Автор(-ы):
Матвеева Светлана Андреевна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос проектирования педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. описаны основные признаки педагогического взаимодействия; рассмотрены основные направления проектирования взаимодействия субъектов образовательного процесса. В заключении сделан вывод о том, что представляет собой педагогическое взаимодействие и на что оно направлено.
Текст статьи
В последнее время вопрос эффективного проектирования педагогического взаимодействия активно изучается по той причине, что это является важной задачей анализа воспитательной системы образовательной организации. Процесс передачи необходимой информации происходит лишь в результате взаимодействия участников образовательного процесса между собой. Обучение рассматривается как деятельность, которая предполагает взаимное влияние педагога и обучающихся друг на друга в результате которого создаются и меняются формы и методы совместной деятельности [5, с.7].
При изучении данной проблемы исследования были использованы следующие методы: теоретические методы: анализ и обобщение научной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; методы анализа полученных данных: поэлементный анализ объектов исследования, методическая интерпретация результатов эмпирического исследованная;
В истории педагогики существуют множество подходов, которые направлены на эффективное проектирование педагогического взаимодействия, нацеленные на развитие у обучающихся ценностных личностных установок, коммуникационных и творческих способностей. Педагогическое взаимодействие представляет собой совместную деятельность педагога и обучающихся в результате которого организуется совместное решение поставленных задач [4, с. 18].
Изучив психолого-педагогическую литературу, выявили, что в педагогике существуют два направления проектирования педагогического взаимодействия: первое, где участники образовательного процесса являются субъектами; второе, где педагог является субъектом, а обучающиеся являются объектами. Первое направление предполагает анализ, изучение особенностей, целей и интересов участников образовательного процесса, а также обмен опытом в результате общения и совместной деятельности. Второе направление предполагает изучение педагогом индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, их интересов, при этом в большинстве случаев, не включая обучающихся в процесс проектирования их совместной деятельности [10, с. 34].
Для эффективного проектирования педагогического взаимодействия важным условием является создание среды, которая способствует [1, с.22]:
Неправильно организованное взаимодействие между участниками образовательного процесса является одной из причин того, что педагоги не могут достичь поставленных целей в своей деятельности. Это в свою очередь приводит к неудовлетворенности в своей педагогической профессии. Об этом свидетельствуют труды таких авторов как Я.Л. Коломенский [7, с.4], Т.Н. Мальковская [9, с.32] и др. Правильно организованное взаимодействие между педагогом и обучающимся совершенно иначе влияет на образовательный процесс. В первую очередь это приводит к формированию у обучающихся творческой инициативы, а также развитию познавательной деятельности. Данный вопрос рассматривался в трудах таких ученых как Л.И. Божович [3, с.20], Т.Н. Мальковская [9, с.11] и др.
Проанализировав труды зарубежных и отечественных педагогов, можно утверждать о том, что именно педагогическое взаимодействие является основой для успешного развития обучающихся как субъектов деятельности [2, с.16]
Совместная деятельность педагога и обучающихся представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов [6, с. 19]:
Проектирование совместной деятельности участников образовательного процесса не является целью учебно-воспитательной деятельности, а лишь организуется для того, чтобы обучающиеся смогли получить необходимые знания, способы осуществления деятельности, опыт коммуникации и развития умения работать индивидуально, а также в коллективе [8, с. 42].
Основными признаками сотрудничества участников образовательного процесса являются [9, с. 26]:
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что взаимодействие в образовательном процессе понимается не только как оказание взаимной помощи участниками образовательного процесса при решении трудных задач, не только как совместный труд педагога и обучающихся, но и как совместная деятельность обучающихся в малых подгруппах, которая требует организации взаимодействия и с внешкольной средой.
Таким образом, проанализировав понятие «взаимодействие», мы можем утверждать о том, что здесь говориться о взаимоотношении между субъектами образовательного процесса, которая характеризуется взаимопомощью и доверием друг к другу. На всех этапах обучения: при постановке цели, при проектировании совместной работы, при изучении новой темы, а также при проверке знаний, педагог применяет определённые формы и методы. Обучающиеся осознав то, что от них зависит успех результата выполнения совместной деятельности, будет проявлять активность приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогам важно организовать правильное взаимодействие, которое способствует развитию у обучающихся определённых качеств, как в школе, как и за её пределами.
Список литературы
Поделиться
Матвеева С. А. Особенности проектирования эффективного взаимодействия участников образовательного процесса // Актуальные исследования. 2020. №22 (25). С. 170-172. URL: https://apni.ru/article/1500-osobennosti-proektirovaniya-effektivnogo-vzai