Главная
АИ #23 (26)
Статьи журнала АИ #23 (26)
Общая характеристика органов исполнительной власти в субъектах Российской Федера...

Общая характеристика органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

исполнительная власть
государственная власть
субъекты Российской Федерации
система органов
структура
высшее должностное лицо

Аннотация статьи

Описана общая структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Представлены функции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Сделан акцент на особенности органов исполнительной власти в таком субъекте РФ, как Республика Крым.

Текст статьи

Конституцией Российской Федерации определено, что в рамках ведения и полномочий РФ по вопросам совместного руководства РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ создают единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77). Отсюда следует, что структуру органов исполнительной власти не следует изучать отдельно от системы исполнительной власти субъектов РФ, под которой подразумевается совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную исполнительную власть, их подчиненность, способы взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления [3, с. 405].

Структура органов государственной власти республик (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) определяется субъектами РФ самостоятельно исходя из основ конституционного строя РФ и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральным законом. Сегодня это Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1].

В систему органов государственной исполнительной власти субъекта РФ включены:

  • высшее должностное лицо (руководитель);
  • высший исполнительный орган;
  • другие органы.

Состав исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяет высшее должностное лицо субъекта РФ исходя из конституции (устава) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ возглавляет данный орган. В разных субъектах РФ для обозначения должности высшего должностного лица субъекта РФ применяются разные наименования: президент (обычно в республиках), глава республики, губернатор, глава администрации и т.д. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть только гражданин РФ, который достиг 30-летнего возраста [4, с. 257].

Высшее должностное лицо субъекта РФ наделено разными полномочиями в области исполнительной власти, в частности оно:

  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ исходя из законодательства субъекта РФ;
  • принимает решение об отставке такого органа;
  • представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты об итогах работы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, которые поставлены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  • обеспечивает координацию работы органов исполнительной власти субъекта РФ с другими органами государственной власти субъекта РФ;
  • на основании законодательства РФ организовывает взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в пределах своих полномочий издает указы (постановления) и распоряжения.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – это непрерывно функционирующий орган исполнительной власти субъекта РФ, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, принимает участие в проведении единой государственной политики, касающейся финансов и науки, образования и здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Наименования высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут быть различными, но чаще всего они называются правительствами или администрациями [5, c. 36].

Точная структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ. Так, например, исполнительную власть в Республике Крым (далее – РК) осуществляют Глава РК, Совет министров РК и другие органы исполнительной власти республики. Глава РК является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти республики, срок его полномочий – пять лет. Полномочия действующего Главы РК заканчиваются в сентябре 2024 года. Совет Министров РК является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики [6].

Правовое регулирование правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ проводится на основании конституции (устава) субъекта РФ и региональными законодательными актами (например, полномочия Совета министров РК, Председателя Совета Министров РК, его заместителей и министров зафиксированы в Законе Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» [2]).

Организация и планирование работы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с его регламентом (например, Постановлением Совета министров РК от 06 августа 2014 г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым», Постановлением Совета министров РК от 22 января 2019 г. № 33 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) исполнительными органами государственной власти РК и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым»).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ проводит свою деятельность в порядке проведения заседаний, которые делятся на два вида: очередные и внеочередные. Региональный закон закрепляется частоту проведения очередных заседаний высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, так они могут проводиться не реже двух (одного) раз в месяц. Высшее должностное лицо субъекта РФ решает, когда проводятся внеочередные заседания, а в его отсутствие – заместитель по мере необходимости.

Обычно рассмотрение вопросов на заседаниях планируется на полгода вперед. План заседаний высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на очередной период состоит из перечня основных вопросов, которые подлежат рассмотрению на заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. К каждому вопросу указывается дата его рассмотрения и органы исполнительной власти, которые ответственны за подготовку вопроса.

Материальное, техническое, финансовое, социальное, организационное и другое обеспечение функционирования членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также контроль и проверку выполнения его поручений проводит Аппарат высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Функционирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ финансируется за счет средств из регионального бюджета.

В субъектах РФ обычно создаются и другие многочисленные органы исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции.

Таким образом, в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В Республике Крым органы исполнительной власти называются министерствами, агентствами и службами, а высшие органы исполнительной власти – Глава РК и Совет министров РК.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005, в ред. от 09.11.2020 г.
  2. Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» // Крымские известия. 2014. № 103-104 (5514-5515), в ред. от 07.04.2020 г.
  3. Быкова, А. Г. Органы законодательной и исполнительной власти : учебное пособие / А. Г. Быкова, А. В. Быков, А. В. Дорофеев; под редакцией А. Г. Быкова. – Омск : Омская юридическая академия, 2017. – 515 с.
  4. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие / Н. В. Макарейко. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2020. – 280 с.
  5. Першина, Е. А. Особенности функционирования исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Е. А. Першина // Закон и право. – 2018. – № 6. – С. 35-37.
  6. Республика Крым // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/ (дата обращения: 01.09.2020).

Поделиться

16703

Иванов А. М., Васильева Ю. В. Общая характеристика органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.I.С. 112-114. URL: https://apni.ru/article/1514-obshchaya-kharakteristika-organov-ispolniteln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января