Разработка электронной учебной системы «Тактика бокса» в универсальной информационно-контролирующей оболочке

Разработка электронной учебной системы «Тактика бокса» в универсальной информационно-контролирующей оболочке

Мультимедийные технологии посредством демонстрации различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации формируют дополнительное, отличное от непосредственно полученного во время тренировки эмпирического опыта, восприятие реальности. Такое восприятие помогает начинающему спортсмену иначе взглянуть на технику определенного вида спорта, выполняемое упражнение. Освоение техники не только путем мышечного запоминания выполняемого действия, но и формирование, и впоследствии запоминание визуального образа правильной техники способствует наиболее эффективному обучению начинающих спортсменов.

Аннотация статьи
физическая культура
тактика бокса
алгоритм программы
Ключевые слова

Актуальность. Одной из возможностей повышения эффективности обучения технике двигательных действий юных спортсменов являются возможности мультимедийных информационно-методических систем. В практике спорта процесс обучения спортивным движениям рассматривается как характерная форма передачи знаний о движениях и освоении специальных навыков, отражающих двигательный опыт предшествующих поколений. Андерсен Б. Бент рассматривает обучение как процесс взаимосвязанной деятельности тренера и спортсмена, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также на развитие умственных и духовных способностей обучаемых. Применение традиционных организационных подходов к процессу спортивной подготовки не ориентированы на конкретного ребенка и тем самым не позволяют максимально эффективно развить индивидуальные особенности моторики занимающихся при одновременном укреплении их здоровья [1].

В.С. Кашуба отмечает, что особенностью восприятия юных спортсменов является то, что дети точнее и лучше воспринимают полный зрительный образ движений. Вот почему важно создать правильное представление о движении (действии, приеме) с помощью тщательно отработанного показа, наглядных пособий, кино- и видеоматериалов [4].

Как отмечалось ранее, изучения технических действий в спорте принято делить на три этапа обучения: разучивание, закрепление, совершенствование. На данных этапах обучения огромную помощь в учебно-тренировочном процессе могут оказать мультимедийные средства, при помощи которых можно создать систему «виртуальной реальности» для быстрого формирования у юных спортсменов правильных двигательных навыков и умений.

Так, например, на этапе разучивания важно правильно создать, у занимающихся зрительный образ упражнения. Это можно сделать различными способами; показать методический видеоматериал, демонстрацией слайдов, показать, как выполняется это техническое действие ведущими спортсменами. Также в процессе разучивания снимать, а затем демонстрировать спортсмену видеоролик с выполнением приема самим спортсменом указывая на его ошибки. Тем самым он будет видеть себя как бы со стороны и лучше понимать, что от него требуется [3].

Компьютерные технологии обучения имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами формирования техники двигательных действий. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала [5].

Главной проблемой внедрения в практику мультимедийных средств обучения является негативная социальная установка многих тренеров (сторонников традиционной подготовки) к мультимедийным средствам обучения. По их мнению, применение мультимедийных технологий в учебно-тренировочном процессе научно не обосновано, а мультимедийные средства отвлекают от тренировочного процесса. Таким образом, эффективность применения мультимедийных технологий в различных видах спорта еще требует научного обоснования [2].

Специфика спортивной подготовки предполагает освоение техники спортивной дисциплины непосредственно в условиях традиционного тренировочного процесса, при непосредственном участии тренера. Вместе с тем, использование дополнительных электронных ресурсов, способствует расширению образовательных возможностей.

Такие электронные ресурсы могут иметь локальную (закрытую) и сетевую (открытую) форму.

Результаты исследования. Локальный ресурс предполагает возможность использования имеющихся материалов ограниченным кругом лиц с использованием материального носителя информации (карта памяти, диск). К таким ресурсам можно отнести обучающие фото и видеофайлы, мультимедиа презентации, локальные образовательные программы.

Сетевой ресурс предполагает возможность использования обучающих материалов неограниченным кругом лиц посредством сети Интернет. К таким ресурсам можно отнести: образовательные платформы; виртуальные университеты; учебные материалы в свободном доступе. К этому виду образовательных ресурсов можно отнести социальные сети, в частности спортивные «видео-блоги».

Образовательная платформа – ограниченный, личностно-ориентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сета подобных, полностью посвященных вопросам образования и развития, непременно содержащий учебные материалы и предоставляющий их пользователям на тех или иных условиях. Создателями образовательных платформ выступают коммерческие организации, авторы – специалисты отдельных научных областей, группы лиц, университеты. Также образовательная платформа может быть социальным проектом, поддерживаемым государством.

Существуют образовательные платформы, предоставляющие доступ к информационным материалам, разработанным ведущими вузами страны либо профессионалами в определенных областях. Пользователями системы являются субъекты, желающие изучить уже подготовленные непосредственно разработчиками платформы материла (видео- и аудио- лекции, презентации, тесты и т.д.). К таким образовательным платформам можно отнести: образовательная платформа «Открытое образование» (образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования».

Существуют также веб-приложения (платформы), позволяющие пользователям также возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Одним из примеров подобных платформ является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle).

Указанные электронные образовательные ресурсы функционируют только при использовании сети Интернет. Для создания образовательного курса необходимо получение лицензии на использование программного продукта. Доступ к таким ресурсам как для обучающихся, так и для преподавателей как правило платный.

Использование данного ресурса в качестве дополнительного материала к тренировочному процессу ограничено ввиду коммерческой составляющей образовательных платформ.

Локальные ресурсы позволяют тренеру создать самостоятельный продукт, использование которого возможно только обучающимися у него спортсменами без внесения дополнительной платы.

Мультимедиа презентации широко используются в современном учебно-тренировочном процессе. Технические условия для создания презентации минимальные, что позволяет тренеру в короткий срок при отсутствии специальных информационных навыков создать мультимедиа продукт. Вместе с тем, использование презентаций в тренировочном процессе имеет ряд недостатков. Каждый слайд презентации имеет ограниченный ресурс, не позволяющий разместить на одной странице достаточное количество фото, видео и текстовых материалов. Использование нескольких слайдов для освещения необходимой информации по одному вопросу влечет создание презентации с большим количеством слайдов, либо создание нескольких презентаций. Большой объем презентации влечет сложности с навигацией по содержимому презентации, что препятствует удобному освоению материала.

Выводы

Создание локальной образовательной программы позволяет решить проблемы мультимедийных презентаций, так как образовательная программа представляет собой единую систему информационных материалов, размещенных в определенном порядке, позволяющую осуществлять быструю навигацию по разделам образовательного ресурса. По своей сути, данная образовательная программа представляет собой электронный учебник с возможностями мультимедиа.
По результатам использования созданной электронной учебной системы экспериментальной группой, установлено, что созданный образовательный ресурс обеспечивает возможность самостоятельного изучения и освоения спортсменом на начальном этапе подготовки определенной тактики вида спорта «бокс», способствует повышению эффективности тренировочного процесса.

Текст статьи
  1. Андерсен Б. Бент. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Дрофа, 2017. 224с.
  2. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Электронный учебник. СПб.: изд-во СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта, 2015. 80с
  3. Гаданов А.Ш. Профессионально-личностное развитие спортсменов-единоборцев с применением интерактивных методов педагогического воздействия: на примере дзюдо : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гаданов Алим Шалауатович ; [Место защиты: Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова]. СПб., 2016. 24 с.
  4. Кашуба В.С. К вопросу использования информационных технологий в системе подготовки юных спортсменов // Актуальные проблемы подготовки резерва с спорте высших достижений : материалы Междунар. Науч.-практ. конф. : в 2 т. / ред. : М.Е. Кобринский. Минск: БГУФК, 2019. Т.2. С. 14-18.
  5. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие / П. К. Петров, 2-е изд., исправ., и доп. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. – 460 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня