Юридическое образование в глобализирующемся обществе

Юридическое образование в глобализирующемся обществе

В данной статье раскрывается определение глобализации и его влияние на стороны жизни общества. Освещаются проблемы становления юридического образования в России. Рассматривается развитие юридического образования в современных условиях глобализации права.

Аннотация статьи
глобализация
международное право
национальное право
юриспруденция
юридическое образование
глобализация права
Ключевые слова

В классическом определении в настоящее время под глобализацией принято считать всемирную политическую, экономическую и культурную интеграцию, а также унификацию.

Необходимо отметить то, что процесс глобализации несет объективный характер, а также обуславливается достаточно стремительной прогрессирующей интернационализацией разнообразных сторон жизни общества.

Глобализация является одним из явлений общемировой социальной динамики. В следствии этого, глобализация оказывает влияние на все стороны жизни не только общества, но и всего мира в целом. В настоящее время развитие науки и образования тесно связанно с явлениями общемировой социальной динамики и особенно тесно с процессом глобализацией.

В современном обществе невозможно представить образование и науку без налаженной взаимосвязи с зарубежными научно-исследовательскими и другими образовательными учреждениями. Так как без данной взаимосвязи невозможно поддерживать уровень науки и образования на необходимой степени развития. Стоит отметить, что глобализация как явление общемировой социальной динамики, имеет постоянную потребность наиболее быстрого доступа к результатам исследований других стран мира.

В сфере образования и науки в России, в процессе глобализации привносятся иностранные стандарты системы образования, так же подходы к пониманию сущности самих образовательных институтов и их механизмов реализации. Сфера образования и науки, модернизируется параллельно с общим инновационным развитием самой страны. Так как именно данная сфера жизни общества, тесно взаимосвязана с социально-экономической жизнью общества. Суммируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что в современном информационном обществе образовательная деятельность выступает основным и наиболее важным элементом его развития.

  В настоящее время роль юридического образования обуславливается тем, что юридические знания лежат в основе устройства государства, в основе регулирования жизни как отдельной личности, так и общества в целом, а также международных отношений государства. С учетом особенностей Российского государства, исторически сформировалась потребность в развитии юридической науки и самой учебной дисциплины. Ряд изменений, происходивших в истории Российского государства, как одни из направлений процесса глобализации права, происходили в системе национальных правовых систем и в системе международного права.

Необходимо отметить, что процесс глобализации приводит как к положительным, так и к негативным последствиям. Из-за этого данный процесс нуждается в правовом урегулировании, так как настолько обширный процесс без правового обеспечение невозможен [10, с. 3-15]. Понятия глобального права, которое может осуществлять схожее регулирование, «следует искать, – пишет В. М. Шумилов - в укреплении взаимосвязей между национальными системами права и международным правом» [11, с. 74]. И, как результат взаимодействия международного и внутреннего права, последнее «приведено к определенному единообразию» [11, с. 74].

Соглашаясь с данным цитируемым автором, следует отметить, что развитие процесса глобализации права обязано иметь опережающей характер, в первую очередь в своей научно-образовательной сфере.

В настоящее время перед юридическим образованием стоят новые практические задачи, одной из которых является новые методы обучения. Так, на первых курсах, когда обучающиеся еще не знакомы с юридическим языком, часто используется толкование не поддающихся уточнению текстов [7, с. 200].

Необходимо во время процесса обучения юристов, учитывать глобальную динамику развития общественных отношений, а также опережающий характер знаний, который обучающийся должен будет получить.

Для опережающего образования характерно формирования не просто личности, имеющая знания для работы в уже сложившихся общественных условиях, а конкретного индивида, способного «к постоянному обучению, приобретению социального и профессионального опыта жизни в постоянно изменяющихся условиях» [8, с. 174].

В настоящее время успешным является тот студент, который умеет ориентироваться в обширном потоке информации и умеешь воспользоваться этой информации более творческим подходом, и умеющий ее перерабатывать в соответствии с личными профессиональными интересами. В следствии этого, необходимо учитывать в ходе самого образовательного процесса, изменения в информационном поле педагогической деятельности, что требует «обучения студентов приемам рефлексивного, критического мышления» [9, с. 115]. В нынешнем информационном обществе образование является необходимым условием эффективной экономики знаний, сферы потребления, общественной системы в целом [5].

Несмотря на это, к глобализации юридического образования принадлежит одна из ключевых ролей в условиях нынешних глобальных процессов [3]. В первую очередь, под этим понимаются проявления новых характеристик, которые присущи образованию в целом, а не только к конкретно его юридической сфере.

По мнению многих педагогов проблематика толерантности, прав человека и гражданина, мировоззренческий нейтралитет государств, а также других субъектов права [1], обязана найти свое отражение в нынешних образовательных программах страны. М. А. Лукацкий, касательного этого, верно отмечал, что «убеждения должны быть результатом внутренней работы самого ученика, а не следствием навязывания ему чужих взглядов» [6, с. 184]. Подводя итог, следует отметить, что основной целью глобализации юридического образования «является подготовка кадров к научно-исследовательской, нормотворческой и практической работе в условиях формирующейся экономической, информационной, политической, социокультурной целостности современного мира» [2, 4].

Текст статьи
  1. Buryanov S. A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. 228 p.
  2. Афанасьева С. А., Бурьянов С. А., Звонарев А. В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 2. М.: МГПУ, 2019. 276 с.
  3. Бурьянов С. А. Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте формирования управления глобальным процессами в интересах устойчивого развития // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 36–49.
  4. Бурьянов С. А., Демиденко Э. С., Дергачева Е. А. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 1. М.: МГПУ, 2019. 200 с.
  5. Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы. М.: Изд. Московского университета. 2016. 553 с.
  6. Лукацкий М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого: дис. докт. пед. наук. Тверь, 1999. 307 с.
  7. Перевалов В. Д. Методология юридического образования: истоки и этапы развития // Российский юридический журнал. 2017. № 6 (117). С. 192–203.
  8. Русинов Р. К. О некоторых проблемах педагогической деятельности в юридических вузах // Российский юридический журнал. 2018. № 1 (118). С. 173–177.
  9. Русинов Р. К. Формирование критического мышления у студентов юридических вузов // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 109–115.
  10. Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблемы управления // Век глобализации. 2010. № 1. С. 3–15.
  11. Шумилов В. М. Глобальная нормативная система и ее составляющие // Государство и право. 2017. № 4. С. 72–78.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая