Зарубежный опыт социального обеспечения населения
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Зарубежный опыт социального обеспечения населения

В последние годы в России довольно высок уровень социальной напряженности, обусловленный расслоением населения по доходом, повышением пенсионного возраста и др., что требует от государства адекватных сложившейся ситуации мер в области обеспечения социального обеспечения населения. В этой связи интерес представляет накопленный в зарубежных странах опыт, рассмотрению которого и посвящена данная статья.

Аннотация статьи
государство
социальное страхование
социальное пособие
социальное обеспечение
зарубежный опыт
Ключевые слова

Изначально системы социального обеспечения населения стран мира базируются на одной из двух моделей, описанных ниже.

Первая модель – это континентальная модель или модель Бисмарка, основывающаяся на соорганизации взаимной помощи и страхования всего работающего населения. Поэтому пособии могли назначаться только работающим людям в зависимости от их положения и дохода.

Вторая модель, зародившаяся в истоках социального обеспечения – это модель атлантическая или модель Беверджа. Она основывается на комплексном принципе обеспечения минимального бюджета потребления всех граждан страны.

Само собой, в современном мире нет каких-то обособленных моделей и каждая из них берёт лучшие черты друг друга. Кроме того, каждая страна исходит из своей истории и особенностей, которые трансформируются в собственный опыт социального обеспечения населения.

Деятели науки выделяют несколько успешного действующих систем:

  1. Социально-демократическая модель. Данная модель присуща ассамблеи Скандинавских стран. Фундамент модели строится на базе практически полного госрегулирования доходов населения, а также распределения социальных благ. В этих странах именно правительство берет на себя ответственность за социальную защиту и социальное обеспечение. В данной модели у государства главная цель – это обеспечение полной занятости, предоставления минимального уровня жизни, создание комфортных условий для проживания каждого гражданина страны.
  2. Неолиберальная модель. Примером данной модели является социальная политика Соединенных Штатов Америке. Социальное обеспеченность является вопросом между бизнесом и наемными сотрудниками, когда государство участвует в данном процессе лишь с учетом постановки минимального уровня з/п на определенных видах работ. Подобные нормативы применяются на федеральном уровне и уровне отдельных штатов, что, с одной стороны, является основной для дифференциации доходов внутри страны, но, с другой, поддерживает жителей отдельных штатов.
  3. Неконсервативная модель. Своё распространение система получила в Федеративной Республике Германия. Система достаточно сложная, которая включает в себя коллективное влияние и ответственность перед государством, как правительства, так и частного бизнеса. Здесь государство воздействует на социальное обеспечение через смешанные решения, которые проявляются как в законотворчестве, так и в разрезе финансовой и материальной поддержки.
  4. Неосистема Бевериджа. Подобная система нашла своё применение в Соединенном Королевстве Великобритания и Ирландии. Базой для системы стало недопущение снижения дохода населения ниже определенного уровня. Здесь важно, что государство стимулирует производителей и сферу торговлю в поддержании определенного уровня цен, а население – дотациями для реализации комфортной жизни.

Само собой, страны, применяющие одну и ту же систему, могут отличаться друг от друга, однако социальное обеспечение по большей части зависит сильнее от развития самих стран. Поэтому в Западной Европе уровень обеспечения достаточно схожий.

На практике страны руководствуются принципами социального обеспечения:

  1. Доступность. Социальное обеспечение должно быть доступным, простым в применении и использовании для нуждающихся групп и отдельных граждан.
  2. Всеобщность. Социальное обеспечение обязано распространятся на всех жителей страны, без каких-либо ограничений.
  3. Адаптивность. Гибкость социальной защиты, соответствие её текущим условия и возможностям государства, потребностям гражданского общества становится важнейшим атрибутом и принципом построения.
  4. Справедливость. Справедливость выражается в однообразии подхода, без выделения тех или иных привилегированных групп или отдельных граждан без четких на то оснований.
  5. Ответственность. Государство, общественные объединения должны нести ответственность за реализацию социальной обеспеченности.

Социальная политика и обеспечение в каждой из стран достаточно адаптивные и меняются в соответствии с изменениями экономическими, так и внешней среды.

Рассмотрим отдельно наиболее развитые страны по социальному обеспечению.

Германия. Финансовая база социального обеспечения строится на принципе обязательного страхования: пенсионное; медицинское; по инвалидности.

Взносы чаще всего уплачивает и сотрудник, и работодатель. Если работодатель не оплачивает взносы, за него приходится делать это сотруднику.

Рассмотрим наиболее популярные виды пособий: социальная помощь, базовое пособие для пожилых; пособие по безработице и членов их семей; дотации на детей; материальная поддержка студентов и школьников в виде различных стипендий и ссуд; возможные дотации при аренде жилых помещений; дотации беженцам; пособия на воспитание детей.

Отметим, что ФРГ становится определенным эталоном для других стран в области обеспечения граждан. Однако высокие расходы на социальную сферу делают необходимыми большие налоги и повышают стоимость жизни для работающих немцев, чем многие из них недовольны.

Швеция. Основа шведского счастья – это социальное страхование. Выплаты работодателей по взносам составляет 30% от оплаты труда. Из них 18% поступает в пенсионный фонд, а 12% – фонд социального страхования.

Средства социального страхования расходуются на 5 групп: помощь семьям с детьми; пособия и помощь безработным; помощь мигрантам; помощь пациентам; стоматологическая медпомощь.

Соединенные штаты Америки. Если говорить о социальное поддержки в США, то она достаточно неоднозначная. С одной стороны, в США множество людей, которые живут на пособия. С другой стороны, высокие налоги и отсутствие каких-либо гарантий и медицины для работающего населения ставит его в очень неудобную позицию.

Кроме того, стоит понимать, что США – это федеративная республика, где каждый штат в действительно устанавливает свои налоги, программы, социальное обеспечение и так далее. Поэтому достаточно сложно говорить о США в целом. Однако мы попробуем оценить общие принципы и походы американской системы.

Социальное обеспечение в США строится на базе выплат в соответствующие фонды части доходов или предпринимательской деятельности. Выплаты переводят в два фонда: фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.

Например, размер социального налога может быть разный: 6,2% от дохода работника в зависимости от уровня доходов; 12,4% от дохода предпринимателя и тоже различается от уровня дохода.

Опять-таки, всё значительно может отличаться от уровня дохода и штата проживания. Если мы говорим о выплатах на медицинскую помощь, то она составляет: 1,45% для трудящихся; 2,9% для частных предпринимателей.

Социальное обеспечение представляется, чаще всего, в рамках: пенсионные пособия; пособие по нетрудоспособности; семейные пособия.

Пенсионные пособия в себя включают следующие выплаты: пенсия по старости; пенсия по потери кормильца.

Отметим, что многие американцы недовольны пенсионной системой, так как государственная пенсия обеспечивает достаточно низкий уровень жизни. Поэтому многие из них используют различные варианты инвестиций, в том числе и пенсионных. При этом государство косвенно стимулирует к подобным инвестициям, где суммы ежемесячных инвестиций на пенсионных счетах может не облагаться налогом до определенного уровня.

Рассмотрим тенденции, которые складываются в развитых странах относительно последних событий. Большинство развитых стран уменьшают темпы роста социальных расходов и социальной обеспеченности.

Отметим, что в прошлом, начиная с 70-х годов все государства активно ринулись в социальную политику, основой которой становилось распределение средств от богатых в пользу бедных. Всё больше и больше государств тратили средства на финансирование социальной сферы и прямых дотаций для бедных слоев населения.

Однако взятие на себя множества обязательств заставило государства повышать налоговые ставки, возлагая на бизнес и людей данное бремя. До 2010 года государственные расходы на социальное обеспечение: пенсии; образование; поддержание занятости; медицины; поддержка семьи [1].

Расходы постоянно увеличивались. Однако всему хорошему когда-то приходит конец. Страны поняли, что больше увеличивать свои расходы на социальное обеспечение они больше не могут. Страны начали активно урезать свои социальные программы [2], столкнувшись с недовольством граждан.

Стоит отметить, что развитие европейского социального рая основывалось на разных фундаментальных причинах. Если 1970-1980 года это было решено за счет отказа женщин от работы и раннего выхода на пенсию, то в 1980-2000 гг. за счет эксплуатации дешевого труда в странах Азии.

Компании сокращали свои издержки за счет дешевой рабочей силы Азии. Стоит отметить тот факт, что снижение темпов роста социального обеспечения в европейских странах совпало с ростом заработной платы в Китае. Темпы социальных расходов в европейских странах начал снижаться.

В Европе начались ожесточенные споры и стало понятно, что не все европейские страны могут позволить себе социальное обеспечение уровня Германии. Однако единство Евросоюза стало помехой для внедрения принципа дифференциации.

Если оценить общий уровень государственных расходов от ВВП, то больше всего расходов на душу населения по состоянию на 2015 год приходится в Люксембурге – 19,427 тыс. долларов. На втором месте Норвегия – 14,711 тыс. долларов, на третьем место Дания – 12,895 тыс. долларов.

Таким образом, мы выяснили, что в каждой из стран социальное обеспечение имеет свои особенности. Первое, что на них влияет это уровень возможностей бюджета. Чем больше средств у государства и правительства, тем качественнее социальное обеспечение. Однако мы видим, что европейская модель обеспечения постепенно теряет свою актуальность, сталкивается с глобальными проблемами и недостатком финансирования. Стоит понимать, что развитие социальной сферы имеет определенные грани и возможности каждой страны.

В настоящее время всё больше тенденция в том, чтобы уходить от прямого финансирования и создавать комфортную среду и инфраструктуру для жизни и работы граждан, предоставляя им условия и возможности получения больших доходов и повышения своей конкуренции на мировом рынке.

Текст статьи
  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" // http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_162171/
  2. Либерман Т.И. Программно-целевое планирование: подходы, инструменты, тенденции развития: монография / Т.И. Либерман, М.А. Гурина. – М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. – 162 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня