педагогический процесс для того, чтобы педагоги не только «существовали» в образовательных учреждениях [5, с.56]?

Многие педагоги начинают свою деятельность с большим удовольствием, желанием и стремлением. Их мотивация находится на высоком уровне. Задачей руководства образовательной организации является сохранение того состояния, в котором находятся педагоги. В первую очередь, найти и устранить причины, по которой у воспитателей или учителей снижается мотивация.

Уровень мотивации может быстро меняться, как снижаться, так и увеличиваться. Это зависит от многих внешних и внутренних факторов. Одну из главных ролей в процессе формирования и поддержки мотивации играет руководитель образовательного учреждения. Поэтому между ними должны сформироваться доверительные отношения. Если в первый же день работы руководитель будет поддерживать нового сотрудника, то высокий уровень мотивации не упадет через короткое время.

Уровень мотивации напрямую связано с различными факторами. Рассмотрим их подробнее:

  1. Личная потребность и порыв педагога трудиться честно.
  2. Внутренняя потребность человека связать свою жизнь с педагогической деятельностью.
  3. Собственные цели в выбранной профессии, стремление расти дальше.
  4. Внутренние ощущения, отношения с детьми, их родителями, с коллегами [6, с.34].

Сочетание всех факторов – это основа успеха педагога в своей деятельности.

Можно выделить два вида мотивации: общая и специфическая.

Общая мотивация заключается добивании своих целей, такая мотивация присутствует в каждом человеке, но у всех разный уровень.

Специфическая мотивация – проявляется, когда человек стремиться к конкретной цели, таким образом осуществляя свои желания. Данная мотивация также связано с тем, сколько человек будет работать и как сильно стараться, чтобы достигнуть желаемого.

От уровня именно специфической мотивации будет зависеть деятельность педагога, его стремление и желание проявить себя и внести свой вклад в педагогическую жизнедеятельность [4, с.78].

Ни один педагог не обойдется без полной потери мотивации, ибо работа с детьми требует много внутренней энергии, педагог радуется с каждым ребенком и сопереживает каждому из них. Сколько бы ни старался педагог, придет день, когда с каждым днем будет тяжелее улыбаться и смеяться, но человек способен восстанавливаться. После таких периодов человек становиться выносливее. Большой опыт в педагогической деятельности – это показатель того, что человек может справиться с большим количеством трудностей, это показатель сильного духом человека. Педагог сможет вынести все сложности, только в том случае, когда он действительно «горит» желанием трудиться в образовательной организации. Руководство не должно забывать, что учителям или воспитателям временами надо переключаться от своей деятельности и отвлечься на другое дело, поэтому руководитель может организовать совместное посещение театров, кино, музеев и выставок, а также отмечать какие-то праздники (День учителя, День воспитателя, 8 марта).

Учителям или воспитателям будет приносить огромную радость, когда они их воспитанники покажут положительные результаты, тем самым показывая эффективную работу педагога. Ведь педагоги нацелены поменять детей только в лучшую сторону.

Анализируя свою работу, стоит ответить на следующие вопросы:

  1. Какой полезный урок вынесет сам педагог от своей деятельности?
  2. Каким образом можно повлиять на то, чтобы дети показали положительный результат?

В первую очередь, педагог сам должен убеждаться в эффективности своих занятий. Очень важным является поддержка близких людей, родителей, семьи, а также руководства образовательной деятельности.

Еще одним из важных моментов в мотивационном процессе являются чувства. Когда педагог будет выполнять то, что ему не нравится или то, что не приносит удовольствие, не стоит ждать положительных результатов. Человеку нужно внутреннее спокойствие для эффективной деятельности в своей профессии. Достигнуть гармонии с самим собой очень сложно, но отмечу еще раз, что у педагога будет «гореть глаза» только тогда, когда работа желанна, и когда педагог стремиться к самосовершенствованию [2, с.89].

Все вышеперечисленное не будет работать, если у человека не присутствуют педагогические способности. Еще обучаясь в высших образовательных учреждениях, студенты проходят практики, в процессе которого можно выявить есть ли призвание у студента к педагогической деятельности.

Еще одним важным компонентом мотивационного процесса является организация специального пространства. Если в образовательных пространствах будут возможности, в том числе и технические, и материальные, педагоги могут больше развиваться, тем самым мотивируя друг друга [1, с.91].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что когда педагоги начинают свою деятельность, их мотивация находится на высоком уровне, со временем становится тяжелее, ведь работа с детьми требует много энергии и отдачи. Руководитель образовательной организации должен контролировать моральное состояние своих сотрудников, также иногда дать им возможность отвлечься, организовывая совместную деятельность. Педагог получит огромное удовольствие от своей работы, когда увидит положительные результаты своих воспитанников, тем самым вынося и для себя полезные навыки. Еще одним важным фактором поддержки мотивации является создание условий для самосовершенствования педагогов, ведь если у человека есть талант, способности, а самое главное желание создать что-то новое и делиться этим своими коллегами, но нет возможностей, уровень мотивации может упасть.

Текст статьи
  1. Адаир Дж. Эффективная мотивация. – М.: Эксмо, 2003. - 254 с.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 285 с.
  3. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. / Сост. Т.В. Морозова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
  4. Егоров Е.Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом. – Н. Новгород, ВГИПА, 2004. - 140 с.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – С-Пб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
  6. Клегг Б. Как мотивировать людей. – СПб.: Нева Экономикс, 2003. - 222 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля