Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (26), декабрь '20

Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка

В работе описаны способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка. Средства визуализации используются не только для облегчения восприятия потока информации, но как способ развития познавательного интереса учеников. Выбор технологии визуализации зависит от задач, которые ставит учитель, выполняя требования стандартов и социума. Наряду с тем, что средства визуализации учебного материала облегчают знакомство с иностранным языком и миром иноязычной культуры, технология визуализации является мощным вспомогательным средством для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Аннотация статьи
формирование когнитивных процессов
зрительное восприятие
педагогических технологий
технология визуализации
процесс активного поиска
Ключевые слова

Сегодня процесс обучения в школе – процесс активного поиска наиболее адекватных приемов и способов работы для повышения эффективности усвоения материала и создания условий для формирования коммуникативной компетенции. На каждом занятии в зависимости от поставленных задач и согласно требованиям стандартов учитель вынужден предъявлять огромное количество информации, и, опираясь на особенности ее усвоения, обеспечить формирование коммуникативных навыков и умений. Современному школьнику в условиях постоянно изменяющегося и совершенствующегося мира не подходит статичное изучение текстов учебника. От процесса изучения иностранного языка он ожидает динамичности, познавательности, практической значимости. Данные требования могут и должны быть соблюдены в рамках использования различных педагогических технологий, позволяющих реализовать подходящие приемы и способы работы, которые будут соответствовать многочисленным требованиям, предъявляемым к уроку и отражать социальный запрос подрастающего поколения.

Наряду с другими технологиями активного обучения технология визуализации стала наиболее актуальной для обеспечения разнообразия предоставления учебного материала в связи с учетом физиологических и психологических особенностей подрастающего поколения.

Для человека, а тем более для ребенка, важно закреплять информацию зрительно. Необходимо понять, что данный процесс познания состоит из сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы [4].

 В современной науке зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение, ориентирует и регулирует поведение [3].

Большая часть всей информации из внешнего мира (70-90%) воспринимается при помощи зрительного анализатора. При обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. Из этого следует, что ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная. Зрительные представления способны заменить информацию, получаемую от других анализаторов, потому что именно благодаря зрению человек свободно ориентируется в окружающем мире, зрение помогает быстро реагировать на возникающие опасности, зрение дает возможность видеть такие предметы, которые удалены от глаз на миллиарды километров [2].

Принимая во внимание то, что визуализация является важной частью жизни человека, необходимо включать в процесс обучения различные технологии, которые помогут лучше воспринимать учебный материал. Ученику важно не только прослушать то, что скажет учитель, но и увидеть своими глазами задания и примеры.

Для учителя важно не только использовать средства визуализации, но и правильно направлять зрительное восприятие детей. Ребёнок встречается с многообразием форм, красок, предметами различных размеров. Он познает мир, рассматривая окружающее пространство. Для гармоничного развития ребенка важно обращать внимания на то, что находиться вокруг него и правильно ли он оценивает происходящую действительность, ведь если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Зрительное восприятие поддается развитию, совершенствованию, особенно в период детства.

Знания о том, как работает зрительная система, и как сознание формирует полученные образы, помогает при подборе языкового материала. Учитель подбирает более яркий и красочный материал для детей младшего школьного возраста. Дети лучше запоминают иностранные слова, если привяжут слово к яркому образу, который показал учитель. Необходимо понимать, что в младшем школьном возрасте нужно обращать внимания ребенка на важные аспекты. Визуальное восприятие может быть хаотичным, а внимания рассеиваться, поэтому, даже предоставляя визуальный материал, обязательно нужно акцентировать внимания ребенка на визуальном объекте.

В развитии зрительного восприятия важную роль играет понимание картинки. Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка включает в себя несколько предметов и дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки.

А. Бинэ и В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления или предметная, характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания или действия, которая длится от 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений, характерная для детей после 9-10 лет.

Намеченные А. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта - картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей, а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей [5].

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления школьников. При определении средств развития зрительного восприятия школьников необходимо учитывать возрастные особенности. Развитие зрительного восприятия – это процесс необратимый, который сложно контролировать. Если положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратится. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности ребенка, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия [6].

Иностранный язык является сложным для восприятия и понимания, так как у нас уже существует закрепленный в сознании образ слова и предмета, уже сформировалось понимание того, как можно передавать информацию, используя родную речь. Внедрить новый язык – внести новые слова и представления о уже существующих предметах и явлениях в нашей голове. Иностранный язык рождает новые ассоциативные связи, которые трансформируют и развивают наше мышление. Именно визуальное представление помогает лучше запомнить новую лексику.

Средства визуализации знаний используются для передачи знаний, формирования когнитивных процессов. Создаваемые визуальным образом представления, помогают не только овладеть изучаемым материалом, но и обобщить и запомнить новый материал, а также способствовать длительному сохранению в памяти и легкому воспроизведению.

Существует много способов реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка.

Наиболее известный и простой вид визуализации – картинки. Они могут иллюстрировать ситуации, явления или предмет. Изображения являются наиболее эффективным способом запоминать новые иностранные слова. Показывая школьникам картинки, учитель акцентирует внимания на том, какой предмет или ситуация изображена, формируя новые ассоциативные связи и закрепляя визуальный образ незнакомого слова в памяти. Картинки можно использовать не только для запоминания слов, но и для возможности закрепить в речи новую лексику. Для этого подойдут упражнения по описанию картинки, где ученик будет воспроизводить слова благодаря образам, которые он видит. Школьник может также задавать вопросы или отвечать на них. Иллюстрации не помогают в создании внутренней наглядности, но являются ведущими при обучении устному иноязычному общению.

Важно сделать визуализацию интерактивной, потому что пассивное восприятие информации с изображения плохо запоминается и не формирует образа в сознании. Поэтому для формирования познавательных способностей учеников необходимо не просто применять наглядность, которая не предполагает сложной мыслительной деятельности, но и когнитивную визуализацию учебной информации.

Новые технологии значительно расширили возможности для использования технологий визуализации в процессе обучения. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски открывают бесчисленные возможности для представления учебного материала.

Наиболее распространенным способом наглядно показать материал является презентация. Мультимедийная презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Она многофункциональна и подходит для показа картинок, схем, видео и много другого. Можно включить в презентацию кроссворды, музыкальное сопровождение или аудиофайлы. Презентации могут быть использованы и просто незаменимы в процессе применения игровых технологий [1]. В настоящее время именно она помогает представлять информацию людям удобным и простым для восприятия и усвоения способом. Презентации могут быть как простыми, например, можно показывать только слово или текст и добавить картинку, а можно и создать более структурированную и сложную. Социальный сервис Prezi.com способен помочь учителю в создании более интересной и необычной презентации. Данная программа позволяет создавать презентации нового вида с нелинейной структурой, где весь материал можно свернуть в одну картинку или наоборот каждый элемент может быть развёрнут и рассмотрен более детально. Саму презентации после ее создания необходимо скачать, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения.

Еще одним способом визуализации новых слов может быть семантическая карта. Ее можно подготовить заранее или создать вместе с учениками. Она состоит из общего слова от которого идут связанные с ним темы, которые делятся на под темы, образуя дерево из различных слов. Можно придать семантической карте любой удобный ученикам вид. Самое главное – это восприятие и помощь в запоминании и закреплении новой лексики, формирование новых мыслительных связей.

Существует бесчисленное множество способов реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка благодаря достижениям современного информационного пространства. Средства визуализации используются в качестве помощника для запоминания учебного материала, визуализации знаний, развития познавательного интереса учеников. Выбор технологии визуализации зависит от задач, которые выдвигает социум, министерство образования и сам учитель. Использование системы средств визуализации в обучении иностранному языку дает широкие возможности не только для знакомства с другой культурой, но и передачи в понятной форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний. Наряду с тем, что средства визуализации учебного материала облегчают знакомство с иностранным языком и миром иноязычной культуры, технология визуализации является мощным вспомогательным средством для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Текст статьи
  1. Аджемян Г.И., Кравченко О.В. Игровые технологии на уроках французского языка // Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. 2019. – Издательство: Курский государственный медицинский университет. – С. 273-278.
  2. Барабанщиков В.А., Белопольский В.И. Стабильность видимого мира. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 303 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 288-318.
  4. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2007. – 416с.
  5. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992. – 380 с.
  6. Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М., 1980. – 115с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая