Компания «Starbucks» на сегодняшний день является одной из ведущих сетевых кофеен на мировом уровне. Ее история берет начало в 1971 году в Сиэтле (США) с открытия небольшого магазина, где предлагался кофе отборных сортов собственной обжарки.
На сегодняшний день ООО «Starbucks corporation» насчитывает более 20000 заведений в 65 странах. Оборот которых составляет более 16 млрд долларов [3].
Кроме напитков, кофейни «Starbucks» предлагают своим посетителям свежую выпечку, уютную атмосферу, бесперебойный доступ в Интернет через Wi-Fi. Возможно, именно поэтому кофейни сети так популярны среди молодежи и бизнесменов, которые, как известно, не расстаются с ноутбуком и стаканчиком кофе – здесь для них созданы все условия. В 2006 году было открыто подразделение «Starbucks Entertainment», занимающееся различной творческой деятельностью: издательство книг, продюссирование фильмов, продажа компакт-дисков. Отдельный пункт доходов компании – продажа брендированной продукции – чашек, термосов и прочих сопутствующих аксессуаров [1].
Компания постоянно вкладывает свои усилия в разработку новых идей, новых продуктов, и новых впечатлений для клиентов, которые полюбили исключительно «Starbucks» и стали его постоянными клиентами.
Одной из точек «Starbucks» является кофейня в ТРК Континент, которая открылась лишь в 2014. На данный момент она является очень популярным местом среди студентов близлежащих вузов [2].
Для того чтобы получить более четкое представление о ситуации, в которой находится компания, а также выявить те аспекты функционирования кофейни «Starbucks», на которые стоит обратить внимание, проведем SWOT – анализ (табл. 1).
Таблица 1
SWOT-анализ кофейни «Starbucks» в ТРК «Континент»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Компания существует на рынке уже долгое время, также имеет мировую известность. Все это обеспечивает высокую степень доверия и преданности клиентов; · Высокое качество продукции и обслуживания создает хорошую репутацию компании; · Устоявшаяся корпоративная культура компании, которая обеспечивает стабильное функционирование. Бренд воспринимается как своеобразная идеология; · Несмотря на то, что это кофейня в меню присутствуют десерты и закуски, что повышает привлекательность заведения; · Удобное расположение кофейни (рядом с метро). |
· Высокая зависимость от поставщиков. Starbucks работает только с проверенными компаниями, предоставляющими качественный товар, поэтому при любых форс-мажорных ситуациях, найти им замену будет очень трудно; · Цены выше среднего. Так как это компания международного уровня, ценовая политика напрямую зависит от курса валют. Кроме этого, как и во всех раскрученных компаниях, Starbucks делает наценку за бренд; · Продукция, предлагаемая компанией (напитки, содержащие кофеин), оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Из-за этого некоторые сегменты потребителей отказываются от этого заведения. Например, дети, люди с заболеванием сердца, пожилые; · Низкая лояльность работников. |
Возможности |
Угрозы |
· Завоевание новых сегментов потребителей (дети, пожилые люди); · Сотрудничество с другими раскрученными брендами для увеличения потока клиентов; · Расширение рекламной кампании (использование не только интернет-каналов); · Расширение ассортимента закусок для привлечения большего количества клиентов; · Повышение мотивации персонала. |
· Укрепление позиций крупных конкурентов (Mc.Cafe); · Рост цен на ресурсы (зерна, молочная продукция); · Потеря поставщиков из-за обострения внешнеполитических отношений России с другими странами; · Снижение уровня покупательной способности населения. |
На основе данного анализа можно сделать вывод, что на данный момент Starbucks занимает устойчивое положение на рынке и уже завоевала доверие потребителей, поэтому основная задача компании не подводить своих клиентов. Но в то же время не стоит забывать о развитии, так как многие конкуренты серьезно настроены на упорную борьбу.
Каждая организация неразрывно связана со средой, в которой она функционирует. На ее развитие оказывает влияние огромное количество факторов внешней среды. Чтобы проанализировать их влияние на компанию «Starbucks» проведем PEST-анализ (табл. 2).
Таблица 2
PEST-анализ кофейни «Starbucks» в ТРК «Континент»
Политические факторы: · Отношения России со странами-партнерами компании, являющимися поставщиками ресурсов (возможно наложение санкций, что затруднит деятельность компании); · Законы и различные правовые нормы России, регулирующие отрасль общественного питания, накладывают определенные ограничения на работу кофейни. |
Экономические факторы: · Курс рубля оказывает значительное влияние на расходы компании, а также влияет на ценообразование, так как все сырье и расходные материалы закупаются в долларах США; · Покупательная способность населения является фактором, определяющим уровень спроса на продукцию компании, так как при падении заработка люди отдадут предпочтение более дешевым альтернативам; · Уровень заработной платы в сфере общественного питания влияет на привлекательность кофейни для персонала. |
Социо-культурные факторы: · Изменение потребительских предпочтений; · Демография – так как основной целевой сегмент компании молодые люди, структура населения Санкт-Петербурга, а конкретнее Фрунзенского района влияет на посещаемость; · Сложившийся в глазах потребителя имидж компании, который может как негативно, так и позитивно сказаться на спросе на услуги заведения. |
Технологические факторы: · Развитие социальных сетей, разработка различных приложений на мобильные устройства, оказывают влияние на рост популярности заведения; · Развитие технологий в сфере обслуживания клиентов (оплата мобильным телефоном, мобильное приложение «Starbucks», которое заменяет материальную карту); · Появление инновационных технологий в способах обжарки зерен и приготовления напитков помогают улучшить качество продукции, а также снизить издержки. |
На основе проведенных SWOT и PEST анализов выявим и классифицируем основные проблемы предприятия и его системы управления, вызванные изменчивостью внешней среды (табл.3).
Таблица 3
Основные проблемы кофейни «Starbucks» в ТРК «Континент»
Проблема |
Комментарий к проблеме |
---|---|
1. Рост цен на продукцию |
Из-за нестабильной экономической ситуации в России (высокий уровень инфляции, падение курса рубля) в компании происходит значительное повышение цен. Также на цену влияет рост цен на ресурсы, аренду помещения. Но также стоит отметить, что оплата труда не повышается. |
2. Низкая мотивация персонала |
Кофейне характерна высокая текучесть кадров. Персонал не видит себя на данном рабочем месте в долгосрочной перспективе. Незначительное внимание уделяется как материальной, так и нематериальной мотивации. Из-за этого снижается качество работы, а также отношение к руководству. |
3. Высокая зависимость от поставщиков |
Кофейне необходимо соответствовать стандартам качества продукции установленным главным офисом компании (США). Это является причиной высокой зависимости от определенных поставщиков. Чувствуя свою власть, поставщики имеют возможность завышать цены и устанавливать свои условия. Также в ситуации если данные поставщики будут не в состоянии поставлять продукцию, у кофейни начнутся большие проблемы с ресурсами. |
4. Слабая рекламная кампания |
Единственным видом рекламы является рассылка информации о различных акциях и предложениях постоянным клиентам. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день количество конкурентов кофейни только увеличивается, необходимо развивать и другие каналы рекламы (интернет, баннеры на улицах города, сотрудничество с другими брендами) |