Введение. В настоящее время в Удмуртии создана необходимая система подготовки спортивного резерва по дзюдо, включающая широкую программу организационных и методических мер. Однако, в условиях пандемии рационализация многолетней тренировки юных спортсменов требует организации оптимального управления тренировочным процессом в рамках спортивных школ. Развитие информационных технологий обеспечило массовый доступ специалистов спорта и тренеров к сетевым компьютерным технологиям. Это привело к необходимости внедрения этих средств в организацию тренировочного процесса в условиях самостоятельного обучения. Особенное значение в условиях самоизоляции приобретает обеспечение самостоятельной работы дзюдоистов на начальном этапе.
Анализ научной литературы и исследований показывает, что термин «тренерская поддержка» предполагает направленное решение проблем и преодоление трудностей, еще используется также понятие «методическое сопровождение», что означает непрерывную деятельность тренера, направленную на предотвращение трудностей обучения у спортсменов. По нашему мнению, дзюдоисты 7-8 лет, выполняющие самостоятельно все виды работ в условиях самоизоляции, нуждаются в помощи тренера и родителей не только в случае преодоления трудностей в процессе их выполнения, но и в обычных ситуациях, связанных с самостоятельным изучением аттестационной программы.
Предотвращая возникновение проблемных ситуаций, возникла необходимость разработать электронную аттестационную программу с применением дидактически обоснованных комплексов занятий с использованием видеосюжетов: техники базовых элементов, приемов, методов и средств обучения, учебно-методических рекомендаций по организации, планированию и контролю самостоятельной работы детей, занимающихся в секции дзюдо МБУ СШ № 4 г. Ижевска.
Всё более расширяющееся использование персональных компьютеров, сети «Интернет», как средства обучения, объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; созданием доступной информационной и тренировочной образовательной среды; формированием «обучающих программ», предполагающих использование информационных технологий.
Однако, до настоящего времени не выполнено исследование, в котором бы рассматривались проблемы педагогического обеспечения самостоятельной работы дзюдоистов 7-8 лет в условиях пандемии.
Все вышесказанное позволило сформулировать противоречие: с одной стороны, переход спортсменов на самостоятельное обучение в условиях пандемии; с другой стороны, недостаточно разработаны электронные аттестационные программы для самостоятельной работы детей 7-8 лет, занимающихся дзюдо. Именно это противоречие определило проблему исследования: создание структуры и содержания электронной аттестационной программы дзюдоистов, каким должно быть педагогическое обеспечение самостоятельной работы детей 7-8 лет в условиях самоизоляции.
В соответствии с проблемой была сформулирована цель исследования: разработать электронную аттестационную программу по освоению базовых элементов детей 7-8 лет, занимающихся в секции дзюдо; создание обучающих видеофрагментов по технике выполнения упражнений и требований оценивания физической и технической подготовки, позволяющее достичь максимально возможной эффективности самостоятельной работы дзюдоистов на начальном этапе.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная аттестационная программа повысит качество усвоения аттестационных тестов по физической и технической подготовке спортсменов, обеспечит успешное овладения базовыми приемами и подходами в дзюдо, позволит повысить её эффективность в условиях самостоятельного обучения.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- Разработать структуру и содержание аттестационной программы дзюдоистов 7-8 лет в условиях самостоятельного обучения.
- Определить и экспериментально проверить реализацию предлагаемой программы, провести анализ результатов аттестации спортсменов, внести коррективы в тренировочный процесс [3].
В информационном обеспечении тренировочного процесса юных спортсменов большую роль играет визуализация, т.е. демонстрация и показ технически правильных, эталонных действий. В связи с этим нами была предпринята попытка создать наглядные дидактические материалы и видеосюжеты по освоению аттестационных базовых элементов и обучающих, дополнительных упражнений в дзюдо. В Институте физической культуры и спорта в учебной научно-исследовательской лаборатории аудиовизуальных средств и компьютеризации обучения по спортивным педагогическим дисциплинам кафедры ТиМФКГиБЖ под руководством д.п.н., профессора Петрова П.К. была разработана электронная аттестационная программа по дзюдо для детей начальной подготовки. Ресурс доступен по ссылке: https://vk.com/public200497040. Программа построена в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, представляет систему упражнений и приемов на основе мультимедийных технологий, которые позволят юному спортсмену освоить упражнения и дополнительные технические элементы к аттестационному зачету в спортивной школе, а также возможно повысят уровень теоретических знаний базовых элементов и приемов в дзюдо.
Нами было рассмотрено две формы работы с детьми и их родителями для реализации данной программы в режиме самоизоляции: групповые занятия и индивидуальные. Групповая работа предполагала занятия по видеоконференции в «ZOOM», «Viber», где тренер в назначенное время вместе с детьми спортивной группы выполнял комплекс физических упражнений. Для нашего исследования мы выбрали индивидуальную работу с детьми и их родителями с использованием информационных технологий. Дистанционно нами были организованы индивидуальные занятия по освоению техники базовых упражнений аттестационной программы по дзюдо в условиях самоизоляции [1, с.126].
Для проведения занятий самостоятельно были предложены занятия по электронной аттестационной программе по дзюдо. Перед занятием представлен комплекс упражнений для разминки. На каждом занятии предложена методика обучения одного базового упражнения с описанием техники выполнения. Обучение начинается с названия и характеристики базового элемента, описываются требования к технике выполнения, приводятся основные ошибки, допускаемые при обучении. Далее тренер демонстрирует базовый элемент по дзюдо в целом, уточняет детали исходного положения и предлагает комплекс упражнений с конкретным количеством повторений и подходов. Каждое занятие иллюстрировано рисунками и графиками, красочными фотографиями, видеофрагментами, дидактическими материалами, которые позволяют наиболее наглядно представить информацию по изучению различных двигательных действий [2, с.14]. Ребенку необходимо не только их выполнить, но и совместно с родителями зафиксировать выполнение на видео, которое затем отправить тренеру. После каждого занятия приводится перечень вопросов, на которые детям предстоит ответить самостоятельно.
В организации исследования нами была разработана анкета для родителей, направленная на выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации предложенной аттестационной программы по дзюдо в условиях пандемии.
В анкетировании приняло участие более 30 родителей детей, занимающихся дзюдо в МБУ СШ № 4 Ижевска. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
- С какими трудностями Вы столкнулись, выполняя задания по аттестационной программе «Дзюдо»?
- Готовы ли вы в назначенное время совместно с детьми выполнять физические упражнения по видеоконференции в групповой форме?
- Ваши предложения по реализации данной программы в условиях самоизоляции.
Полученные данные проанализированы и представлены в результатах исследования.
Анализ анкет показал следующее: 70% родителей ответили, что у них не возникло проблем при выполнении упражнений, 30% столкнулись с рядом проблем: маленькая площадь проживания, ремонт в квартире, некому вести видеосъемку, мешают младшие дети.
Ответы о готовности выполнять упражнения совместно со своими детьми через использование видеоконференций в «присутствии» всех ребят спортивной группы и их родителей распределились следующим образом, 20% согласны с групповой формой тренировок; 80% родителей выразили нежелание такой формы по различным причинам: стеснительность детей, «насмешки» при выполнении упражнений, невозможность выделить именно это время для занятий, нежелание «приглашать» гостей дистанционно и многие другие причины.
На последний вопрос родители предлагали добавить в данную аттестационную программу раздел видеоконференций по организации встреч со спортсменами и деятелями спорта Удмуртии или их комментарии о поединках лучших дзюдоистов страны. Предлагались встречи с лучшими спортсменами Удмуртии, ЗМС и МС по дзюдо: Атнабаевым Рафхатом, Горшениным Романом.
Успешный опыт применения разработанной электронной аттестационной программы говорит об эффективном использовании ее в тренировочном процессе детей на начальном этапе подготовки, так как по результатам соревнований количество дзюдоистов, освоивших аттестационное тестирование, составило 84 %. Грамотный подход к организации, внедрению аттестационной программы по дзюдо может открыть новые возможности для привлечения более талантливых детей в спорт, но для этого необходимо совершенствовать информационные технологии, а также повысить привлекательность электронных обучающих и контролирующих программ и конкурентоспособность тренеров в спортивных школах.