Процветание государства сегодня зависит от множества факторов, среди которых одним из основополагающих выступает коммуникативный потенциал, определяющий перспективы взаимодействия с мировой общественностью. Это взаимодействие опосредовано инструментами средств массовой информации и управления потоками информации, которые приобрели глобальный характер [2, с. 270]. Основное поле взаимодействия государственных и общественных институтов в современной глобальной коммуникации – интернет-пространство. При этом функциональные возможности разных инструментов информационной деятельности в сети Интернет неравноценны. Выстраивание информационной политики во внешней среде и эффективной национальный брендинг требуют учета возможностей и ограничений различных интернет-площадок, определяющих интенсификацию цифровой дипломатии и чрезвычайное повышение значимости «мягкой силы».
Самым развитым и наиболее ориентированными на конкретные цели и задачи среди инструментов внешней коммуникации в виртуальном пространстве является персональная интернет-страница (сайт). Сайт – это лицо субъекта коммуникации в Интернете, первое, с чего начинается знакомство аудитории с ним, то пространство, в которое заинтересованные представители общественности могут многократно обращаться. За последние десятилетия технологии шагнули далеко вперед в области продвижения сайтов, в выработке средств воздействия на сознание и подсознание посетителей. Официальные сайты государственных институтов в структурном и формальном отношениях регламентированы нормативными актами, они должны ясно и четко отражать внешнеполитическую позицию своей страны, реагировать на запросы пользователей (что интересно в данный момент, будь то туризм, миграционная политика, экология или коронавирус). Главным достоинством является достаточно высокая управляемость, главным недостатком – пассивный характер работы с аудиторией: сайт работает тогда, когда его посещают.
Более активным инструментом глобальной коммуникации представляются интернет-блоги. Они представляют собой сайты, в которых по темам разбиты посты, обычно не очень длинные, около печатной страницы, с фотографиями и открытыми комментариями, причем. При этом разные публикации могут публиковать разные авторы. Даже если блог ведет от официального субъекта (департамента или министерства) полного управления зоной комментариев, например, в блогах нет. С одной стороны, это сопряжено с проблемой распространения неоднозначных комментариев к публикациям. С другой стороны, снятие социальной напряженности с помощью того, что каждый отдельно взятый человек может высказаться напрямую высокому или приближенному к политике должностному лицу, является важным функциональным преимуществом блога.
Справедливо считается, что наибольшее влияние на современную глобальную коммуникацию оказывают социальные сети (Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, TikTok, Вконтакте и др.). В них с разной степенью активности функционируют свыше 5 миллиардов интернет-пользователей. Официальные акторы внешней политики значительно расширили свое присутствие в соцсетях за последние 10 лет. Активная коммуникация в соцсетях требует определенных умений и навыков, требует специальной психологической и риторической подготовки. Формат некоторых сообщений ограничен количеством символов, к тому же необходимо учитывать восприятие новостей в соцсетях: сообщение должно быть лаконичным и привлекать внимание. Современные пользователи не читают длинные тексты, их привлекают сообщения, по стилистике напоминающие заголовки или слоганы (заинтересованный пользователь для получения подробной информации всегда может перейти по ссылке на сайт). С другой стороны, реактивная деятельность в социальных сетях, которая носит массовый характер, не требует специальных знаний (чтобы сделать репост или поставить дизлайк, не требуются никакие специальные познания). Количество подписчиков, репостов, ретвитов и лайков, активность пользователей в комментариях, частота постов – все складывается в новое явление, получившее название «твипломатия» – внешнеполитическая деятельность в глобальных социальных сетях.
Действительно, когда мировой лидер пишет в своем твиттере о каком-либо событии, другие политики должны ответить на твитт, полемизировать либо защитить его, либо просто высказать свое мнение по данному вопросу, к их голосам присоединяются тысячи комментаторов, лайкеров и хейтеров, создается впечатление равноправной коммуникации в глобальном социально-политическом пространстве. Эта полемика неизбежно выплескивается в эфир и на страницы традиционных медиа, мнения и комментарии которых, в свою очередь, дополняют интернет-дискуссию, и в результате формируется общественное мнение. Эффект вовлеченности в глобально значимые события миллионов пользователей социальных сетей укрепляет это мнение, даже если эти миллионы не разделяют его в полной мере. Ведь событие, о котором сообщил в своем твиттере мировой лидер, – это событие уже не чьей-то далекой и недостижимой жизни, а часть ежедневной коммуникации миллионов частных лиц, которые уже через возможность примитивного выражения мнения через лайк/дизлайк стали активными участниками большой мировой политики.
Социальные медиа привели мир к такому состоянию, что благополучие государства построено не только на силе и богатстве, но и на их способности использовать новые достижения в сфере коммуникации для решения внутри- и внешнеполитических задач.
Еще одна важнейшая функция социальных сетей реализуется твипломатии, которая зарекомендовала себя как отличный инструмент «мягкой силы». Твиттер и другие социальные медиа-платформы теперь играли особую роль в усилении или ослаблении позиций и общественного восприятия политиков. Еще несколько лет назад было трудно себе представить, что можно безнаказанно в публичном медиапространстве называть действующего президента США лжецом. Сегодня же модераторы Твиттера беззастенчиво ставят помету «не соответствует действительности» на твиттах Дональда Трампа, хотя именно он является преданным сторонником новых медиа в противовес «продажным и фейковым» традиционным СМИ, чтобы атаковать оппонентов и попытаться повлиять на характер общественной реакции по актуальным темам, представляющим международный интерес.
Анализ функционирования социальных сетей показывает, что наиболее функциональным инструментов в современной глобальной коммуникации являются социальные сети. Однако вопрос в том, эффективна ли эта форма дипломатии, если она стала площадной для сведения счетов, выражения недовольства и разжигания розни по разным (расовым, национальным и т.д.), остается открытым. В то время как государственные лидеры и дипломаты успешно используют Твиттер и другие формы социальных медиа для решения вопросов, связанных с публичной дипломатией и общением с гражданами внутри страны и за рубежом, они все еще борются с тонкостями социальных медиа и работают над тем, как использовать Твиттер в полной мере, когда речь заходит об обсуждении ключевых политических вопросов и о взаимодействии с другими политиками и главами государств.
Каких существенных результатов можно будет достичь с помощью новых инструментов глобальной коммуникации, покажет ближайшее будущее. Сегодня оно представляется весьма ярким и бурным: инструментарий глобальной коммуникации имеет весьма широкие перспективы, поскольку информационные сообщения легко обрабатываются, хранятся, преобразуются, извлекаются, ретранслируются [1, с. 400]. Однако неоспоримо и то, что дальнейшее изучение и совершенствование цифрового инструментария должно учитывать его функциональную специфику.