научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Особенности проектирования эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассматривается вопрос проектирования педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. описаны основные признаки педагогического взаимодействия; рассмотрены основные направления проектирования взаимодействия субъектов образовательного процесса. В заключении сделан вывод о том, что представляет собой педагогическое взаимодействие и на что оно направлено.

Аннотация статьи
проектирование
образовательный процесс
педагогическое взаимодействие
участники образовательного процесса
Ключевые слова

В последнее время вопрос эффективного проектирования педагогического взаимодействия активно изучается по той причине, что это является важной задачей анализа воспитательной системы образовательной организации. Процесс передачи необходимой информации происходит лишь в результате взаимодействия участников образовательного процесса между собой. Обучение рассматривается как деятельность, которая предполагает взаимное влияние педагога и обучающихся друг на друга в результате которого создаются и меняются формы и методы совместной деятельности [5, с.7].

При изучении данной проблемы исследования были использованы следующие методы: теоретические методы: анализ и обобщение научной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; методы анализа полученных данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов эмпирического исследованная;

В истории педагогики существуют множество подходов, которые направлены на эффективное проектирование педагогического взаимодействия, нацеленные на развитие у обучающихся ценностных личностных установок, коммуникационных и творческих способностей. Педагогическое взаимодействие представляет собой совместную деятельность педагога и обучающихся в результате которого организуется совместное решение поставленных задач [4, с. 18].

Изучив психолого-педагогическую литературу, выявили, что в педагогике существуют два направления проектирования педагогического взаимодействия: первое, где участники образовательного процесса являются субъектами; второе, где педагог является субъектом, а обучающиеся являются объектами. Первое направление предполагает анализ, изучение особенностей, целей и интересов участников образовательного процесса, а также обмен опытом в результате общения и совместной деятельности. Второе направление предполагает изучение педагогом индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, их интересов, при этом в большинстве случаев, не включая обучающихся в процесс проектирования их совместной деятельности [10, с. 34].

Для эффективного проектирования педагогического взаимодействия важным условием является создание среды, которая способствует [1, с.22]:

  • активной деятельности всех участников образовательного при решении задач и рассмотрении возникших вопросов на всех этапах проектирования педагогического взаимодействия;
  • становлению исследовательской позиции всех субъектов образования;
  • получению обратной связи;
  • товарищескому общению, которое в свою очередь предполагает осознание ценности личности каждого обучающегося, его интересов, возрастных и индивидуальных особенностей и мнений.

Неправильно организованное взаимодействие между участниками образовательного процесса является одной из причин того, что педагоги не могут достичь поставленных целей в своей деятельности. Это в свою очередь приводит к неудовлетворенности в своей педагогической профессии. Об этом свидетельствуют труды таких авторов как Я.Л. Коломенский [7, с.4], Т.Н. Мальковская [9, с.32] и др. Правильно организованное взаимодействие между педагогом и обучающимся совершенно иначе влияет на образовательный процесс. В первую очередь это приводит к формированию у обучающихся творческой инициативы, а также развитию познавательной деятельности. Данный вопрос рассматривался в трудах таких ученых как Л.И. Божович [3, с.20], Т.Н. Мальковская [9, с.11] и др.

Проанализировав труды зарубежных и отечественных педагогов, можно утверждать о том, что именно педагогическое взаимодействие является основой для успешного развития обучающихся как субъектов деятельности [2, с.16]

Совместная деятельность педагога и обучающихся представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов [6, с. 19]:

  • различные формы организации взаимодействия, которые в свою очередь направлены на проявление взаимоуважения и взаимопомощи по отношению к друг другу;
  • различные способы проектирования деятельности педагога и обучающихся, которые в свою очередь направлены на проявление самостоятельности и активности каждого участника образовательного процесса;
  • различные формы проектирования совместной деятельности обучающихся, которые в свою очередь направлены на проявление поддержки и помощи по отношению друг к другу. Это способствует развитию у обучающихся навыков командной работы, как с преподавателем, так и со сверстниками.

Проектирование совместной деятельности участников образовательного процесса не является целью учебно-воспитательной деятельности, а лишь организуется для того, чтобы обучающиеся смогли получить необходимые знания, способы осуществления деятельности, опыт коммуникации и развития умения работать индивидуально, а также в коллективе [8, с. 42].

Основными признаками сотрудничества участников образовательного процесса являются [9, с. 26]:

  • понимание участниками образовательного процесса единой цели, которая призывает педагога и обучающихся к совместной деятельности; взаимное желание достичь поставленную цель – это хорошая мотивация совместной деятельности;
  • эффективное проектирование совместной деятельности участников образовательного процесса, которая основана на проявлении ответственности и приложения усилий каждого участника к общему результату совместной деятельности;
  • стиль взаимоотношения участников образовательного процесса является активноположительной или гуманистической, которая предполагает в свою очередь проявление доброжелательности и взаимной помощи всех участников образовательного процесса по отношению друг к другу, при решении возникающих трудностей;
  • методика обучения, которая заинтересовывает обучающихся к выполнению совместной деятельности; способствует развитию у обучающихся самостоятельности, творческой активности, практическую и аналитическую деятельность;
  • взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом, их общение, совместный труд, а также принятие коллективных решений.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что взаимодействие в образовательном процессе понимается не только как оказание взаимной помощи участниками образовательного процесса при решении трудных задач, не только как совместный труд педагога и обучающихся, но и как совместная деятельность обучающихся в малых подгруппах, которая требует организации взаимодействия и с внешкольной средой.

Таким образом, проанализировав понятие «взаимодействие», мы можем утверждать о том, что здесь говориться о взаимоотношении между субъектами образовательного процесса, которая характеризуется взаимопомощью и доверием друг к другу. На всех этапах обучения: при постановке цели, при проектировании совместной работы, при изучении новой темы, а также при проверке знаний, педагог применяет определённые формы и методы. Обучающиеся осознав то, что от них зависит успех результата выполнения совместной деятельности, будет проявлять активность приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогам важно организовать правильное взаимодействие, которое способствует развитию у обучающихся определённых качеств, как в школе, как и за её пределами.

Текст статьи
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 365 с.
  2. Белова С. В. Диалог – основа профессии учителя : учеб.-метод, пособие / С. В. Белова. – М. : АПКиПРО, 2002. – 148 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.
  4. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд, 2018. – 329 с.
  5. Елисеев А. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса / А. Елисеев, Т. Соколова // Воспитание школьников. – 2000. – № 8– С.10.
  6. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова, 2018. – 230 с.
  7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.
  8. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения : учеб, пособие для студентов вузов / А. А. Лобанов. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
  9. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Т.Н. Мальковская. - М: Знание, 2016. - 64 с.
  10. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября