Актуальность. Одной из возможностей повышения эффективности обучения технике двигательных действий юных спортсменов являются возможности мультимедийных информационно-методических систем. В практике спорта процесс обучения спортивным движениям рассматривается как характерная форма передачи знаний о движениях и освоении специальных навыков, отражающих двигательный опыт предшествующих поколений. Андерсен Б. Бент рассматривает обучение как процесс взаимосвязанной деятельности тренера и спортсмена, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также на развитие умственных и духовных способностей обучаемых. Применение традиционных организационных подходов к процессу спортивной подготовки не ориентированы на конкретного ребенка и тем самым не позволяют максимально эффективно развить индивидуальные особенности моторики занимающихся при одновременном укреплении их здоровья [1].
В.С. Кашуба отмечает, что особенностью восприятия юных спортсменов является то, что дети точнее и лучше воспринимают полный зрительный образ движений. Вот почему важно создать правильное представление о движении (действии, приеме) с помощью тщательно отработанного показа, наглядных пособий, кино- и видеоматериалов [4].
Как отмечалось ранее, изучения технических действий в спорте принято делить на три этапа обучения: разучивание, закрепление, совершенствование. На данных этапах обучения огромную помощь в учебно-тренировочном процессе могут оказать мультимедийные средства, при помощи которых можно создать систему «виртуальной реальности» для быстрого формирования у юных спортсменов правильных двигательных навыков и умений.
Так, например, на этапе разучивания важно правильно создать, у занимающихся зрительный образ упражнения. Это можно сделать различными способами; показать методический видеоматериал, демонстрацией слайдов, показать, как выполняется это техническое действие ведущими спортсменами. Также в процессе разучивания снимать, а затем демонстрировать спортсмену видеоролик с выполнением приема самим спортсменом указывая на его ошибки. Тем самым он будет видеть себя как бы со стороны и лучше понимать, что от него требуется [3].
Компьютерные технологии обучения имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами формирования техники двигательных действий. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала [5].
Главной проблемой внедрения в практику мультимедийных средств обучения является негативная социальная установка многих тренеров (сторонников традиционной подготовки) к мультимедийным средствам обучения. По их мнению, применение мультимедийных технологий в учебно-тренировочном процессе научно не обосновано, а мультимедийные средства отвлекают от тренировочного процесса. Таким образом, эффективность применения мультимедийных технологий в различных видах спорта еще требует научного обоснования [2].
Специфика спортивной подготовки предполагает освоение техники спортивной дисциплины непосредственно в условиях традиционного тренировочного процесса, при непосредственном участии тренера. Вместе с тем, использование дополнительных электронных ресурсов, способствует расширению образовательных возможностей.
Такие электронные ресурсы могут иметь локальную (закрытую) и сетевую (открытую) форму.
Результаты исследования. Локальный ресурс предполагает возможность использования имеющихся материалов ограниченным кругом лиц с использованием материального носителя информации (карта памяти, диск). К таким ресурсам можно отнести обучающие фото и видеофайлы, мультимедиа презентации, локальные образовательные программы.
Сетевой ресурс предполагает возможность использования обучающих материалов неограниченным кругом лиц посредством сети Интернет. К таким ресурсам можно отнести: образовательные платформы; виртуальные университеты; учебные материалы в свободном доступе. К этому виду образовательных ресурсов можно отнести социальные сети, в частности спортивные «видео-блоги».
Образовательная платформа – ограниченный, личностно-ориентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сета подобных, полностью посвященных вопросам образования и развития, непременно содержащий учебные материалы и предоставляющий их пользователям на тех или иных условиях. Создателями образовательных платформ выступают коммерческие организации, авторы – специалисты отдельных научных областей, группы лиц, университеты. Также образовательная платформа может быть социальным проектом, поддерживаемым государством.
Существуют образовательные платформы, предоставляющие доступ к информационным материалам, разработанным ведущими вузами страны либо профессионалами в определенных областях. Пользователями системы являются субъекты, желающие изучить уже подготовленные непосредственно разработчиками платформы материла (видео- и аудио- лекции, презентации, тесты и т.д.). К таким образовательным платформам можно отнести: образовательная платформа «Открытое образование» (образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования».
Существуют также веб-приложения (платформы), позволяющие пользователям также возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Одним из примеров подобных платформ является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle).
Указанные электронные образовательные ресурсы функционируют только при использовании сети Интернет. Для создания образовательного курса необходимо получение лицензии на использование программного продукта. Доступ к таким ресурсам как для обучающихся, так и для преподавателей как правило платный.
Использование данного ресурса в качестве дополнительного материала к тренировочному процессу ограничено ввиду коммерческой составляющей образовательных платформ.
Локальные ресурсы позволяют тренеру создать самостоятельный продукт, использование которого возможно только обучающимися у него спортсменами без внесения дополнительной платы.
Мультимедиа презентации широко используются в современном учебно-тренировочном процессе. Технические условия для создания презентации минимальные, что позволяет тренеру в короткий срок при отсутствии специальных информационных навыков создать мультимедиа продукт. Вместе с тем, использование презентаций в тренировочном процессе имеет ряд недостатков. Каждый слайд презентации имеет ограниченный ресурс, не позволяющий разместить на одной странице достаточное количество фото, видео и текстовых материалов. Использование нескольких слайдов для освещения необходимой информации по одному вопросу влечет создание презентации с большим количеством слайдов, либо создание нескольких презентаций. Большой объем презентации влечет сложности с навигацией по содержимому презентации, что препятствует удобному освоению материала.
Выводы
Создание локальной образовательной программы позволяет решить проблемы мультимедийных презентаций, так как образовательная программа представляет собой единую систему информационных материалов, размещенных в определенном порядке, позволяющую осуществлять быструю навигацию по разделам образовательного ресурса. По своей сути, данная образовательная программа представляет собой электронный учебник с возможностями мультимедиа.
По результатам использования созданной электронной учебной системы экспериментальной группой, установлено, что созданный образовательный ресурс обеспечивает возможность самостоятельного изучения и освоения спортсменом на начальном этапе подготовки определенной тактики вида спорта «бокс», способствует повышению эффективности тренировочного процесса.