Современная система образования функционирует в очень динамичной среде. Информация сегодня легкодоступна и избыточна. Перед вузами стоит сложная, но решаемая задача, которая связана с получением обучающимися узконаправленных знаний и формированием профессиональных компетенций.
В настоящий момент в Москве реализуют свою деятельность 266 вузов [1]. Для сравнения заметим, что во всей Германии функционируют порядка 379 аккредитованных вузов, а в Великобритании – 250.
Если проанализировать рейтинг RAEX 2019 [2], в котором представлены лучшие вузы России, то можно отметить, что в нем доминируют именно московские вузы. Так, только в первую двадцатку вошли 13 вузов Москвы.
Закономерный интерес вызывает рейтинг от Forbes, в котором, в частности, учтен такой показатель, как востребованность выпускников того или иного вуза на рынке труда [3]. Согласно этому рейтингу, ВШЭ занимает 1-е место, второе – МГУ, третье – МФТИ, пятое – МИФИ.
В рейтинге ТОП-500 представлены следующие московские вузы: МГУ (74 место), МФТИ (281 место), МГТУ (292 место), ВШЭ (298 место), МГИМО (348 место), МИСиС (428 место).
Можно выделить следующие тенденции в развитии московского высшего образования:
- Междисциплинарность. Чем больше хаоса вокруг, тем больше глубины было в исследованиях, тем сильнее росла специализация и разделение по предметным областям. В традиционном образовании это давало свой положительный эффект. Однако система современного московского высшего образование стремится к реализации междисциплинарного подхода, когда студенты проходят несколько учебных предметов, которые находятся во взаимосвязи. Одновременное изучение несколько дисциплин порождает более глубокий уровень восприятия и целостного понимания. Подобный подход совершенствует критическое мышление, открывая горизонты для новых наук и исследований.
- Активные формы обучения. Отметим, что закончилось то время, когда профессор был единственным носителем знаний. В настоящий момент информация широко доступна всем слоям населения. Сейчас всё больше подходов в образовании апеллируют к активным формам обучения, которые включают дискуссионный подход, реализацию исследований и практики. Студент больше не слушатель, а центральная фигура. Решение кейсов, игровые задачи, проблемные занятия – вот то, что вызывает интерес у современного студента. Современный преподаватель не транслирует знания, а создает среду, в которой происходит обучение, направление студентов в правильное русло. Само собой, подобный подход возможен только в небольших группах, а качество преподавания должно повышаться.
- Свобода и ответственность. Пока в российском образовании нет возможности полноценного выбора студентами тех предметов, которые им хотелось бы изучать. Однако многие вузы Москвы действительно предлагают различные варианты выбора тех или иных направлений.
- Диджитализация и смешанное образование. В современном цифровом мире (это уже бесспорное утверждение) странно не воспользоваться цифровыми возможностями для обучения. Цифровизация как оказывает на систему образование как положительное, так и отрицательное влияни. Однако неполная «дистационка» может повышать качество процесса образования, в чем и убедились множество ведущих московских вузов.
- Практика получения двойных дипломов. Современные московские вузы предлагают получение диплома бакалавра, магистра сразу от двух вузов: российского и зарубежного, чаще всего, британского вуза. В итоге конкуренция российских вузов уже выходит не на региональный уровень русскоговорящих жителей СНГ и соседних стран, а на уровень взаимодействия в международном образовательном пространстве.
Для современного российского образования, в том числе и высшей школы Москвы, стоят вызовы, которых не знала история никогда прежде.
Во-первых, это всеобщая цифровизация, которая уже неизбежна на фоне последних событий, связанных с пандемией коронавируса.
Во-вторых, это всеобщая конкуренция, когда российские вузы начинают конкуренцию с международными.
В-третьих, правительство региона и в целом по стране занято активным продвижением образования. Например, проект 5-100.
Активно обсуждаются программы стратегического академического лидерства, которая инициирована с ориентацией на национальные проекты и цели развития.
Всё продолжаются споры относительно системы образования: англосаксонская или немецкая. Однако уже англосаксонская система не проявляется в своём типичном виде, а немецкая давно переняла лучшие практики у американцев и англичан.
Перед российским образованием стоят следующие вызовы:
- Образование всё больше становится индивидуальным.
- Спрос на рынке труда изменился кардинально и продолжает меняться.
- Замещение человека в простых видах деятельности, в том числе умственном труде.
- Информационная и коммуникационная отрасль, как отдельная сфера экономики.
- Важность soft skills.
- Новейшие технологии обучения.
- Непрерывное образование.
- Конкуренция со стороны невузовских организаций
- Массовость высшего образования.
Стоит отметить, что в московском образовании, как и в целом по стране множество неэффективных структурных сдвигов. Например, на направления сельское и рыбное хозяйства выделяется множество бюджетных мест, поэтому уровень проходных баллов крайне низкий. Политика предоставления бюджетных мест для подготовки будущих инженеров и технологов носит отрицательный характер.
Никаких серьезных сдвигов в качестве подготавливаемых студентов, спроса на специалистов не возникло. В то же время, сокращение бюджетных мест по социальным и гуманитарным направлениям приводит к тому, что средний балл по ЕГЭ для студентов на платной основе, гораздо выше, чем на многие специальности по бюджету.
Само собой, выход из данной ситуации достаточно простой. Необходимо представлять больше бюджетных мест на те направления и тем вузам, в которых большой конкурс на платный прием и высокий проходной балл. При этом сокращать бюджетные места, где нет практически платного приема и низкого качества набор на бюджетные места.
Кроме того, бюджетные места распределяются неэффективно. В настоящее время, заработная плата вузов выделяется на основе: преподаватель-студент по соотношению 1 к 12, т.е. на группу из 25 человек будет выделено всего 2 ставки, что будет равно восьми предметам в год. В итоге один преподаватель может читать три-четыре различных курсов, которые не связаны между собой и не имеют никакой научной основы у преподавателя.
В данной связи представляется целесообразным ограничение на размер приема, где бюджетных мест не менее 5 тыс. – набор должен быть не менее 50 человек по направлению. Если бюджетных мест менее 5 тыс., то не менее 25 человек. В итоге в вузе возможно будет создание условий для формирования коллектива, который имеет ведущие знания по предметной области.
На счет критических замечаний относительно развития московских вузов надо сделать важную ремарку. В современных российских условиях, некогда качественное образование, особенно, высшее, подвергается критики. При этом критики достаточно обоснованной. Но мы должны понимать, что схожей критики подвергаются и международные университеты за рубежом, в том числе наиболее известные – Гарвард и Стэнфорд.
Диплом остается лишь дипломом, набора знаний не хватает для активной работы, либо необходимый багаж знаний является исчерпывающим и не используется в работе. Поэтому в современном вузовском образовании на первый план выходят универсальные навыки и компетенции, всё большее значение уделяется Soft Skills. В первую очередь, высшее образование сейчас меняет своё направление к следующим качествам: умение учиться; навыки работы с информацией; быстрое освоение новых задач и технологий; способность критического мышления; творческого подхода; развитие эмоционального интеллекта.
Современное образование в городе Москве развивается достаточно активно, совершенствуются подходы к обучению, и выпускники ведущих вузов являются востребованными среди работодателей. Московская высшая школа задаёт определенный уровень, которому должны соответствовать регионы.