По оценке «Greenpeace» общая площадь свалок в России уже достигла устрашающих цифр – более 4 миллионов гектаров, что сопоставимо с территорией Швейцарии [7]. По данным Росприроднадзора, к началу 2018 года в нашей стране был накоплен катастрофический объем отходов – 38 млрд 73 млн тонн [6].
Только в начале января 2019 года в России официально началась мусорная реформа, проведение которой откладывалось в течение 4 лет – Федеральный закон № 458‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят еще 29декабря 2014 года. Отсутствие каких-либо методических рекомендаций по расчёту тарифов, нежелание трезво оценить масштабы проблем привело к тому, что регионы не смогли разработать территориальные схемы обращения с отходами, а также осуществить последующий обоснованный выбор регионального оператора в первоначально установленный срок. Кроме того, нельзя сказать, что и сам рынок отходов был пустым–компании, владеющие полигонами, организации, собирающие, затем доставляющие туда мусор имели собственные «личные» интересы.
В феврале 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию отметил необходимость проведения работ по решению экологических проблем России: «Люди проявляют всё более высокие требования к вопросам экологической безопасности. И, пожалуй, самая болезненная тема – это ситуация с коммунальными отходами...Да, так называемыми мусорными проблемами не занимались, может быть, сто лет, то есть никогда, на самом деле, не занимались» [1].
В итоге, несмотря на неудачный опыт начала «перестройки системы», в 2019 году было принято решение реализовывать мусорную реформу снова.
Так, в соответствии с новыми правилами:
- полномочия по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами переданы на региональный уровень;
- изменена схема формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО;
- выделена самостоятельная услуга по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных услуг;
- изменена схема обращения с ТКО;
- закреплено обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
- запрещено захоранивать использованные книги, журналы, брошюры и каталоги, автомобильные шины, изделия из полиэтиленовой пленки и стекла;
- закреплены определенные обязанности для хозяйствующих субъектов, нормативы устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей – производители товаров обязаны обеспечить нормативы утилизации, которые определены по товарам в соответствии классификатором продукции по видам деятельности.
Результатами реализации всех нововведений должны быть: снижение объемов вывозимых на свалки отходов, достижение к 2024 году доли отправляемого на переработку мусора до 36%, согласно показателям нацпроекта «Экология», который напрямую связан с мусорной реформой, а также ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления [2].
Нормативно-правовая база создана, цели обозначены, так почему же мусорный «переворот» до сих пор не происходит?
Уже спустя месяц после законодательно закрепленного «старта» в проведении мусорной реформы начались сбои: непонимающие почему приходят новые платежи с увеличенными ценами граждане начали выходить на митинги; региональные операторы по обращению с отходами снова не успели провести в полном объеме все организационные работы, что привело к накоплению мусора в контейнерах после новогодних праздников.
Первый год реформы обращения с отходами подходит к концу, но проблемы, которые начались уже в её начале, не решены в полной мере и до сих пор. Обнародованные Генеральной прокуратурой РФ данные за прошедший период 2019 года насчитывают свыше 55 тысяч нарушений федерального законодательства об обращениях с отходами производства и потребления. Со стороны населения – от 20 до 35 процентов неплатежей за вывоз мусора, со стороны юридических лиц – 65-70% [5]. Растет количество субъектов, эксплуатирующих полигоны, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Кроме того, к типичным проблемам регионов можно отнести и некорректный подсчет объемов образования отходов, который приводит к неправильному планированию, и логистически неправильное расположение объектов инфраструктуры, и отсутствие перспективных сооружений в целом.
Остается большое количество предприятий, которые не хотят в новом порядке вывозить произведенные отходы; неплатежи приводят к кассовым разрывам региональных операторов, которые сейчас, пока имеется возможность, хотя и покрываются из различных источников, тормозят проведение реформы. Попытки внедрения в сознание людей необходимости раздельного сбора мусора предпринимаются, некоторые регионы успели в этом достичь определенных успехов, но говорить о том, что населению всей России привили культуру рационального обращения с отходами, нельзя. Вместе с тем, на начальном этапе внедрения раздельного сбора мусора нередко возникают прецеденты, когда люди сдают мусор раздельно, после чего приезжает мусоровоз и все соединяет, что делает сортировку бессмысленной. В стране была создана публично-правовая компания, которая следит за эффективным и законным обращением твердых коммунальных отходов – «РЭО», и это, несомненно, шаг вперед, но существующие проблемы этим не решить.
Таким образом, мусорная реформа, направленная на модернизацию системы обращения с отходами потребления и производства, а также на изменение сформировавшегося у людей образа жизни, введена абсолютно обоснованно, и её необходимость обусловливается многими факторами. Но лишь без пробелов в законодательстве, с внедрением новых способов переработки отходов, с наличием во всех субъектах РФ оборудования для организации процессов рационального обращения с мусором, с четким пониманием надобности изменений устоявшихся правил, которые привели к проблемам катастрофического масштаба, представляется возможным создать условия для появления полноценной и функционирующей отрасли по переработке отходов, которая станет лишь первым этапом в осуществлении экологического переворота. Так, мусорную реформу в том виде, в котором реализуется она сейчас, можно назвать лишь подготовкой для нужных стране изменений.
Следует согласиться с мнением А.С. Алихаджиевой, что «экологическое развитие, очевидно, это не разовый шаг, а эволюционный процесс, требующий формулирования новых целей на каждом этапе» [3, с. 6]. Сегодня современная Россия нуждается в усовершенствовании всех систем, которые приносят вред экологии, ведь обеспечение благоприятной окружающей среды – принципиально важная задача государства, так как она напрямую связана с жизнью и здоровьем граждан. Практика показывает, что обозначенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года задачи создания эффективной системы утилизации отходов производства и потребления не были решены до конца. Поэтому в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года необходимо, в первую очередь, обозначить необходимость устранения проблем, которые мусорная реформа в том виде, в котором реализуется она сейчас, решить не смогла, а также предложить новые перспективы её развития.
Реформа, затрагивающая обращение с мусором в России, может быть успешно реализована, если:
1. На территории государства будут внедряться технологии брикетирования мусора, которое позволит:
- сократить объем мусора и мусорных полигонов, за счет создания компактных мусорных брикетов;
- минимизировать неприятный запах и риск развеивания отходов: измельченный спрессованный мусор помещают в особую воздухонепроницаемую упаковку, благодаря которой процессы биоразложения прекращаются;
- повысить скорость и удобство их погрузки за счет уменьшения объема отходов;
- снизить расходы на транспортировку мусора за счет увеличения его количества в брикетах;
- увеличить число рабочих мест в регионах.
Технология брикетирования раздельного мусора позволит успешно решить проблемы будущих отходов, однако, с сегодняшними переполненными мусорными полигонами стоит начать работу по рекультивации уже сегодня.
Полагаем, что новую технологию стоит апробировать в нескольких регионах РФ, поскольку не все регионы финансово способны поддержать данный проект.
2. Будут созданы экологические производства на территориях регионов-доноров на расстоянии более 30 км от существующих свалок, так как данное расстояние является оптимальным для получения положительного экономического эффекта.
Отсортированный мусор должен свозиться на данное предприятие, проходить этапы измельчения, магнитной фильтрации и прессовки. После этого спрессованный мусор должен быть упакован в водоотталкивающую и пожаростойкую пленку, которая снизит риск биоразложения и его последствий. На следующей стадии брикетированные отходы должны быть утилизированы. Анализ зарубежного опыта позволил выделить наиболее популярные способы утилизации брикетированного мусора:
- сжигание с получением тепло- и электроэнергии, которую можно использовать для снабжения социальных учреждений;
- захоронение на полигонах с исключением выброса опасного свалочного газа и других экологических последствий;
- вторичная переработка.
Технология брикетирования поможет снизить колоссальную нагрузку на экологию страны за счет уменьшения объемов мусора. Главной целью является предоставление возможности органам власти минимизировать негативные последствия от существующих мусорных полигонов до полного перехода к раздельному сбору мусора и устранению всех свалок.
3. Все слои населения, люди всех возрастов будут достаточно проинформированы о необходимости, причинах и правилах осуществления раздельного сбора отходов.
Как показывает практика, далеко не все граждане обладают достаточным уровнем экологической культуры. Типичными примерами являются люди пожилого возраста, которые с трудом «приспосабливаются» к новым изменениям и молодое поколение, которое, в силу возрастных особенностей и отсутствия опыта, не понимают значение предпринимаемых мер.
Для предложения способов решения данной проблемы можно обратиться к современному российскому опыту. В январе 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации были закреплены уточняющие правила розничной торговли, а уже с июля молочные продукты без содержания заменителей молочного жира и с его содержанием начали обозначать соответствующим образом, внедрение данного новшества дало возможность покупателю визуально отделять продукты. Для того чтобы население, особенно старшее и молодое, легче восприняло новый порядок сбора мусора, запомнило, что и куда нужно класть при его разделении, представляется возможным установление информационных изображений в виде контейнера нужного цвета около витрин с однотипными продуктами.
Например, около витрин с питьевой водой, которая у большинства производителей находится в пластиковых бутылках возможно установление изображения с контейнером определенного цвета, чтобы покупатель знал, в какой контейнер нужно будет потом поместить использованную тару.
4. Рациональным представляется законодательное утверждение единых цветовых обозначений контейнеров для каждого вида отходов. Установление «собственной» цветовой гаммы в каждом субъекте будет препятствовать усвоению и запоминанию необходимой информации, вызывать «путаницу» в сознании людей. Кроме того, создание единой цветовой гаммы упростит процессы информирования и обучения граждан.
5. Целесообразно использование успешного российского опыта информирования населения о планируемых новшествах через телевизионные СМИ. Как отмечает А.С. Алихаджиева, «Познавательная роль медийных средств в экологическом просвещении довольно велика, и освещать существующие проблемы, к примеру с помощью рекламных роликов, указывая на человеческие ошибки, пропагандируя проблемы сохранения биосферы, призывая к коллективному решению значимых вопросов в области охраны окружающей среды, это те немногие моменты, которые активно должны муссировать средства радиовещания, телевидения» [4, с. 234]. Так, показательным является пример оповещения населения о переходе на цифровое вещание. Реклама на федеральных каналах активно транслировалась с начала 2019 года, и уже в октябре вся Россия перешла на «цифру». В телевизионных роликах подробно обсуждались смысл перехода и его способы, что позволило россиянам вовремя поменять устаревшую модель телевизора на современную, приобрести специальную приставку и в целом понять все преимущества реализованного перехода.
Несомненно, тема перехода к новому способу сбора отходов первое время будет более сложна для восприятия, однако в условиях ухудшающейся экологической обстановки это является необходимостью. Телевидение до сих пор остается ведущим СМИ, через которое возможно донести необходимую информацию для жителей страны с минимальными затратами. Например, трансляция социальных роликов с элементами инфографики о необходимости и способах раздельного сбора мусора в прайм-тайм, стала бы одним из способов информирования всех слоев населения. Кроме того, с помощью коротких мультипликационных роликов представляется возможным освоение детьми экологической культуры с самых ранних лет.
С какими дополнительными сложностями предстоит столкнуться как жителям страны, так и представителям власти при реализации мусорной реформы в будущем – покажет время. Но, как абсолютно верно отметил Президент – «Делать вид, что ничего не происходит, уходить в сторону, отмахиваться от требований граждан – абсолютно недопустимо. Эти вопросы трудны, конечно, но ведь и трудные вопросы обязательно надо решать» [1]. Первый шаг к решению экологических проблем уже сделан, Стратегия 2035 должна способствовать продолжению пути России к экологически безопасному будущему.