Юридическое образование в глобализирующемся обществе
В данной статье раскрывается определение глобализации и его влияние на стороны жизни общества. Освещаются проблемы становления юридического образования в России. Рассматривается развитие юридического образования в современных условиях глобализации права.
В классическом определении в настоящее время под глобализацией принято считать всемирную политическую, экономическую и культурную интеграцию, а также унификацию.
Необходимо отметить то, что процесс глобализации несет объективный характер, а также обуславливается достаточно стремительной прогрессирующей интернационализацией разнообразных сторон жизни общества.
Глобализация является одним из явлений общемировой социальной динамики. В следствии этого, глобализация оказывает влияние на все стороны жизни не только общества, но и всего мира в целом. В настоящее время развитие науки и образования тесно связанно с явлениями общемировой социальной динамики и особенно тесно с процессом глобализацией.
В современном обществе невозможно представить образование и науку без налаженной взаимосвязи с зарубежными научно-исследовательскими и другими образовательными учреждениями. Так как без данной взаимосвязи невозможно поддерживать уровень науки и образования на необходимой степени развития. Стоит отметить, что глобализация как явление общемировой социальной динамики, имеет постоянную потребность наиболее быстрого доступа к результатам исследований других стран мира.
В сфере образования и науки в России, в процессе глобализации привносятся иностранные стандарты системы образования, так же подходы к пониманию сущности самих образовательных институтов и их механизмов реализации. Сфера образования и науки, модернизируется параллельно с общим инновационным развитием самой страны. Так как именно данная сфера жизни общества, тесно взаимосвязана с социально-экономической жизнью общества. Суммируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что в современном информационном обществе образовательная деятельность выступает основным и наиболее важным элементом его развития.
В настоящее время роль юридического образования обуславливается тем, что юридические знания лежат в основе устройства государства, в основе регулирования жизни как отдельной личности, так и общества в целом, а также международных отношений государства. С учетом особенностей Российского государства, исторически сформировалась потребность в развитии юридической науки и самой учебной дисциплины. Ряд изменений, происходивших в истории Российского государства, как одни из направлений процесса глобализации права, происходили в системе национальных правовых систем и в системе международного права.
Необходимо отметить, что процесс глобализации приводит как к положительным, так и к негативным последствиям. Из-за этого данный процесс нуждается в правовом урегулировании, так как настолько обширный процесс без правового обеспечение невозможен [10, с. 3-15]. Понятия глобального права, которое может осуществлять схожее регулирование, «следует искать, – пишет В. М. Шумилов - в укреплении взаимосвязей между национальными системами права и международным правом» [11, с. 74]. И, как результат взаимодействия международного и внутреннего права, последнее «приведено к определенному единообразию» [11, с. 74].
Соглашаясь с данным цитируемым автором, следует отметить, что развитие процесса глобализации права обязано иметь опережающей характер, в первую очередь в своей научно-образовательной сфере.
В настоящее время перед юридическим образованием стоят новые практические задачи, одной из которых является новые методы обучения. Так, на первых курсах, когда обучающиеся еще не знакомы с юридическим языком, часто используется толкование не поддающихся уточнению текстов [7, с. 200].
Необходимо во время процесса обучения юристов, учитывать глобальную динамику развития общественных отношений, а также опережающий характер знаний, который обучающийся должен будет получить.
Для опережающего образования характерно формирования не просто личности, имеющая знания для работы в уже сложившихся общественных условиях, а конкретного индивида, способного «к постоянному обучению, приобретению социального и профессионального опыта жизни в постоянно изменяющихся условиях» [8, с. 174].
В настоящее время успешным является тот студент, который умеет ориентироваться в обширном потоке информации и умеешь воспользоваться этой информации более творческим подходом, и умеющий ее перерабатывать в соответствии с личными профессиональными интересами. В следствии этого, необходимо учитывать в ходе самого образовательного процесса, изменения в информационном поле педагогической деятельности, что требует «обучения студентов приемам рефлексивного, критического мышления» [9, с. 115]. В нынешнем информационном обществе образование является необходимым условием эффективной экономики знаний, сферы потребления, общественной системы в целом [5].
Несмотря на это, к глобализации юридического образования принадлежит одна из ключевых ролей в условиях нынешних глобальных процессов [3]. В первую очередь, под этим понимаются проявления новых характеристик, которые присущи образованию в целом, а не только к конкретно его юридической сфере.
По мнению многих педагогов проблематика толерантности, прав человека и гражданина, мировоззренческий нейтралитет государств, а также других субъектов права [1], обязана найти свое отражение в нынешних образовательных программах страны. М. А. Лукацкий, касательного этого, верно отмечал, что «убеждения должны быть результатом внутренней работы самого ученика, а не следствием навязывания ему чужих взглядов» [6, с. 184]. Подводя итог, следует отметить, что основной целью глобализации юридического образования «является подготовка кадров к научно-исследовательской, нормотворческой и практической работе в условиях формирующейся экономической, информационной, политической, социокультурной целостности современного мира» [2, 4].
- Buryanov S. A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. 228 p.
- Афанасьева С. А., Бурьянов С. А., Звонарев А. В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 2. М.: МГПУ, 2019. 276 с.
- Бурьянов С. А. Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте формирования управления глобальным процессами в интересах устойчивого развития // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 36–49.
- Бурьянов С. А., Демиденко Э. С., Дергачева Е. А. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 1. М.: МГПУ, 2019. 200 с.
- Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы. М.: Изд. Московского университета. 2016. 553 с.
- Лукацкий М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого: дис. докт. пед. наук. Тверь, 1999. 307 с.
- Перевалов В. Д. Методология юридического образования: истоки и этапы развития // Российский юридический журнал. 2017. № 6 (117). С. 192–203.
- Русинов Р. К. О некоторых проблемах педагогической деятельности в юридических вузах // Российский юридический журнал. 2018. № 1 (118). С. 173–177.
- Русинов Р. К. Формирование критического мышления у студентов юридических вузов // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 109–115.
- Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблемы управления // Век глобализации. 2010. № 1. С. 3–15.
- Шумилов В. М. Глобальная нормативная система и ее составляющие // Государство и право. 2017. № 4. С. 72–78.